Обнажение не в ущерб искусству

Не женщина, а сплошное ню. Эта фраза как нельзя лучше характеризует выставку «Голая правда», которая открылась 19 апреля в арт-галерее Dias. В экспозиции представлено около пятидесяти созданных в разных жанрах работ. В некоторых из них художники обожествляют и мистифицируют женское начало, в других, наоборот, очень вольно его трактуют и даже иронизируют.

Оригинально и немного грубовато «расправился с женщиной» художник Александр Суриков, тяготеющий к примитивизму и футуризму.

Выставка «Голая правда», посвященная пикантной и бесконечно популярной тематике, для Иркутска стала уже традиционной — в прошлый раз картины в стиле ню были представлены публике в феврале 2010 года; также в конце прошлого года действовала экспозиция на смежную тему — «Образ женщины». На этот раз в выставке не было никаких рамок и ограничений: авангардные работы соседствовали с картинами, выполненными в классической манере. Кроме живописи, присутствовали и фотографии. Впрочем, последние на фоне произведений кисти художников смотрелись больше как предмет интерьера, а не как полноценное искусство.

Каждая из работ по-своему отображала заданную тематику: в одних женские прелести были зафиксированы максимально реалистично и правдоподобно, в других они были деликатно завуалированы, а в третьих представлены в неожиданной и даже шокирующей форме. Очень оригинально и немного грубовато «расправился с женщиной» известный художник Александр Суриков, тяготеющий к примитивизму и футуризму. На полотнах автора «Русалка», «Близняшки», «Баня», «Синее черное море» женская натура словно вывернута наизнанку; «Прекрасная дама» предстает в образе перевертыша, практически оборотня. Не лишенные юмора и остросюжетности работы буквально въедаются в память, но вряд ли кто-то захочет повесить такие произведения у себя в гостиной.

Другой художник, представленный на выставке, Алексей Рютин изобразил женщину более мягко, утонченно, размыто и многосодержательно. Например, в полиптихе «Эрос» самые сокровенные очертания женского тела напоминают бокал. Вообще, на выставке названия картин многих художников говорили сами за себя: «Золотой дождь» Натальи Довнич с недвусмысленным эротическим подтекстом; «Тело №1» и «Тело №2» Степана Шоболова c легким пренебрежением и подчеркнутой анонимностью натуры.

«Выставка мне показалась очень интересной и объемной. Правда, здесь представлены слишком разные стили и жанры, сложно фокусировать свое внимание во всем этом многообразии художественных форм. Мне больше всего нравятся метафоричные картины, я, извините за пошлость, хочу видеть на полотнах нечто больше, чем просто обнаженную даму. Искусство, на мой взгляд, должно заставлять о чем-то думать, ставить вопросы», — высказался генеральный консул республики Польша в Иркутске Марек Зелиньски. Больше всего его впечатлил именитый художник Сергей Мосиенко, работы которого хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Представленные в экспозиции произведения «Лютня» и «Кларнет» — одни из самых завуалированных и эстетичных картин этого живописца.

На выставке «Голая правда» можно было убедиться, что запечатлеть женскую красоту — признание живописцев прежде всего сильного пола. Несмотря на то что работы художницы Вершининой «Адам и Ева» и «Вакханка» были наиболее откровенными из всех представленных, они показались излишне сдержанными, аккуратными и даже плоскими: не было в них ни эротизма, ни каких-то других ярко выраженных чувств.

Другим более удачным экспериментом стала картина «Перед прыжком» Алексея Третьякова, на которой изображен… обнаженный мужчина. «У меня запечатлен Икар, принимающий судьбоносное решение — прыгать или не прыгать. В картине я использовал масло и ультрановые акриловые краски, позволяющие писать на одном дыхании, с особой экспрессивностью. Пятнадцать минут и вся жизнь, как говорил Пикассо», — рассказал Алексей Третьяков. Художник подчеркнул, что выставки с картинами в стиле ню способны ошеломить и растормошить консервативно настроенных пассивных людей, вызвать их на маленькую эротическую провокацию. «Надеюсь, такие мероприятия раскрепостят публику, — отметил Алексей. — А то многие художники сталкиваются с проблемой натуры — мало кто готов свободно и открыто позировать живописцу. А любой внутренний и телесный зажим происходит в ущерб искусству».

Анастасия Елизарова
Фото автора