ООО «ТрассаПлюс» гарантирует качество

…разделяя ответственность за результат
Большинство федеральных дорог в Восточной Сибири были построены в 1970-е годы прошлого века, так что к настоящему времени они значительно изношены. С учетом наблюдавшегося до последнего времени недофинансирования потребность в капитальных ремонтах и реконструкции — это хроническая болезнь дорожного комплекса, которую очень трудно излечить полностью. Этим занимаются дорожные подрядные организации. Задача специалистов строительного контроля — в том, чтобы не допускать приемку дорожно-строительных работ, выполненных с нарушением требований проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

Именно этим видом деятельности занимается ООО «ТрассаПлюс», образованное в Иркутске в октябре 2007 года. «Мы начинали с небольшого коллектива, — вспоминает генеральный директор ООО «ТрассаПлюс» Сергей Анненков, который стоял у истоков образования предприятия. — Все оборудование размещалось на базе одной «газели». Но по мере появления новых контрактов предприятие развивалось: расширялся штат, закупалось новое оборудование, была создана собственная стационарная дорожно-строительная лаборатория. Пожалуй, один из самых значимых объектов в практике компании — участие в ликвидации последнего грунтового разрыва на федеральной автомобильной дороге Р-255 «Сибирь» на участке 1437-1443 км в 2015 году. Это было значимое событие не столько для Иркутской области, сколько для России в целом. На вводе объекта в эксплуатацию присутствовал лично руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор).

В числе заказчиков — ФКУ Упрдор «Прибайкалье», ФКУ Упрдор «Забайкалье», ФКУ Упрдор «Южный Байкал», ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края, ГКУ «Бурятрегионавтодор» и другие. В настоящее время основные объекты строительного контроля ООО «ТрассаПлюс» располагаются в Иркутской области и Забайкальском крае. В частности, это строительный контроль за капитальным ремонтом федеральной автомобильной дороги А-331 «Вилюй» на участках 90-96 км и 111-121 км; капитальным ремонтом Р-258 «Байкал» на участке 1025-1033 км; капитальным ремонтом Р-255 «Сибирь» на участке 1724-1731 км; капитальным ремонтом водопропускных труб на федеральных автомобильных дорогах А-350 Чита — Забайкальск — государственная граница с КНР и Р-297 «Амур».

Генеральный директор ООО «ТрассаПлюс» Сергей Анненков

Кстати, дороге «Амур» в последнее несколько лет уделяется повышенное внимание со стороны государства. Напомним, осенью 2010 года президент страны Владимир Путин проехал по «Амуру», после чего последовал ряд поручений по доведению этой дороги до нормативного состояния. На тот момент состояние полотна вызывало справедливые нарекания: выявились просадки на протяженных участках, которые были вызваны деградацией вечномерзлых грунтов. В настоящее время специалисты ООО «ТрассаПлюс» осуществляют строительный контроль за капитальным ремонтом этой трассы на участках 51-61 км, 351-410 км, 483-502 км. «Наши специалисты находятся на объекте круглосуточно, начиная от геодезической разбивки до ввода объекта в эксплуатацию. Если выявляем нарушения, то они устраняются еще на этапе производства работ, — рассказывает Сергей Анненков. — Мы фактически разделяем ответственность за качество дорог с подрядной дорожной организацией. Поэтому заказчик нам полностью доверяет».

«Новое время — новые требования»

В настоящее время дорожно-строительная отрасль находится на переходном этапе: вступление в силу Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» внесло значительные коррективы в систему нормативного обеспечения работ, применяемых материалов, строительного контроля при строительстве автомобильных дорог. Это не могло не отразиться на работе организаций дорожной отрасли. Так, появился перечень новых стандартов, устанавливающих требования к основным строительным материалам и конструкциям: цементу, щебню, песку, битумам, материалам для дорожной разметки и др. Соответственно, вступили в силу новые стандарты, устанавливающие требования к отбору проб и методам испытаний, измерений строительных материалов, изделий и конструкций, которые должны применяться в ходе строительного контроля, рассказал руководитель испытательной лаборатории ООО «ТрассаПлюс» Алексей Коломейцев.

В 2014 году лабораторией ООО «ТрассаПлюс» был получен аттестат о подтверждении компетентности в системе «Росдорстройсертификация». В настоящее время она обеспечена испытательной и измерительной базой в соответствии со стандартами, персонал подготовлен с учетом всех современных требований. Надо отметить, что укомплектование лаборатории для проведения всего комплекса работ по предварительным национальным стандартам (ПНСТ) по таким испытаниям, как колейность, истираемость и др., — дело довольно затратное. Для этого необходимо закупить к стандартному набору оборудования еще с десяток новых агрегатов, общая стоимость которых может доходить до 25 млн рублей. К тому же в России пока не выпускается отечественное оборудование для проведения испытаний по ПНСТ. Приходится покупать дорогостоящее — иностранного производства.

Лабораторные посты проводят на объекте полное инженерное сопровождение.

