Очередь за искусством

Ажиотаж вокруг выставки Валентина Серова в Третьяковской галерее и последовавший за ним невиданный спрос на абонементы Московской филармонии, когда менее чем за сутки учреждение заработало почти 100 млн рублей, продолжают вызывать споры в русскоязычном интернете. Кто-то называет это случайностью, кто-то — результатом грамотной работы пиар-служб культурных учреждений, кто-то считает, что повышенный спрос на русское искусство спровоцировал президент Путин своим появлением в Третьяковке. Впрочем, вне зависимости от причины, факт неожиданного всплеска интереса к культуре налицо, и что важно — не только в столицах.

Объяснить внезапно возросший массовый интерес к искусству непросто, хотя ясно, что его стоит рассматривать не с культурной, а с социологической точки зрения.

Директора иркутских музеев тоже теряются в догадках, откуда растут ноги у очереди на Серова. «Случившееся в Третьяковской галерее — это некое медийное волшебство, у меня нет однозначного ответа на вопрос о том, что сформировало этот ажиотажный спрос, — говорит генеральный директор Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева Александр Гимельштейн. — Чтобы утверждать, что это тенденция, надо посмотреть, что будет с выставкой Айвазовского, которая должна вскоре открыться в той же Третьяковке».

«На мой взгляд, такие вещи, как очередь на Серова, трудно прогнозируемы, можно сколько угодно выстраивать какие-либо модели, но подобный ажиотаж — это всегда совпадение многих факторов, — соглашается с коллегой директор Иркутского областного краеведческого музея Сергей Ступин. — Это трудно поддается рациональному объяснению. Хотя можно пробовать, используя определенные технологии, в том числе информационные, ставить перед собой такие цели — сделать ставку на какое-то известное имя или экспонат, которые способны вызвать в обществе определенный ажиотаж. Но просчитать успех в данном случае все равно непросто».

Александр Гимельштейн признается, что не может себе представить подобный спрос на какую-либо выставку в Иркутске, хотя, безусловно, заинтересован и даже наблюдает в своем музее определенную динамику зрительского интереса: людей стало ходить больше, это однозначно, говорит он. Наиболее показательный пример — недавно открывшаяся выставка западноевропейской живописи XVII — начала XX веков из запасников Сукачевского музея. Некоторые из 60 полотен мастеров Франции, Италии, Германии, Англии, Бельгии и Австрии впервые представлены взору иркутян. И хотя в экспозиции почти нет громких имен (за исключением Клода Моне и Камиля Писсаро, по одному пастельному пейзажу от каждого), выставка вызывает очевидный интерес публики. «Люди очень хорошо идут, и хотя очереди, как в Третьяковке, нет, но гардероб забит, и особенно в выходные народу очень много, что не может не радовать.

Выставка вызывает у людей самые положительные эмоции, вплоть до того, что в один день сразу две пары после посещения экспозиции сделали щедрые пожертвования в фонд реставрации нашего музея, считая, что цена билета в сто рублей слишком мала для столь высокого искусства.

Несомненно, посетителей становится больше, и я больше рад такому планомерному росту, чем какой-то внезапно случившейся истерике вокруг той или иной выставки».

Сергей Ступин, в течение долгих лет первым заместителем министра культуры Иркутской области, занял директорское кресло краеведческого музея лишь в конце прошлого года, и, по сути, только начинает глубоко погружаться внутрь музейных процессов. И одной из первых задач он для себя поставил увеличение посетителей во всех шести отделах вверенного ему учреждения. В конце декабря он даже устроил встречу с иркутскими журналистами и блогерами, на которой спросил совета, как вернуть иркутян в музейные залы.

По результатам встречи родилось сразу несколько любопытных проектов, направленных на привлечение в музей молодой публики. Один из них касается поэтических чтений, которые будут проходить в отделе «Окно в Азию» каждый месяц (первое мероприятие состоится 13 февраля). Второй проект связан с объявленным в России Годом кино — с 11 февраля в отделе истории начал работу клуб любителей документального кино. «С этой идеей к нам обратилась ученица Сергея Мирошниченко, режиссер Юлия Бывшева. В результате родился совместный просветительский проект Иркутского областного краеведческого музея и Восточно-Сибирского фонда поддержки кинематографии «Матера» в сотрудничестве с Гильдией неигрового кино и телевидения, — рассказывает Сергей Ступин. — Идея состоит с том, чтобы показывать работы молодых кинематографистов, уже получивших определенное признание в мире кино. Фильмы будут связаны с краеведческой тематикой, имеющей отношение к нашему региону».

Первой картиной, показанной в рамках киноклуба, стала работа самой Юлии Бывшевой «Уходящие голоса». Героиней фильма является известный иркутский лингвист и этнограф Галина Афанасьева-Медведева, много лет занимающаяся изучением живого русского слова. Результатом ее исследований стал уникальный многотомный «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири».

Главная задача киноклуба — это популяризация документального кино, говорят в краеведческом музее.

Зрители несколько раз в месяц будут смотреть актуальные документальные фильмы, не имеющие широкого проката, но являющиеся участниками российских и международных кинофестивалей.

В рамках кинопоказов запланированы встречи, в том числе и по скайпу, с авторами, а также со специалистами из области проблематики, которая была затронута в кино.

