Ольга Стасюлевич: «Приоритеты развития культуры должны быть взвешенными»

Назначенная на должность министра культуры и архивов Иркутской области Ольга Стасюлевич человек в регионе известный. Специфику региональной культуры она знает не только потому, что долгие годы возглавляла областную Библиотеку имени Молчанова-Сибирского, но и почти два года работала в профильном министерстве заместителем министра. Как сегодня должна развиваться эта непростая сфера в условиях кризиса, какие проблемы испытывает и какими достижениями может гордиться иркутская культура — об этом Ольга Стасюлевич рассказала спецвыпуску «Первые лица».
Ольга Стасюлевич: «Очень жаль, что у меня нет мешка денег, чтобы я могла помочь этим инициативам».
Ольга Стасюлевич: «Очень жаль, что у меня нет мешка денег, чтобы я могла помочь этим инициативам».

— Ольга Константиновна, вы не в первый раз занимаете весомую должность в региональном министерстве культуры, но впервые его возглавляете. Поменялось ли у вас за эти годы представление о том, как должна развиваться областная культура?— Когда я работала здесь заместителем министра, круг моей ответственности ограничивался музеями, библиотеками, учебными заведениями и связью с муниципалитетами. Конечно, представление у меня поменялось, хотя бы потому, что сейчас в мои обязанности входят все сферы культуры, которые представлены у нас в регионе. Поэтому за эти два месяца, что я работаю в должности министра, я уже познакомилась с проблемами, в которые раньше не погружалась.

— Например, с какими?

— Например, это касается предоставления служебного жилья для работников культуры, которым мы можем обеспечить далеко не всех. Я понимаю, что эти проблемы только для меня новые, большинство из них существует очень давно, и за эти годы, возможно, могли быть решены. Но я думаю, что нам нужно уделять внимание и другим вопросам, связанным не только с бюджетным финансированием.

— Проблемы с недостатком финансирования, наверное, были и будут всегда, потому что культура, как известно, финансируется по остаточному принципу. А учитывая, что сейчас вся страна находится в сложной экономической ситуации, в следующем году, возможно, денег на культуру будет еще меньше. Или нет?

— Мне кажется, что меньше уже просто некуда. Я посмотрела цифры: на душу населения по этому году мы стоим из восьми субъектов на седьмом месте. Но в то же время по заработной плате работников культуры мы занимаем и вторые, и первые места, в зависимости от разных критериев.

Вообще, полезно смотреть разные рейтинги, чтобы понимать, где находится наш регион и как он развивается. Но не все замыкается на бюджете — многое держится на кадрах, и здесь тоже есть свои проблемы.

А еще немаловажна творческая составляющая. Министерство не должно вмешиваться в творческий процесс, но и стоять в стороне оно тоже не может. Чиновники нужны для того, чтобы развивать отрасль и приносить в нее деньги, в том числе из федерального бюджета. Иначе не будет результата. Поэтому нужно вникать во все процессы. Могу точно сказать, что я уже стала больше ходить в театры и на концерты — в этом есть несомненный плюс. Необходимо все видеть своими глазами, анализировать и понимать. Мне, например, нравится, что наш губернатор за этот короткий срок уже посетил много культурных мероприятий — был и в театрах, и в филармонии, и в музеях, и в частных галереях, успел встретиться с писательскими организациями области.

— А вы уже проводили подобные встречи?

— Да, за это время я успела провести встречи практически со всеми руководителями учреждений. Почти сразу после своего назначения провела общее собрание, пригласив всех руководителей учреждений культуры, где всем все объяснила. А потом со многими встречалась лично. Мы разговаривали о бюджете прошлого года, о будущем, о проблемах, которые у нас есть, о том, как их решать. У каждого руководителя свои подходы: кто-то привык работать только через замов и кураторов, кто-то управляет в ручном режиме. Для меня важно, чтобы каждый работал на своем месте сам, обязательно ходил на работу и выполнял ее, как полагается, — восемь часов в день. И чтобы люди, которые приходят в учреждения культуры, все знали: когда оно работает и как. Мы уже собрали общественный совет при министерстве культуры, на котором обсудили работу наших учреждений.

— Расскажите об этом.

— В этот совет входят эксперты, которые в основном не работают в учреждениях культуры, но решают какие-либо значимые вопросы, связанные с этой сферой. Наше первое заседание было посвящено тому, как проводить независимую оценку качества работы наших учреждений. Эту оценку дадут люди, которые непосредственно пользуются услугами этих учреждений, но не работают в них. Есть определенные критерии, разработанные министерством культуры РФ, по которым будет происходить независимый анализ. К началу следующего года мы будем иметь результаты этой проверки и составим определенный рейтинг наших учреждений.

— Какие достижения культуры Иркутской области последних лет вы можете отметить?

