Обновленный музыкальный

«Сильва» стала первой премьерой юбилейного сезона
Несмотря на то, что свой юбилейный, 75-й по счету сезон Иркутский музыкальный театр им. Н.М. Загурского открыл еще в сентябре, первая премьера в нем состоялась лишь на прошлой неделе. Бессмертную оперетту Имре Кальмана на сцене поставила новый главный режиссер театра Анна Фекета. Будучи, как и композитор, сама обладательницей венгерских кровей, она постаралась выразить в этой постановке всю мощь и красоту «Сильвы», празднующей в эти дни столетие с первой постановки.

С первых же мгновений спектакль увлекает зрителя яркими костюмами, богатыми декорациями, вокальными и пластическими номерами, хорошо сыгранными характерами и не отпускает до самого финала, в котором, конечно, же, торжествует любовь.

«Сильву» Имре Кальмана неспроста называют опереттой №1 — ровно сто лет она не сходит со сцен музыкальных театров всего мира. История любви певицы варьете и молодого графа, написанная драматургами Лео Штейном и Белой Иенбах, в первоначальном варианте озаглавленная просто «Да здравствует любовь!», в течение века меняла свои названия, становясь то «Королевой чардаша», то «Княгиней чардаша», но в России эта оперетта известна все-таки как «Сильва». Считается, что музыка Кальмана, написанная к этому материалу, является эталоном для опереточного жанра, и действительно, стоит ее послушать, как венгерские мелодии еще долго будут звучать у вас в голове. Наверное, именно в гениальной музыке и кроется секрет популярности этого произведения у театров всего мира. И Иркутский музыкальный театр не является исключением в данном случае — коллектив поставил этот материал в первом же своем сезоне, и после возвращался к «Сильве» еще четыре раза. Получается, что первая «Сильва» — ровесница самого театра, а нынешняя постановка — уже шестая сценическая версия в его истории.

И неслучайно эту оперетту поручили поставить на иркутской сцене новому главному режиссеру, назначенной на эту должность в августе этого года. Анна Фекета призналась, этот материал ей очень близок. «Для меня это все близко, это у меня в крови, ведь, несмотря на то, что родилась в Мурманске, я ношу венгерскую фамилию, — рассказала она. — Поэтому я хотела прежде всего не испортить этот великолепный материал. Мы не стали убирать ни один номер из партитуры — вся музыка звучит именно так, как она была написана сто лет назад. Другое дело, что у нас есть некоторые дополнительные номера и даже сцены, которых нет ни в одном либретто. Мне пришлось их написать, чтобы действие и логика персонажей были более понятными для зрителя».

По словам режиссера, она хотела, чтобы эта история была понятна современному зрителю, который мог бы узнавать в персонажах себя. «В этом спектакле я ставила для себя задачу показать настоящих живых людей, похожих на нас с вами, которые так же любят, ревнуют, ругаются, мирятся. Это очень важно, потому что, как правило, в оперетте все персонажи немного заштампованы различными клише, сейчас таким людям никто не поверит, — говорит она. — Ведь было много различных трактовок этого материала, в том числе такие, где главная героиня была еврейкой в немецком концлагере, сельской труженицей и так далее, но моя Сильва — конечно, прежде всего о любви. Важно было найти баланс между классикой и современностью. Все-таки создавать спектакли нужно для сегодняшнего зрителя, который привык к другому темпоритму».

Вероятно, именно поэтому спектакль Анны Фекета ни секунду не стоит на месте. С первых же мгновений он увлекает яркими костюмами, богатыми декорациями, запоминающимися вокальными и пластическими номерами, зажигательными танцами, хорошо сыгранными характерами и не отпускает до самого финала, в котором, конечно, же, торжествует любовь.

До конца года Иркутский музыкальный театр покажет своим зрителям еще одну постановку Анны Фекета, правда созданную уже совсем в ином жанре. Сама режиссер характеризует свой новый спектакль «Анна и адмирал. История любви» как музыкально-пластический эксперимент. Причем на близкую иркутянам тему. «Я считаю, что в Иркутске просто обязан быть спектакль, посвященный Колчаку, — рассказала режиссер. — У нас будет совершенно новая версия истории взаимоотношений Александра Колчака и его возлюбленной Анны Тимиревой. Я сама написала либретто на основе их писем друг другу. Это очень необычный жанр для нашего театра, такого спектакля у нас еще не было, потому что главную женскую роль сыграет вокалистка, а главную мужскую роль — артист балета. Специально для этой постановки написана оригинальная музыка, работа уже идет полным ходом».

Юбилейный сезон преподнесет своим зрителям и еще один сюрприз. В марте состоится премьера спектакля «Алые паруса», который поставит легендарный для Иркутска режиссер Наталья Печерская, возглавлявшая труппу почти 20 лет и поставившая с ней все главные спектакли репертуара, многие из которых до сих пор с успехом идут на иркутской сцене. «Я считаю, что в юбилейный сезон она просто должна подарить нам еще один замечательный спектакль, потому что именно благодаря ей у нас есть эта прекрасная труппа, с которой я так полюбила работать», — говорит Анна Фекета.

Антон Кокин