Только один небольшой пример: ПНСТ 113-2016 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения водостойкости и адгезионных свойств» регламентирует применение сит (прибор для просеивания каменного материала), отличающихся по размерам и форме сечений с теми, что использовались ранее. Сделано это для того, чтобы состав асфальтобетонной смеси, который подбирают специалисты лабораторий, можно было без труда воспроизвести на АБЗ благодаря аналогичным видам инструментария. «Но сита — это только малая часть нововведений, — говорит Алексей Коломейцев. — Переход на новые стандарты — это не просто замена оборудования; надо еще «перестроить мозги», изменить психологию работы. Нелишне будет еще раз открыть методички и книги, почитать, вспомнить, поизучать. Впрочем, в настоящее время легитимны обе технологические базы. Ведь на дорогах территориального значения пока применяются старые стандарты. В любом случае ПНСТ предполагает лишь расширение материально-технической базы лабораторий, но не полную ее замену. Мы должны не потерять навыки, которые имеем, а только приобрести новые».

Насколько качество материалов и дорожно-строительных работ, выполняемых подрядчиками, соответствует современным требованиям? «Если сравнивать с периодом 90-х годов, то сегодня преобладающий объем тех показателей, которые мы подтверждаем, действительно соответствует заявленным требованиям, — отмечает Алексей Коломейцев. — Но в целом уровень требований заказчика относительно строительного контроля довольно высок, так что пропустить серьезный брак просто невозможно. По сути, сегодня сложилась трехуровневая система контроля. Первый уровень — это лаборатория дорожной организации-подрядчика, в функции которой входит контроль геометрических размеров, качественных показателей и характеристик. Второй уровень — это мы, как представители заказчика: наши специалисты постоянно находятся на объекте, проводят испытания. Третий уровень — лаборатория заказчика, которая проводит выборочные испытания. Иногда приезжают представители ФКУ «Росдортехнология», идут перекрестные проверки. Конечно, это довольно громоздкая система, однако она приносит результаты: качество капитальных ремонтов, реконструкций и строительства федеральных дорог сегодня очень высокое».

«В нашей работе не должно быть ошибок»

«Мы — глаза заказчика на объекте», — так образно определил функции стройконтроля инженер-лаборант ООО «ТрассаПлюс» Владимир Верхотуров. В настоящее время он руководит лабораторным постом на федеральной автомобильной дороге А-331 «Вилюй»; объект строительного контроля — участки 111-121 км и 90-96 км (заказчик — ФКУ Упрдор «Прибайкалье»). Приведение этой трассы в нормативное состояние продолжается уже не первый год. За последние пять лет на ней было ликвидировано более ста км гравийных разрывов, и сейчас дорога имеет асфальтобетонное покрытие на значительном протяжении. «В рамках ее содержания осуществляются ремонт и капитальный ремонт, и, возможно, скоро будут проекты по реконструкции для улучшения ее состояния с IV до III технической категории, — рассказал Владимир Верхотуров. — Это очень своевременно, поскольку эта дорога соединяет Сибирь и Якутск, и интенсивность движения между этими регионами только возрастает».

Как и другие лабораторные посты, Владимир с небольшим коллективом сотрудников проводит на объекте полное инженерное сопровождение. «Нас нанимают как ревизоров, — поясняет он. — Лабораторный пост полностью укомплектован оборудованием для того, чтобы мы самостоятельно могли проводить 95% испытаний, остальные отправляем в центральную лабораторию. У каждого специалиста — свой профиль. Я, как лаборант, контролирую качество материала, инженер-геодезист — объемы, специалисты-дорожники осуществляют непосредственный контроль за технологическими процессами, соблюдением проектов производства работ, соответствие требованиям нормативной документации. Мы не можем подорвать доверие заказчика. В нашей работе не должно быть ошибок».

В том, что российские дороги становятся более современным и безопасными, есть и вполне ощутимая заслуга таких компаний, как ООО «ТрассаПлюс».

По его мнению, переход отрасли на ПНСТ — это очень своевременный шаг, поскольку в первую очередь это уверенность для подрядчика: он будет знать, что применяет соответствующие и качественные материалы. «Со следующего года все проекты должны будут содержать ссылки на новые стандарты, а пока работаем с ними лишь частично, — продолжает Владимир Верхотуров. — В течение ближайших двух лет мы планируем постепенно заменить старое оборудование на новые образцы. Также в наших планах — приобретение дополнительных, более вместительных вагонов для комплектации лабораторного поста необходимым оборудованием».

Основной материал, качеству которого специалисты сегодня уделяют повышенное внимание, это битум. «Согласно новым требованиям, битумы должны иметь определенную температуру нагрева и хранения. На данный момент основной его поставщик — АО «Ангарская нефтехимическая компания» — занят производством специальных термостатирующих емкостей, которые будут способствовать более длительному хранению битума без потери его свойств».

В целом специалисты отмечают повышение качества дорожно-строительных работ в регионе. В том, что российские дороги становятся более современным и безопасными, есть и вполне ощутимая заслуга таких компаний, как ООО «ТрассаПлюс», которые не только формально выполняют свою работу, но и готовы разделить ответственность за нее с дорожниками.

Олег Усов