Один в поле воин

в фильме «Взорвать Гитлера»
Аккурат накануне празднования 71-й годовщины победы в Великой Отечественной войне в Иркутском доме кино начался прокат фильма «Взорвать Гитлера». Созданная немецким режиссером Оливером Хиршбигелем картина рассказывает драматическую историю обыкновенного провинциального плотника Георга Эльзера, который попытался остановить Вторую мировую войну в самом ее начале. Террористическая акция во имя мира была подготовлена идеально, и план сработал, вот только Адольф Гитлер успел покинуть здание за 13 минут до взрыва.

Если бы жизнь Эльзера не была фактом, в нее было бы сложно поверить, однако реальность часто преподносит такие сюрпризы, которым бы позавидовала любая фантазия. Совсем неизвестная широкой публике история Георга Эльзера, подготовившего покушение на фюрера и просидевшего всю войну в застенках Рейха в ожидании казни, имела место быть на самом деле — это не художественный вымысел. И, пожалуй, сам этот сюжет — и есть самое ценное, что содержится в картине немца Оливера Хиршбигеля, открывающего еще одну темную страницу истории Второй мировой войны. Режиссер уже обращался к этой теме и непосредственно к личности Гитлера, когда в 2004 году снял фильм «Бункер» о последних днях фюрера, удостоившийся номинации на Оскар как лучший фильм на иностранном языке.

Детективной интриги в картине «Взорвать Гитлера» нет, вся суть раскрывается в самом начале фильма, так что зрителям предстоит наблюдать жизнь главного героя уже после его ареста — беспощадные пытки и жестокие допросы перемежаются на экране с воспоминаниями о беззаботной юности, когда нацизм еще не окутал Германию подобно ядовитому облаку.

Странным образом Эльзер оказывается одним из немногих людей в стране, кто сохраняет рассудок и искренне не понимает, почему люди вокруг не хотят видеть, в какую пропасть катится Германия под предводительством безумствующего Гитлера.

Он решается на отчаянный шаг — заложить бомбу в мюнхенской пивной, где фюрер должен выступить с ежегодной речью перед партийным активом.

Для Германии тема Второй мировой до сих пор является сложной — даже представить страшно, что дед каждого второго современного немца с оружием в руках отстаивал идеи фашизма. И Оливер Хиршбигель отчасти показывает в своем новом фильме постепенное проникновение нацизма во все сферы жизни обычных граждан. Но главная идея не в этом — на примере судьбы Эльзера отчетливо раскрывается мысль об ответственности каждого конкретного человека за развитие общей мировой истории. И хотя взрыв, спланированный главным героем, не достигает своей цели, а сама судьба Эльзера трагически обрывается в самый неподходящий момент, он совершает настоящий Поступок, который может служить примером многим.

Тимофей Сундуков