Облететь Москву
Авиакомпании закупают самолеты на 70–80 мест с расчетом на рейсы из небольших городов. Фото Валерия Титиевского
Аэропорты Новосибирска и Красноярска рассчитывают на рост пассажироперевозок по региональным маршрутам. Тем самым они планируют снизить нагрузку на московский авиаузел. Рост объема авиаперевозок через аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 году составил 12%, по России — 10%, сообщил на пресс-конференции гендиректор аэропорта Толмачево Евгений Янкилевич: «Динамика не совсем верная — нагрузка на московский авиаузел нарастает. Наша задача с аэропортами Иркутска, Красноярска состоит в том, чтобы пассажиропоток вне московского авиаузла рос большими темпами, чем пассажиропоток в Москву, чтобы люди летали больше по прямым маршрутам, чем через московский авиаузел». Положительные сдвиги в этом направлении, по его словам, есть: в 2016 году 47% пассажиров Толмачево на внутренних воздушных линиях летели через московский авиаузел, в 2017 году — их было 44%. «Темпы роста по региональным маршрутам — вне Москвы — составили 26%, на московском направлении темпы роста — 8%»,— сообщил господин Янкилевич. Он отметил, что в 2018 году аэропорт Новосибирска планирует обслужить на региональных рейсах 1 млн пассажиров (в 2017 году их было 709,5 тыс. человек, +41% к 2016 году). «Но эта цифра не самоцель, важен качественный рост пассажиропотока: без снижения темпов роста на московском направлении надо увеличить долю региональных авиаперевозок»,— говорит он.
В то же время эксперты отмечают, что перевозки на региональных линиях — наиболее тяжелый сегмент для формирования нормальной цены для пассажира: чем меньше самолет, тем дороже кресло-километр.
Основным инструментом для развития региональных авиаперевозок остается субсидирование таких маршрутов государством. «Сегодня альтернатив ему нет»,— говорит Анна Варшавская. По данным Евгения Янкилевича, федеральное финансирование в рамках программы госсубсидирования авиаперевозок по постановлению правительства №1242 в 2017 году в Сибирском федеральном округе составило 840 млн руб. — 28% от общего объема суммы субсидии по РФ, в 2016 году — 25%. «Это самый большой объем субсидии в 2017 году по сравнению с остальными округами»,— говорит он. В 2018 году, как сообщал ранее „Ъ“, правительство России выделит 3,8 млрд руб. на субсидирование авиаперевозок. Из 152 субсидируемых маршрутов регионы софинансируют 84 маршрута.
По данным Росавиации, в 2017 году между субъектами Сибирского федерального округа по субсидируемым маршрутам было перевезено 66,3 тыс. пассажиров (9,8% от числа пассажиров по России).
Как ранее комментировал Минтранс РФ, государство готово «разделить риски с авиакомпаниями в соотношении 50 на 50 при раскатке новых линий». Андрей Метцлер сообщил, что из 16 субсидируемых маршрутов, выполнявшихся в 2016 году, шесть перешли на коммерческую основу. В Толмачево — четыре из десяти.
Эффективной мерой для развития региональных авиа перевозок может стать обнуление НДС на этих воздушных линиях, считает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. «Потенциал рынка растет, как и количество городов, между которыми можно наладить авиасообщение и рассчитывать на интерес пассажиров. Кроме того, растет число самолетов емкостью 70– 80 кресел: активно наращивают парк «Ираэро», «Ямал» и другие. Это говорит о том, что перевозчики видят потенциал развития бизнеса в регионах»,— отмечает он. Напомним, что в 2017 году S7 заказала 17 единиц Embraer для развития региональных перевозок и открытия рейсов из небольших, в том числе труднодоступных, городов, где использование среднемагистральных самолетов невозможно. Первые рейсы были сделаны весной прошлого года из Новосибирска в Тюмень, Ноябрьск, Горно-Алтайск и Новый Уренгой.
Оксана Павлова