Олимпийские игры в Сибири

После векового забвения в Приангарье возрождают древний бурятский праздник — Ердынские игры (по-бурятски «Eрдын наадан»). Когда-то он был ежегодным, но со временем традиции утратили и вернулись к ним лишь в 2000 году. Одиннадцать лет назад в Ольхонском районе, в местечке Хуторук, в долине реки Анга у подножия священной бурятской горы Ерд состоялся первый этнокультурный фестиваль «Ердынские игры». Второй прошел в 2005 году, а третий — нынешним летом.

В древности Ердынские игры называли Эрын гурбан наадан, что в переводе с бурятского означает «три игрища мужей».

Теперь фестиваль имеет статус международного, и его даже называют Олимпийскими играми народов Центральной Азии. Принять в нем участие в этом году приехали делегации из Монголии, Сахи (Якутии), Башкортостана, Бурятии, Калмыкии, Татарстана, Тывы, Хакасии, Ханты-Мансийского автономного округа, Алтайского и Хабаровского краев. Творческие коллективы, ансамбли, спортсмены, участницы конкурса красавиц и зрители — всего более двух тысяч человек разместились в долине реки Анга.

По традиции Ердынские игры начались с «Ехэ Тайлагана» — молебна «Дэлхэй дайдын мургэл», поклонения и жертвоприношения духам и хозяевам священной горы Ерд и скалы Ая.

У подножия горы разводят костры, расставляют пиалы с молоком и свежезаваренным чаем, разделывают жертвенного барана. Шаманы бьют в бубны, обращаясь с молитвами к божествам. Присутствующие, сложив ладони, молятся тоже, каждый по-своему, на своем языке, но все просят об одном — о здоровье и благополучии родных и близких, о долгожданном дожде и богатом урожае. Шаманы все громче бьют в бубны, гул нарастает, и уже не слышно слов молитвы. Вдруг кто-то кричит: «Смотрите! Орел!» Все поднимают взоры к небу, а там, прямо над вершиной горы, летает орел. Появление этой птицы во время молебна считается благоприятным знаком — значит, боги услышали молитвы людей.

Один из шаманов ставит на поднос чашу с напитком, обращается к духам горы, просит принять подношение и даровать людям здоровье, благополучие, добро. С этими словами он бросает пиалу вверх. Брызги молока летят в разные стороны, а чаша, несколько раз перевернувшись в воздухе, падает на землю. Раздаются одобрительные возгласы: чаша упала краями вверх, а это значит, что боги приняли подношение. Этот ритуал шаман исполнил три раза. И все три раза пиала падала краями вверх.

Игрища мужей

Сразу же после завершения молебна на главной сцене фестиваля состоялась торжественная церемония открытия Ердынских игр — 2011. С приветственными речами к собравшимся обратились первые лица региона. Заместитель председателя правительства Иркутской области, руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Сергей Серебренников от имени губернатора поздравил всех с ярким событием, отметив при этом, что Ердынские игры стали общим достоянием благодаря тому, что праздник был возрожден, а традиции, заложенные предками, пронесли через века и сохранили. «Гора Ерд обладает мощным притяжением. Как много веков назад, сегодня мы все собрались здесь. Нельзя не отметить мудрость наших предков, которые выбрали это культовое место, где ежегодно проводили праздник», — сказал Сергей Серебренников.

Председатель Законодательного собрания области Людмила Берлина отметила, что Ердынские игры имеют большое значение не только для жителей Иркутской области и Сибири, но и всей России, поскольку они объединяют многие регионы и даже страны.

Торжественные речи произнесены, ансамбли исполнили свои номера, и после этого молодой парень в костюме волка с факелом в руке поднялся на специальный помост и зажег огонь фестиваля. Ердынские игры объявлены открытыми.

В древности Ердынские игры также называли «Эрын гурбан наадан», что в переводе с бурятского означает «три игрища мужей». Игрища представляли собой спортивные состязания среди мужчин по национальным видам спорта: борьба, стрельба из лука и конные скачки. Сегодня на смену старому названию пришло новое — «Игры бааторов (богатырей) Срединного мира». Изменились состав и количество соревнований: нет конных скачек, но к стрельбе и борьбе добавились метание камня и якутские национальные виды спорта — якутские прыжки и масс-рестлинг (перетягивание палки).

В этом году 19 спортсменов заявились на участие в состязаниях за звание самого сильного, ловкого и меткого баатора. Многие из них никогда не держали в руках лук и стрелы, не метали камень и постигали технику этих видов спорта тут же, перед самым началом соревнований. «Здесь все спортсмены становятся универсалами», — совершенно справедливо заметил тренер по легкой атлетике и судья соревнований Виктор Довескибо. На спортивной площадке он объяснял участникам многоборья правила соревнований по метанию камня, после чего парни поочередно пробовали себя в новом для них виде спорта. Камень весом 10 кг 200 граммов нашли у подножия горы Ерд. По словам тренера, обычно спортсмены кидают металлическое изделие весом 16 кг, но такого тяжелого камня в долине не нашлось.