— Одно из главных достижений — это, конечно, строительство нового здания библиотеки им. Молчанова-Сибирского. Такого нет ни в одном регионе. Многие пытались, но потом заморозили стройки, у некоторых дело не пошло дальше проекта. Что касается библиотек, за последние десять лет мы действительно достигли очень многого. За счет областного бюджета смогли укомплектовать библиотеки оборудованием, провести интернет…

Из областных проектов можно выделить «100 модельных домов культуры», благодаря которому нам удалось провести ремонт и укомплектовать оборудованием 160 домов культуры в регионе. Это очень изменило отношение к власти и улучшило атмосферу в самих территориях. Ведь когда есть возможность себя реализовать, это дорогого стоит. На мой взгляд, эти достижения стоит отметить особо.

У нас огромное количество талантливых людей, творческих коллективов и народных ремесел. Их достижения мы только что увидели на праздничном концерте в честь 75-летнего юбилея областного центра народного творчества.

У нас сформированы замечательные традиции — чего стоят только наши масштабные фестивали, которые знают люди и ждут их всегда с нетерпением. Но и небольшие локальные мероприятия тоже очень важны. Если в каком-то отдаленном муниципалитете области проходит фестиваль, то это в определенном смысле еще дороже.Я всегда напоминаю всем, что, вообще-то, в муниципалитетах проживает больше людей, чем в Иркутске. Поэтому там культура не менее важна, чем в областном центре.

— Есть ли в Иркутской области сферы культуры, которым, с вашей точки зрения, уделяется недостаточно внимания?

— Я думаю, это творческие союзы. Государственные учреждения получают финансирование из бюджета, а крупные организации имеют и внебюджетные источники дохода, и благотворительную помощь. Этого нельзя сказать о творческих союзах. Например, союзы писателей — мало того, что в списке профессий отсутствует профессия «писатель», сегодня у нас очень мало механизмов, которые поддерживают их.

— Как это можно исправить?

— Я знаю, что в разных регионах это решается по-разному, и, возможно, в каких-то случаях надо использовать опыт коллег. На недавней встрече губернатора с писателями он пообещал помощь в издании книг и творческих поездках. Надо и дальше поддерживать творческие союзы через государственные учреждения культуры.

За эти два месяца я провела множество встреч с самыми разными людьми, и все они так или иначе просили о помощи в реализации их проектов. Очень сложно определить сходу необходимость таких мероприятий, но то, что у нас в области очень много инициативных граждан, которые хотят что-то сделать для культуры нашего региона, в этом можно не сомневаться. Очень жаль, что у меня нет мешка денег, чтобы я могла помочь этим инициативам. Когда у человека горят глаза и есть стремление сделать что-то хорошее, это очень здорово.

— Какие основные приоритеты развития культуры вы видите? На чем, с вашей точки зрения, стоит заострить сегодня особое внимание?

— Думаю, что главный приоритет всегда в том, чтобы все учреждения культуры работали бесперебойно, в них всегда были посетители, и чтобы работники культуры вовремя получали зарплату. С другой стороны, приоритеты развития были сформулированы задолго до моего прихода. Но они все равно должны быть взвешенными и реальными, потому что можно нарисовать много воздушных замков и в итоге остаться ни с чем.

Если касаться новых учреждений областного уровня, то нам очень нужен концертный зал. Надо им заниматься не откладывая, планомерно и каждый день. Сейчас идут переговоры по инвестиционному проекту его строительства.

Еще одно учреждение культуры, которое должно появиться в ближайшие годы, — музей Валентина Григорьевича Распутина в Иркутске. На этот счет есть поручение президента России — открыть в областном центре музей имени писателя к его 80-летию, которое состоится в 2017 году.

— Каким он будет?

— Его концепцию сейчас разрабатывает специально созданная рабочая группа, в которую входят литературоведы, музейщики, родственники писателя… Как именно он будет выглядеть и где находиться, пока говорить рано. Однако совершенно точно, что этот музей будет заниматься еще и исследованием творчества Распутина. Это, на мой взгляд, очень интересно и важно. Кроме этого, к 80-летию писателя должна быть открыта библиотека в Усть-Уде, как завещал сам Валентин Григорьевич.

Еще один приоритет — создание в Иркутской области культурно-просветительского центра имени святителя Иннокентия в Анге. По этому поводу тоже есть соответствующее поручение президента и благословение патриарха. Это очень обширная тема, ею занимается специально созданный оргкомитет министерства культуры Российской Федерации. Проект включает в себя как строительство самого центра в Анге, так и просветительскую работу, которая не замкнется только на нашем регионе. Поэтому здесь тоже большой пласт работы, в котором задействовано очень много учреждений и организаций различного уровня. Сам центр будет состоять из нескольких сооружений, кое-что уже построено, но все еще требует большого объема работ.

