Обратная сторона льда

Байкальский лед давно перестал быть просто льдом. Он известен во всем мире, а перечень его свойств шире, чем у любого твердого тела. Помимо толщины, прозрачности и уникальной чистоты, он способен принимать необычные формы, рождать музыку и удерживать на своей поверхности поезда. При этом он коварен, как женщина, и непостоянен, как байкальская погода. Он пуст и одинок, но только на первый взгляд, потому что под ним живут миллиарды живых существ, а по нему с каждым годом стремится пройти или проехать все больше людей со всех уголков планеты. И самое главное: он учит нас любить зиму, во всей ее сибирской красоте и суровости, а для некоторых, избранных, становится источником вдохновения.

Если бы популярность байкальского льда в России и мире имела единицу измерения, то в последние годы этот показатель, как биржевой индекс, имел бы постоянный рост. Фото Владимира Трофименко

«Лед как лед»

Если спросить кого-то из местных жителей, в чем уникальность байкальского льда, то вам, скорее всего, ответят так: «Лед как лед, самый обыкновенный». Однако это лукавство, которое подходит разве что для первого знакомства. В действительности жители берегов Байкала относятся ко льду с почтением и большой теплотой. И это отнюдь не парадокс, теплота отношений со льдом имеет вполне логичное объяснение и долгую историю. Потому что зимний Байкал — это совершенно особое озеро. Прекрасное в своей заснеженной суровости, оно производит неизгладимое впечатление на тех, кто впервые видит байкальский лед, настолько чистый и прозрачный, что становится жутко на нем стоять.

В то же время лед Байкала имеет огромное практическое значение для обитателей его берегов. К примеру, из-за вытянутой формы озера путь из Листвянки в Байкальск по суше займет полдня, а зимой, когда озеро покрыто льдом, это расстояние можно преодолеть за час. Самый яркий пример того, как люди использовали эту удобную возможность, остался в истории строительства Транссиба. Зимой 1904 года, в самом начале Русско-Японской войны, когда возникла необходимость перебрасывать на восток большое количество грузов и эшелоны солдат, а Кругобайкальская железная дорога, соединявшая два берега Байкала, еще не была построена, именно лед, в буквальном смысле, выручил всю страну. Строители тогда совершили настоящий подвиг: менее чем за месяц проложили по льду 40-километровую рельсовую дорогу от порта Байкал до поселка Танхой. Исследователь озера академик Григорий Галазий позже напишет, что это был уникальный в мировой практике случай, когда в столь короткие сроки был построен такой сложный инженерный объект.

По свидетельству исторических документов, укладка рельсов шла в 30-градусный мороз. Помимо этого рабочим пришлось применить всю смекалку и хитрость, чтобы придумать, как проложить рельсы поверх трещин, которые возникали на всем пути. 17 февраля дорога была открыта, и по ней с помощью конной тяги потянулись грузы. В общей сложности за ту зиму через Байкал по льду было перевезено около 1000 вагонов и 65 паровозов. Паровозы, вес которых составлял десятки тонн, приходилось разбирать, так как лед, особенно в районе трещин, не выдерживал. Благодарность всем, кто принимал участие в сооружении железной дороги по льду Байкала, выразил сам император Николай II, а иркутскому купцу Давиду Кузнецу, который занимался строительством дороги, было пожаловано звание потомственного почетного гражданина города.

Чистый научный

Сегодня по льду Байкала рельсы уже не прокладывают, однако ездить по его поверхности по-прежнему настоящая наука. Считается, что первыми ее освоили кочевые племена, много веков назад жившие по обоим берегам озера, которые пересекали его по льду в поисках новых пастбищ. Тогда их проводниками были шаманы, которые с помощью духов умели найти безопасный путь. Спустя годы на смену шаманам пришли ледовые капитаны — профессионалы, которые знают до тонкостей, где и как лучше проехать по байкальскому льду. Серьезный подход к делу вполне понятен: ежегодно здесь уходят под лед десятки автомобилей. Причем далеко не всегда это происходит по вине водителей. В этом проявляется коварство зимнего Байкала: он вдоль и поперек покрыт трещинами, которые только опытный глаз может обнаружить под слоем снега или тонкой кромкой льда. При этом с каждым годом зимняя навигация по Байкалу становится все более интенсивной. Поэтому все чаще люди прибегают к помощи ледовых капитанов. Самый знаменитых из них — Александр Бурмейстер. Сегодня он возглавляет Лигу байкальских ледовых капитанов, основанную еще его отцом, большим знатоком озера, имевшим огромный опыт в ледовых походах. По словам Бурмейстера, для того чтобы научиться безопасно ездить по льду, одних знаний мало. Хотя сведения о подводных течениях, ветрах, особенностях береговой линии также жизненно необходимы. «Но главное здесь — чутье, знание разных примет, и самое важное — Байкал нужно любить и уважать», — говорит он.

Участников экспедиции завораживает сама идея, что они бегут по льду самого глубокого озера планеты, когда у них под ногами оказывается 1000-метровая темная бездна, от которой их отделяет лишь метровая полоска льда.

Впрочем, знания о поведении байкальского льда нужны не только для передвижения по нему. Сегодня ледовый покров озера представляет серьезный научный интерес. Так, сотрудники иркутского Института земной коры СО РАН на его примере изучают движение тектонических плит, а также моделируют условия, при которых случаются землетрясения. Причем даже педантичные ученые признают, что байкальский лед — редкий экземпляр.

