Они и в бронзе живые!

В центре столицы Приангарья появилась скульптурная композиция, посвященная великому советскому кинорежиссеру Леониду Гайдаю и легендарной троице из его фильмов — Трусу, Балбесу и Бывалому. Идея создания памятника зародилась четыре года назад, но только в этом году, как раз к 90-летию режиссера, удалось ее реализовать благодаря десяти компаниям-спонсорам. Скульптура обошлась иркутским меценатам в 19,5 млн рублей. Пожалуй, хорошее настроение жителей Приангарья стоит этого — новые бронзовые жители вызывают у прохожих только положительные эмоции.

«Нет, уж лучше вы к нам…»

Идея создания памятника принадлежит скульптору, заслуженному художнику Республики Бурятия, народному художнику Республики Калмыкия Александру Миронову. Это не первая его работа для Иркутска — семь лет назад он создал фигуру знаменитого полководца Георгия Жукова, которая находится в микрорайоне Солнечный и хорошо известна иркутянам. Александр Миронов надеется, что и новая работа, над которой он трудился вместе со скульптором Львом Сериковым и архитектором Сергеем Демковым, полюбится горожанам.

Памятник Леониду Гайдаю высотой почти три с половиной метра и весом более пяти тонн установили на площади Труда возле цирка. Скульптурная композиция — словно сцена со съемочной площадки: сидящий на режиссерском кресле Леонид Гайдай с сигаретой в руке, рядом с ним дворняга с динамитом в зубах (эта собака всем хорошо известна по фильму «Пес Барбос и необычный кросс»), а напротив режиссера герои «Кавказской пленницы»: Балбес (Юрий Никулин) и Бывалый (Евгений Моргунов) крепко держат за руки Труса (Георгия Вицина), пытающегося изо всех сил вырваться.

Скульптура выглядит и комичной, из-за сюжетного содержания, и одновременно величественной, так как передает дух целой эпохи. «Это памятник не только Леониду Иовичу и трем артистам, это памятник нашему времени, нашему кинематографу, тому замечательному веку, в который нам посчастливилось жить!» — отмечает народный артист России Валерий Золотухин, который вместе с другими звездами отечественного кино — Светланой Светличной, Василием Лановым, Ириной Медведевой — приехал на торжественное открытие памятника.

Вокруг монумента собралось более ста человек — иркутянам хотелось не только хорошенько разглядеть новое украшение города, но и послушать артистов, знавших лично режиссера и знаменитую троицу. Актеры рассказывали смешные истории, вспоминали крылатые фразы из гайдаевских фильмов и, конечно, говорили слова благодарности. Актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР Светлана Светличная (которой и самой посчастливилось сниматься у Леонида Гайдая в роли «невиноватой» из «Бриллиантовой руки») «на счастье» разбила о постамент режиссера тарелку. Есть такая традиция: в первый съемочный день бить тарелку, пояснила она и один осколок забрала себе на память.

Открытие памятника Гайдаю состоялось в честь первого международного кинофестиваля «Сердце Байкала», проведенного в Иркутске в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». Тематика фильмов — любовь и семейные ценности. Посмотреть картины можно было сразу на трех площадках города, все показы были бесплатными.

«Лед тронулся, господа присяжные заседатели…»

Гайдай и легендарная троица — это уже второй памятник, появившийся в Иркутске с начала октября. Недавно у входа в 130-й квартал установлена скульптура «Бабр». Обе работы сделаны местными скульпторами, сибиряками. Это несколько непривычно, так как наиболее известные и массивные скульптурные композиции Иркутска сделаны москвичами и петербуржцами: памятники российскому императору Александру III, первопроходцам, женам декабристов, Александру Пушкину. Это связано с тем, что в Иркутской области нет литейной базы (ближайшая в Улан-Удэ), а также с тем, что мастерам из провинции сложнее выигрывать муниципальные конкурсы.

Как отмечает автор фигуры «Бабр» Наталья Бакут, тяжело конкурировать со столичными скульпторами. «У них есть наработки, так как они работают на всю страну. Мы с ними изначально находимся в неравном положении, — объясняет она. — Когда был объявлен конкурс эскизных проектов памятников первопроходцам и декабристам, на работу был отведен всего месяц. Что это значит? Это значит, надо бросить все дела, заказы, чтобы заниматься только одним проектом. Это же нужно концепцию придумать, поднять архивные материалы, слепить фигуру из глины, то есть это большая работа. Проще, если есть наработки».

Под наработками скульптор имеет в виду готовые образцы, которые можно взять за основу того или иного памятника. Если внимательно просмотреть памятники по стране, будет видно, что многие из них похожи, говорит руководитель проекта «Бабр» Валерий Крюков. По его утверждению, такой же первопроходец, как в Иркутске, стоит в другом городе, и скопирован он с героя романа Фенимора Купера «Зверобой». «Я открываю книги Фенимора Купера и вижу там Зверобоя. Вот москвичи сдали нам такого же Зверобоя. Куда они готовили его, в Америку этого первооткрывателя? Они не понимают нашей действительности, — возмущается Валерий Крюков. — Мастера Иркутской области предлагали хорошие работы, но победила эта. Похожий памятник стоит еще в одном из российских городов, только с ружьем на плече. А памятник женам декабристов — это элементарная «Муза», которая тоже везде ставится, только в одном случае она держит флейту, в другом свечу, в третьем еще что-нибудь…»

Главный архитектор ЗАО ПИИ «ИркутскЖилГорПроект» Андрей Красильников говорит, что никаких наработок нет, «каждая скульптура делается индивидуально», поэтому, по его мнению, местные скульпторы с таким же успехом могут выигрывать муниципальные конкурсы. «Условия для всех одинаковые. Это подтверждает и тот факт, что последние памятники — иркутских и улан-удэнских мастеров», — отмечает он.

Иркутский архитектор Ольга Смирнова, соавтор скульптуры «Бабр», считает, что местные скульпторы просто боятся конкуренции и «сами относятся к конкурсу, как к чему-то неосуществимому». «Они не верят в себя, не верят в людей, которые руководят городом. Если поверить в свои силы, конкурсы могут выигрываться. Мы же выиграли», — говорит архитектор.

PDF номера