«Обновление» заработает на дженериках

Фармкомпания планирует увеличить мощность производства на 25%
Новосибирская фармкомпания «ПФК „Обновление”» (бренд Renewal), специализирующаяся на производстве отечественных дженериков, рассчитывает на четверть увеличить производственные мощности и выпускать более 250 млн упаковок препаратов в год. Инвестиции компании превысят 1 млрд руб. «Обновление» намерено в течение трех лет достичь 15% доли рынка в каждом фармацевтическом кластере присутствия, в том числе в новом для компании сегменте так называемых зарубежных дженериков средней ценовой категории. Эксперты отмечают, что сегодня на дженерики приходится львиная доля розничных продаж лекарств в РФ (свыше 60% в денежном выражении), однако уровень конкуренции в сегменте дженериков стоимостью свыше 100 руб. очень высок.

Сегодня в России дженерики составляют большую часть продаваемых в розницу лекарств. Фото Юрия Мартьянова

АО «ПФК „Обновление”» планирует увеличить мощности производства. Со второго квартала 2021 года компания начнет строительство цеха жидких стерильных лекарственных средств (инъекционные, инфузионные растворы, глазные капли и др.) мощностью более 20 млн упаковок, рассказал „Ъ-Сибирь” генеральный директор компании Владлен Калустов. К лету на предприятии запланирован запуск многопрофильного цеха по выпуску разноплановых препаратов мощностью более 25 млн упаковок, к концу года — расширение складских помещений на 15 тыс. паллетомест. Объем инвестиций составит более 1 млрд руб. Планируется, что общая мощность производства в результате реализации этих проектов превысит 250 млн упаковок препаратов в год. Сейчас она составляет около 200 млн.

АО «Производственная фармацевтическая компания „Обновление”» работает с 1997 года. Производственные мощности расположены в Сузунском районе области и Новосибирске. Компания выпускает лекарственные препараты в жидких и твердых формах, в том числе инъекционные растворы, глазные и назальные капли, таблетки, капсулы, порошки. Выручка предприятия в 2019 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», составила 5,1 млрд руб., чистая прибыль — 239,2 млн руб.

Как рассказал господин Калустов, до 2019 года компания специализировалась на наиболее продаваемых препаратах низкоценового сегмента — так называемых классических отечественных дженериках. «Это обеспечило узнаваемость бренда. Появились предпосылки к вводу более дорогостоящего ассортимента»,— объяснил он. По словам Владлена Калустова, в 2020 году ассортимент компании пополнился 60 новыми SKU, планы на 2021 год — еще 40–50 препаратов, в том числе за счет выхода в сегмент так называемых зарубежных дженериков средней ценовой категории (стоимостью более 100 руб.). «Если раньше мы выпускали в основном традиционные для лекарственного рынка препараты: цитрамон П, анальгин, дротаверин, бромгексин и подобные, то сейчас у нас появились такие препараты, как лоперамид, нимесулид, лоратадин, панкреатин. Из-за этого изменилась средняя стоимость выпускаемой упаковки: в прошлом году она была до 40 руб., а в этом — до 50 руб. в ценах производителя»,— сказал он „Ъ-Сибирь”. Компания рассчитывает, что за счет выпуска зарубежных дженериков и роста вторичных продаж в упаковках (sell in) на 10% — до 155 млн упаковок в год — выручка в этом году увеличится до 7 млрд руб. (+37% к прошлому году).

«Конкурентная среда сумасшедшая, работает больше тысячи производителей, сотни иностранных. Конечно, их теснить — дело не самое простое, но нам это удается»,— сказал глава компании. По его данным, в России ежегодно производят более 3 млрд упаковок лекарственных средств и почти каждую 20-ю из них (около 5%) — компания «ПФК „Обновление”». По словам господина Калустова, «Обновление» стремится в течение трех лет достичь 15% доли рынка в каждом фармацевтическом кластере присутствия, потеснив как отечественных, так и зарубежных производителей лекарственных препаратов.

Выпуск крайне дешевых дженериков на фоне высокой конкуренции с остальными участниками рынка становится нерентабельным, говорит главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Риски при производстве зарубежных дженериков связаны больше со снижающейся покупательской способностью населения, полагает он. «Важна стратегия позиционирования нового товара на рынке, при таком весе, как у Renewal, шансы на успешную конкуренцию довольно высокие»,— говорит эксперт. Аналитик ГК «Финам» Зарина Саидова отмечает тенденцию сокращения доли наиболее дешевых лекарств на российском фармацевтическом рынке. Если около 20 лет назад порядка четверти ассортимента занимали лекарства дешевле 30 руб., то сейчас удельный вес наименований в ценовой категории до 50 руб. составляет 3-4%, говорит она. «В текущем году наблюдается подъем в сегменте препаратов дороже 500 руб., что обусловлено, по всей видимости, ростом опасений населения по поводу своего здоровья в свете пандемии коронавируса. Сейчас на дженерики приходится львиная доля розничных продаж лекарств в РФ: в рублях — порядка 60%, а в количестве упаковок — свыше 80%. В условиях пандемии коронавируса и снижения уровня жизни населения спрос на относительно доступные дженерики обещает быть стабильным»,— считает эксперт. Директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева говорит, что, по данным за восемь месяцев 2020 года, в РФ в сегменте дженериков стоимостью свыше 100 руб. наибольшая доля рынка у Novartis international AG (4,21%). «Это недорогой сегмент, и долю свыше 4% сложно „заработать”. На рынке представлены более тысячи производителей и ассортиментный лист свыше 30 тыс. SKU. Ни одна компания не может иметь такой ассортиментный лист. Максимальный — около 600 позиций»,— говорит эксперт.

По данным «Финам», в первом полугодии 2020 года отечественный коммерческий рынок лекарственных препаратов увеличился почти на 14% в сравнении с первым полугодием прошлого года, его величина превысила 550 млрд руб.

Дарья Решетникова