Одинокие маски Виктора Бердакова

Необычный вид творчества актера Виктора Бердакова представлен в Культурном центре Александра Вампилова. Его авторская выставка представляет картины, написанные театральным гримом, около 30 портретов самых разных персонажей: от деятелей искусств до литературных героев. Для Виктора Бердакова, родившегося и живущего в Санкт-Петербурге, представление в Иркутске своего творчества неслучайно. Когда-то в 70-х свою первую выставку он открывал именно здесь.

Героями портретов Виктора Бердакова становятся литературные персонажи и деятели искусств. Фото Евгения Козырева

В свое время Иркутский театр юного зрителя стал первой профессиональной сценой для молодого актера Виктора Бердакова, только что окончившего Ярославское театральное училище. И интересно, что здесь же состоялся его дебют как художника, хотя этому ремеслу актер никогда не учился. Впрочем, учиться было не у кого — просто нет людей, которые могли бы научить рисовать театральным гримом. История вообще знает лишь один прецедент подобного рода — известно, что в свое время великий Федор Шаляпин рисовал портреты своих героев театральным гримом. Так и для Виктора Бердакова этот материал дал возможность выразить себя на границе двух разных искусств: театра и живописи.

«Мой театр — в портретах, которые, по сути, являются театральными масками, застывшими на бумаге», — говорит художник. Грим существует для того, чтобы усиливать эмоцию, передаваемую актерами на сцене, то есть выполняет вспомогательную функцию. Но на картинах Бердакова он выходит на первый план, и получается, что эмоция рождает образ, а не наоборот.

Героями работ художника-актера чаще всего становятся люди, так или иначе связанные с искусством. Здесь есть и литературные персонажи (Наташа Ростова, булгаковские Мастер и Маргарита), и сами творцы (Фаина Раневская, Анна Ахматова, Александр Вампилов). Причем кажется, что для автора между ними нет четкой грани — так, в персонаже гоголевской «Шинели» явственно просматривается портрет Пушкина, а с портрета Иосифа Бродского, наоборот, смотрит какой-то литературный герой — то ли Достоевского, то ли Шукшина. В целом работы Бердакова узнаваемы и самобытны, и у них есть какая-то общая тональность — одинокой грусти.

Впрочем, сам автор, кажется, не склонен к унынию. «Когда меня спрашивают, почему мои работы мрачные, я говорю: ни в коем случае! Они у меня, как у Пушкина — печаль моя светла, — рассказывает он. — Ничего мрачного нет, просто нужно внимательно вглядываться. Я иронизирую над всеми своими героями. И над героем своих автопортретов в первую очередь. Я отсекаю все лишнее в цвете. Трансформирую глаза, губы, ищу в образе суть, гротеск».

Антон Кокин