— Насколько я знаю, Анга это очень небольшое село, в котором проживает всего около тысячи человек…

— Действительно, это так, но это село станет местом паломничества и просветительским центром, куда со временем будут приезжать круглый год, потому что личность святителя уже привлекает внимание огромного количества людей. Думаю, что это сыграет свою роль в развитии муниципальной культуры. А это тоже один из наших приоритетов.

— Но это пример только одной территории.

— Если говорить в целом, нужно создать в территориях такие условия, чтобы, с одной стороны, люди могли реализовывать себя творчески, а с другой — иметь возможность провести свой досуг. Поэтому клубы, музеи и библиотеки должны работать в муниципалитетах на современном уровне. И, на мой взгляд, еще одна наша проблема состоит в том, что у нас есть очень мало проектов, которые финансируются за счет федерального бюджета.

— Это наша недоработка?

— На самом деле войти в эти программы действительно непросто, потому что федерация обычно охотнее поддерживает национальные республики, и всем остальным не всегда удается получить поддержку. Но надо быть настойчивее, и тогда можно получить средства федерального бюджета как на проведение мероприятий, так и на глобальные проекты вроде строительства или ремонта учреждений.

Одной из задач развития муниципальной культуры я вижу оснащение районных библиотек интернетом. В этом году такую поддержку получили Эхирит-Булагатский и Баяндаевский районы, в следующем мы планируем подключить Аларский район, там интернет будет проведен в 20 библиотек.

— И это несмотря на непростую экономическую ситуацию.

— Развитие все равно должно происходить, независимо от кризиса. Могу сказать, что все наши крупные традиционные фестивали в любом случае в следующем году будут поддержаны. Но, кроме того, следующий год ведь объявлен Годом кино. Мы уже вошли в общероссийский план мероприятий несколькими проектами и фестивалями. Но уже известно, что отдельного транша из федерального бюджета на проведение Года кино в регионах не будет. Мероприятия будут поддерживаться через Союз кинематографистов, и большая часть все равно ляжет на плечи областного бюджета. У наших учреждений уже есть интересные задумки, которые дадут возможность развиваться молодым кинематографистам.

— Достаточно ли, на ваш взгляд, насыщен событиями культурный календарь областного центра? Хватает ли городу фестивалей или культурная афиша и так уже перенасыщена?

— Я бы не сказала, что она перенасыщена, судя по тому, что люди ходят на мероприятия и ждут их. Хотя иногда у нас не успевает закончиться один фестиваль, как тут же открывается новый. Но тем не менее людям есть куда идти, и они идут. Вот если люди не будут ходить, то и сами фестивали естественным образом исчезнут. Так что, на мой взгляд, ничего не перенасыщено. Даже наоборот — есть проблема маленьких залов, которые зачастую не могут вместить всех желающих.

— Как директор библиотеки, скажите, в каком направлении сегодня должны развиваться учреждения этой сферы?

— Как библиотекарь от рождения, я точно знаю, какими должны быть библиотеки, потому что я их много видела в разных городах мира. Во-первых, человек, находясь даже в самой маленькой библиотеке, должен чувствовать себя в едином пространстве, где он может получить любую информацию. Во-вторых, библиотека должна быть тем уютным местом, где можно почитать любимую, интересную или просто хорошую книгу. Я думаю, пока у людей есть потребность читать, библиотеки будут существовать. А сейчас есть такая потребность. И мы в этом убеждаемся — за последние два-три года в библиотеки стало ходить больше людей: такая статистика есть и по стране, и в целом по миру.

— Прокомментируйте, пожалуйста, кадровые перестановки, произошедшие на прошлой неделе.

— Поскольку Музей Распутина и Центр святителя Иннокентия в Анге станут структурными подразделениями Иркутского краеведческого музея, а эти проекты с самого начала курировал Сергей Геннадьевич Ступин, то было логично назначить его на должность директора этого учреждения. Он историк по образованию, кандидат философских наук и многие процессы музейной жизни знает изнутри.

Когда после ухода Сергея Ступина освободилось место первого заместителя министра культуры и архивов, я долго думала, кто бы мог подойти на эту должность. Возникла мысль об Андрее Ивановиче Сальникове, который хорошо зарекомендовал себя на должности директора регионального кинофонда, раньше работал в министерстве культуры и cо всеми директорами культурных учреждений, которые ему предстоит курировать, сумел выстроить хорошие отношения.

Что касается Ольги Александровны Аксаментовой, которая пришла на место Андрея Ивановича, у нее много интересных идей по развитию регионального кинематографа, хорошие связи с городской и областной администрацией. Ее молодость и энергия внесут свежую струю в эти процессы. Других кадровых перестановок я пока не планирую.

Антон Кокин