Поскольку одновременно шло сразу несколько мероприятий, ориентироваться было сложно. Зрители выбирали то, что им больше было по вкусу. Кто-то следил за масс-рестлингом, кто-то смотрел конкурс красавиц, а кто-то знакомился с творчеством народных мастеров, чьи изделия были представлены на выставке-ярмарке. В палатках умельцы продавали сувениры, украшения — все, что в народе называется hand made. Здесь толпились в основном девушки, примеряя на себя серьги, бусы, браслеты.

А самые любопытные забирались на вершину горы Ерд. Когда-то простые люди не могли подниматься на сопку, таким правом обладали только шаманы. Остальные даже близко к горе не подходили, боясь наслать на себя гнев богов.

Круг сомкнулся

«Игры бааторов Срединного мира» продолжились на второй день. После перетягивания палки и якутских прыжков спортсмены и зрители собрались на поле, где состоялась борьба. Пожалуй, это был единственный вид спорта, в котором каждый участник имел хоть какие-то навыки. Перед началом боя борцы исполняют танец орла. Схватка длится пять минут. Если победитель не определился, то борцы обвязываются кушаками, захватывают друг друга и продолжают борьбу. Проигравшим считается тот, кто первый коснется земли третьей точкой опоры (рука, спина, колено и так далее).

Пока бааторы боролись, на сцене проходил фестиваль хороводных танцев и песен «Круговой танец». Это была своеобразная репетиция перед кульминацией праздника — хоровода вокруг горы Ерд. Круговой танец должен был состояться сразу же после подведения итогов фестиваля, награж­дения победителей и церемонии закрытия.

Самой красивой девушкой Ердынских игр была признана Арюна Бубеева (Республика Бурятия), а самым сильным, ловким и метким баатором стал ее земляк Чингис Инкеев. Оба получили дипломы и ценные призы: девушке вручили денежный приз и украшение, а парню — плазменный телевизор. Спортсмены, одержавшие победу в соревнованиях в личном зачете, получили в награду дипломы и якутские бриллианты. А Чингис Инкеев в сопровождении двух красавиц взобрался на гору Ерд с факелом в руке, который оставил на вершине.

После этого Ердынские игры объявили закрытыми. Всех присутствующих попросили подойти к горе Ерд и образовать круг для хоровода. К сопке отовсюду потянулись люди. Шли молодые девушки в национальных якутских нарядах, за ними — взрослые женщины в бурятских костюмах и мужчины в дэгэлах (бурятский халат). Придерживая подолы цветных сарафанов, бежали к горе длинноволосые русые девушки в кокошниках, а рядом шли парни в косоворотках, подпоясанные кушаками. Вприпрыжку, обгоняя друг друга, бежали дети, и, опираясь на тросточки, шли старики. Со всех концов долины реки Анга шли люди к горе. Они впервые видели друг друга, но, оказавшись рядом, обменивались приветствиями и поздравлениями с праздником и, взявшись за руки, начинали движение вокруг горы по ходу Солнца. Окружность горы — 700 метров, и для того, чтобы образовать круг, нужно 700 человек.

Существует много легенд и преданий, связанных с горой Ерд. Рассказывают, что давным-давно в долине реки Анга жил очень богатый скотовод, которого звали Даагай. Он имел несметные стада овец, что даже сам не знал им числа. В дни игрищ Даагай выносил из своих амбаров шкуры белых ягнят и покрывал ими гору Ерд, отчего она становилась белоснежной. После этого люди, взявшись за руки, водили хоровод вокруг горы. Рассказывают также, что в былые времена народу на Ердынские игры приезжало столько, что образовывалось три и более кругов. Игрища длились неделями, а круговой танец вокруг горы Ерд продолжался шесть дней и шесть ночей, не прекращаясь ни на минуту. Во время танца люди снашивали по несколько пар обуви. Праздник считался несостоявшимся, если танцующих не хватало для того, чтобы круг сомкнулся. Если же смыкался один и более кругов, то это было добрым знаком — значит, весь год будет благополучным, и люди будут жить в мире, радости и достатке.

На этот раз танцующие вокруг горы образовали два круга. Если верить преданию, это значит, что следующие четыре года будут благополучными и успешными. Надеемся, что не только для тех, кто был на Ердынских играх и прошел свои два круга, но и для всех остальных. Следующий фестиваль состоится в 2015 году.

Евгения Липина