Обыденность и катастрофа

в фильме Александра Миндадзе «В субботу»
Появившаяся в российском прокате накануне 25-летия аварии на Чернобыльской АЭС картина Александра Миндадзе «В субботу» рассказывает не столько об этих событиях, сколько старается показать поведение человека перед лицом неотвратимой гибели. По мысли режиссера, житейские обстоятельства всегда оказываются сильнее страха смерти, а новые туфли в ближайшем магазине — важнее последней возможности спастись.

Еще задолго до появления в прокате нового фильма Александра Миндадзе было известно, что картина «В субботу» — о трагедии на Чернобыльской АЭС. Желание узнать, что же на самом деле произошло 26 апреля 1986 года, есть у многих людей, тем более что события 25-летней давности совсем недавно неожиданно вновь стали актуальны в связи с катастрофой и последующим пожаром на атомной электростанции в Японии. Для киноманов отдельной причиной посмотреть фильм «В субботу» стало его участие в официальной программе Берлинского кинофестиваля, даже несмотря на то, что картина не завоевала там никаких призов. Однако стоит констатировать, что фильм у Миндадзе получился вовсе не о чернобыльской трагедии, вернее не столько о ней (сами события являются лишь фоном), сколько о том, как ведет себя человек, когда встречается со смертью. Ведет он себя правильно, но бесконечно глупо.

Молодой ответственный партийный работник Валера сразу после взрыва на атомной электростанции узнает о его тягчайших последствиях. Хватанув в непосредственной близости от реактора, вероятнее всего, смертельную дозу радиации, он, тем не менее, решается на побег из города. Единственным человеком, которого он хочет спасти, оказывается девушка, в которую он влюблен. По дороге на вокзал у нее ломается каблук, из-за чего оба героя опаздывают на единственный поезд. Для того чтобы забрать паспорт девушки, им придется пойти в ресторан, где справляет свадьбу приятель главного героя и играют в качестве приглашенных музыкантов его давние друзья. Поскольку за выступление группы уже выплачен аванс, а девушка в ней поет, Валере придется не только ее дожидаться, но и по старой памяти сыграть на барабанах, выяснить отношения с корешами, напиться, подраться и вырубиться. Чтобы в конце концов обнаружить себя утром проплывающим мимо дымящего реактора.

Кажется, только в последнем кадре камера оператора Олега Муту окончательно успокаивается — до этого она отчаянно бегает вместе с героями, трясется от животного страха, дерется в пьяном и безнадежном угаре, пляшет на свадьбе и носится за спиртным. К этой бешено трясущейся картинке привыкнуть очень сложно, но зато она дает ощущение, что находишься внутри действия. Лишь изредка камера делает передышки, и тогда появляются яркие детали времени: импортные туфли-лодочки, только что завезенные в магазин; общий душ женского общежития; дешевый портвейн с пластмассовыми пробками…

Главная мысль режиссера (он же и автор сценария) Александра Миндадзе, как мне кажется, не столько в том, что от смерти (или от судьбы) не уйдешь, но в том, что никакая катастрофа не способна настолько сильно встряхнуть человека, чтобы он смог выпрыгнуть из обыденности. Валера, как уже было сказано, ведет себя правильно: как не купить новые туфли любимой девушке, когда есть такая возможность? как не поздравить приятеля со свадьбой? как не выручить друзей, у которых срывается выступление? Кажется, вот сейчас, еще минутка, и уже можно будет бежать, еще не поздно спастись. Однако зрителю вместе с героем ясно, что убежать не получится. Как во сне, бежишь-бежишь, а опасность все ближе.