— Он уникально чистый, — объясняет доктор гео­лого-минералогических наук, заместитель директора Института земной коры СО РАН по науке Кирилл Леви. — Считается, что вода в Байкале почти дистиллированная, а после оледенения она становится еще чище, так как из нее уходят все минералы и соли. Точно так же, как с арктическим льдом, который в процессе замерзания становится пресным, хотя вода в океане соленая. Так что вода, полученная из байкальского льда, действительно необыкновенно чистая.

Люди над бездной

Если бы популярность байкальского льда в России и мире имела единицу измерения, то в последние годы этот показатель, как биржевой индекс, постоянно рос бы. Действительно, если раньше зимний Байкал был в полном распоряжении местного населения и мало кто в мире проявлял к нему настойчивый интерес, то сегодня ситуация кардинально изменилась. Сюда едут спортсмены и экстремалы со всего мира: одни — чтобы пробежать по его льду классическую марафонскую дистанцию, другие — чтобы пожить в условиях близких к полярным и проверить себя на прочность, третьи устраивают экспедиции, в ходе которых пересекают озеро с юга на север. Кроме того, уже несколько лет подряд здесь проходит чемпионат по подледной рыбалке и соревнования по буерному спорту. Последние, кстати, уже несколько лет носят всероссийский масштаб, однако после того, как в 2013 году на участие в соревнованиях поступило более ста заявок от иностранных серферов, появилась идея провести здесь чемпионат мира по буерному спорту.

Еще лучше иллюстрирует рост интереса к Байкалу во всем мире Байкальский ледовый марафон «За сохранение чистых вод», который входит в 20-ку самых впечатляющих забегов мира. В этом он году пройдет уже в десятый раз. Если на первом марафоне в 2005 году было всего 15 участников, то на старт девятого марафона вышло 127 спортсменов, причем российских бегунов среди них всегда меньше, чем иностранных. Все чаще сюда едут бегуны из Испании, Южной Африки, Колумбии, Чили, Аргентины и других стран, для которых зима сама по себе уже экзотика, а бег по покрытому льдом озеру — практически фантастика. Организатор марафона Алексей Никифоров говорит, что, в отличие от многочисленных забегов, которые проводятся по всему миру, у Байкальского марафона есть одно важное отличие.

— Это единственный в мире забег, маршрут которого можно показать на любом глобусе или карте, — рассказывает Никифоров. — Для этого достаточно найти Байкал и прочертить прямую линию, соединяющую восточный и западный берега озера — это и есть дистанция нашего марафона. Ни у какого другого марафона, даже знаменитого Нью-Йоркского, не удастся вот так показать маршрут.

Однако едут сюда бегуны со всего света не только затем, чтобы пробежать от одного берега Байкала до другого. «Участников завораживает сама идея, что они бегут по льду самого глубокого озера планеты, когда у них под ногами оказывается 1000-метровая темная бездна, от которой их отделяет лишь метровая полоска льда», — говорит Алексей Никифоров. Причем уже сейчас число желающих преодолеть эту дистанцию в рамках следующего марафона, который состоится 1 марта 2014 года, в три раза больше, чем могут принять организаторы.

Живет и дышит

В марте 2010 года американский художник Джим Деневан, известный во всем мире благодаря гигантским геометрическим рисункам на песке, решил испробовать в качестве полотна байкальский лед. Недалеко от поселка Хужир на острове Ольхон вместе с командой помощников он нарисовал композицию из множества расходящихся кругов. Размеры ее впечатляли: пять километров в длину и семь — в ширину. По рассказам, изображение, появившееся на льду Малого моря, можно было даже разглядеть из космоса. Неудивительно, что оно стало одним из самых больших изображений, когда-либо оставленных на земле человеком.

Подобных примеров, когда лед Байкала превращается в арт-объект, немало. Причем, как правило, творчество рождается спонтанно. К примеру, идея записать музыку байкальского льда появилась после того, как спутница одного из участников студии этнической перкуссии «Этнобит» случайно поскользнулась и упала. И лед зазвенел! Итогом этого безобидного падения стало видео, на котором можно услышать музыку байкальского льда. «За полтора года, что оно находится в сети YouTube, его посмотрело больше 1,1 миллиона человек со всего мира, — рассказывает руководитель студии «Этнобит» Наталья Власевская. — Причем сначала у нас было около ста тысяч просмотров, и вот буквально недавно за короткий срок число тех, кто посмотрел наш ролик, резко увеличилось». Чтобы понять, какое впечатление производит эту музыка, стоит почитать отзывы под видео. «Восхитительно!» — пишут люди из разных стран и называют музыкантов из Сибири сумасшедшими и талантливыми. «Ох уж эти русские! В самом деле, это «самая холодная музыка в мире», — подтверждают другие.

Точно так же встречают во всем мире работы местных ледовых скульпторов, которые могут за несколько дней превратить ледяную глыбу в произведение искусства. Кстати, любопытный факт: скульптуры, которые украсили сквер Кирова к встрече Олимпийского огня, были сделаны из реликтового байкальского льда. Его специально заготовили прошлой зимой, и все лето над созданием фигур трудилась группа мастеров во главе с известным иркутским скульптором Каримом Мухамадеевым. Впрочем, сам Карим, который работает со льдом уже больше 20 лет, говорит, что для него важнее всего то, не из какого льда он делает скульптуры, а для кого. И рассказывает, что сегодня к нему приходят со своими детьми люди, которые сами в детстве посещали первые в Иркутске ледовые городки.

— Понимаете, лед он и в Африке лед, — объясняет он. — Я много где был и понял, что лед везде примерно одинаковый, в Арктике, пожалуй, он производит даже более сильное впечатление, чем то, каким мы видим его на Байкале. Но там нет людей, а здесь живут хорошие люди со своим особым отношением. Именно благодаря им наш лед знают во всем мире и считают его уникальным, именно в людях душа и сердце льда.