Еще один проект будет реализовываться совместно с фотографическим сообществом. Каждый месяц иркутские фотографы будут ездить в экспедицию в тот или иной муниципалитет региона и по итогам поездки готовить выставку о том, как там живут люди. «Я условно это называю современным краеведением в фотографии. Мы будем давать свое задание — например, отснять определенные объекты, плюс фотографы будут снимать то, что им интересно, а по итогам года мы отберем наиболее интересные фотографии, дополним их архивными материалами и нашими экспонатами и представим сразу несколько районов на выставке». Первым пунктом фотографов во главе с Николаем Тархановым, который выступил инициатором этого проекта, станет поселок Хужир.

За полтора месяца этого года Краеведческий музей уже провел несколько интересных выставок и акций: впервые предоставил экспозиционные площади своей музейной студии для выставки молодых художников, поучаствовал во всемирном флешмобе «музейное селфи», активизировался в социальных сетях, а также собирается наладить работу с профкомами иркутских вузов. «Стратегию развития мы уже наметили, сейчас будем ее воплощать в жизнь. Наша цель — привлечь в музей больше молодежи. И наши смотрители уже говорят, что народу в музейных залах стало больше», — отмечает Сергей Ступин.

Если говорить о заинтересованности иркутян в музыкальной культуре, то здесь в первую очередь нужно упомянуть фестиваль «Звезды на Байкале» (проходит в Иркутске ежегодно в конце августа — начале сентября), все концерты которого пользуются безусловным спросом уже много лет. Как раз здесь-то и можно наблюдать те самые очереди за искусством — несмотря на введенную пару лет назад электронную продажу билетов, в первый день продаж, за месяц до начала фестиваля, люди по-прежнему приходят к кассам Иркутского музыкального театра к семи утра, чтобы занять очередь.

Что касается других концертов классической музыки, которые проходят в течение сезона, то здесь Иркутская областная филармония тоже придумывает новые формы работы со зрителем, привлекая в свои залы молодую публику. Концерты из цикла «Времена года», программа мелодий из кинофильмов «История любви», проект «Ночь в органном зале» — вот лишь часть из того, что вызывало аншлаги за последнее время. «У нас давние традиции по популяризации классической музыки в Иркутске, — рассказывает художественный руководитель Иркутской областной филармонии Марина Токарская. — Ведь мы начинаем воспитывать своего зрителя фактически еще до его рождения. Уже несколько лет у нас реализуется проект «Улыбнись, малыш», в рамках которого мы делаем концерты для беременных женщин, есть программы для дошкольников, школьников, студентов… В ближайшее время стартует молодежный фестиваль «Музыка без границ», уже седьмой по счету.

Благодаря ему студенческие музыкальные коллективы имеют возможность заявить о себе, а потом принимают участие в серьезных концертах вместе с губернаторским симфоническим оркестром».

По словам Марины Токарской, после нового года публика потянулась на концерты с новой силой. При переполненном до отказа концертном зале прошел бенефис иркутского композитора Владимира Зоткина, большим спросом публики пользуется недавно открывшийся проект совместно с артистами Театра юного зрителя — Филармонический театр «Зеркало», в рамках которого Наталия Маламуд и Николай Кулебякин под аккомпанемент солистов филармонии читают новеллы Степана Писахова. Уже начался цикл концертов «Музыканты — юбилею Иркутска», посвященный 355-летию города. «Молодые солисты составили интересные ансамблевые программы, в которых исполняются произведения классики, в том числе никогда не звучавшие в Иркутске, — комментирует Марина Токарская. — Мы постоянно придумываем что-то новое и интересное, все время что-то изобретаем. Например, стали делать концерты из цикла «Музыкальный кутюрье». Камерный хор исполняет произведения той или иной эпохи, а в это же время студия исторического танца показывает, какие танцы существовали в то время. Параллельно с музыкой мы рассказываем историю моды, показываем слайды. Первый концерт затрагивал классицизм, в следующем мы расскажем о моде эпохи романтизма, потом о модерне. Планируем приглашать для участия в этих концертах модельные агентства Иркутска. Это эксклюзивный проект, который мы придумали сами».

Иркутские театры тоже не могут жаловаться на отсутствие публики, скорее наоборот — зрители недовольны тем, что в драматический театр им. Охлопкова невозможно достать билеты: все выкуплено на месяц вперед.

Объяснить внезапно возросший массовый интерес к искусству непросто, хотя ясно, что его стоит рассматривать не с культурной (сама-то культура не могла в последние полгода-год резко вырасти в качественном отношении), а с социологической точки зрения. Впрочем, иркутский историк и социолог Михаил Рожанский (кстати, успевший дважды постоять в той самой «очереди на Серова», хотя во второй раз ради совсем другой выставки в том же здании) поначалу вообще хотел отказаться от комментариев, мотивируя тем, что не знаком с исследованиями по данной теме. «Думаю, рассматривать такие вещи с идеологических позиций не стоит, и причина ажиотажа на Серове вовсе не в том, что Третьяковку посетил Владимир Путин. Причина может быть и в самой выставке — она на самом деле очень содержательная и интересная, — говорит Михаил Рожанский. — В качестве гипотезы могу лишь сказать, что возросший интерес к культуре может быть свидетельством того, что люди сегодня ищут более содержательные вещи, чем идеология или политика, которые непрерывным потоком транслируются по телевидению и в социальных сетях. Тяга к культуре может быть следствием усталости от всего этого. И такое действительно уже случалось, в том числе на моей памяти».

Антон Кокин