Объединение замедленного действия

Власти Усть-Орды и Иркутской области не торопятся поселиться под одной крышей
Тема объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО) в единый регион в последнее время не будоражит СМИ и политическую элиту. Последний всплеск активности по этому вопросу наблюдался в середине 2004 года, когда инициатива рабочей группы провести референдум совместно с выборами в ЗС области потерпела фиаско, а окружная дума со скандалом отклонила текст обращения к президенту по объединению, подготовленный совместной рабочей группой. Сейчас вопрос объединения повис в воздухе, но он может вновь обрести актуальность уже очень скоро, когда представитель президента в СФО должен отобрать кандидатов на кресло губернатора Иркутской области, которых будет предъявлять главе президентской администрации. Затянувшаяся пауза в объединительных процессах позволяет посмотреть на этот вопрос с точки зрения ученых — экономистов, социологов, этнографов. В суть процесса вникал корреспондент „Ъ” Александр Верхозин.

По мнению социологов, несмотря на то, что городские буряты быстро ассимилируются русскоязычной средой, сельская национальная культура сможет существовать еще долго. Фото Юрия Дорохова

Замороженный проект

В администрациях УОБАО и Иркутской области неохотно комментируют вопросы, связанные с объединением регионов. Пресс-секретари и руководители информационных комитетов в голос говорят, что вопрос объединения сейчас не обсуждается. Соответственно, никаких комментариев по вопросу объединения чиновники не дают. Создается впечатление, что объединение регионов фактически отложено на неопределенный срок. Профессор БГУЭиП Сергей Босхолов, в недавнем прошлом лидер процесса объединения со стороны обладминистрации, полагает, что не стоит ждать молниеносного процесса объединения. «Область и округ упустили свой шанс. Кремлю был важен первый шаг, который и был сделан Пермской областью и Коми-Пермяцким АО. Сейчас к референдуму готов Красноярский край и Эвенкия. Нам остается стать хотя бы третьими, чтобы получить хоть какие-то преференции», — считает он. Депутат окружной думы Кузьма Алдаров сказал в интервью „Ъ”, что нового всплеска интереса к этой теме стоит ждать весной 2005 года. «Осенью пройдут муниципальные выборы, самое удобное время провести референдум именно в это время», — считает он.

Проректор по науке Байкальского государственного университета экономики и права (Иркутск) Виктор Самаруха рассказал корреспонденту „Ъ”, что университет начинал работу по анализу экономических последствий объединения еще в 2003 году.

Ученые, анализировавшие последствия объединения, говорят о том, что предпосылок к объединению области и округа немало. До «парада суверенитетов» в 1993 году округ входил в состав области на условиях автономии. С тех пор экономические, географические и социальные связи не разорваны, считает проректор по науке БГУЭиП Виктор Самаруха. Округ не имеет своих энергетических ресурсов, промышленный потенциал низок, пользуется образовательными ресурсами области. Основные рынки сбыта аграрной продукции УОБАО находятся в Иркутской области.

По мнению ученых-экономистов, сельское хозяйство округа сможет интенсивнее развиваться в условиях объединенного региона. В советские времена доля округа в сельском хозяйстве области доходила до 40%. По мнению Виктора Самарухи, аграрный сектор округа, более развитый из-за более благоприятных климатических условий, должен привлечь инвестиции из области. Это будет содействовать развитию окружного сельского хозяйства.

По мнению Сергея Босхолова, объединенный регион должен спасти округ от банкротства: «В прошлом году объем дотаций окружному бюджету повысился до 92-93%. Никто не будет вкладывать деньги в хозяйство дотационного региона, а вот будущий край будет заинтересован в развитии сельского хозяйства». При этом интеграция «аграрного» округа и «промышленной» области, по его мнению, мало отразится на экономике объединенного региона: «Доля округа в экономике края займет не более 2%».

По мнению Виктора Самарухи, объединение — работа на перспективу.

«Установившиеся связи не могут работать вечно. Например, сегодня «Иркутскэнерго» тарифицирует округ и область одинаково. Но сменится собственник — и у округа не будет рычагов воздействия на энергетиков, — говорит Виктор Самаруха, — таким же образом, Иркутская область может лишиться экологически чистых продуктов питания, если предприятия округа найдут новые рынки сбыта».

«В случае объединения регионов процессы ассимиляции пойдут быстрее, — считает социолог Павел Баев. — Однако это не сразу отразится на национальной культуре бурят». По словам социолога, хотя городские буряты ассимилируются в русскоязычном пространстве города настолько, что не говорят на национальном языке и не учат ему детей, деревенская культура сохраняется патриархальной и традиционной. Эта система более устойчива к потрясениям и будет сохраняться даже в случае уменьшения ассигнований на национальную культуру, считает Павел Баев.

Политика и политики

Интеграция регионов, которую инициировал федеральный центр, представляет собой большой политический вопрос. В центре дискуссии статус округа внутри нового субъекта федерации. По плану, оглашенному комиссией, округ должен был войти в состав области и стать обычными 6 районами Прибайкальского края. Однако скандал весной 2004 года, когда 8 депутатов окружного парламента покинули зал заседания во время обсуждения вопроса объединения, громкие заявления представителей властей регионов и, как следствие, срыв процесса объединения продемонстрировали то, что процесс объединения стал предметом политического торга. Основными вопросами декларируются статус округа внутри нового субъекта федерации, а также судьба многочисленных программ в области социальной сферы, образования и национальной культуры, которые дотируются федеральным центром.

Сергей Босхолов предполагает, что затраты на сглаживание процессов объединения должен взять на себя федеральный центр, как это произошло в Пермском крае, где Коми-Пермяцкий автономный округ получил особый статус и государство в течение семи лет обязалось сохранять объем дотаций региону. Депутат окружной думы Кузьма Алдаров полагает, что на время объединительного процесса должны быть созданы специальные органы, которые занимались бы только нуждами округа. В последствии же, в некоторых департаментах Кузьма Алдаров предполагает создание отделов по делам округа. «Мэр района не сможет самостоятельно отстаивать интересы своих районов, — считает он, — а специалисты по округу должны помогать, чтобы их нужды не затерялись среди нужд других территорий области».

Тем временем, интеграция двух регионов идет на уровне бюджетных отношений. С января 2005 года большая часть финансовых полномочий Усть-Ордынского округа переходит в ведение органов государственной власти Иркутской области. Через казначейство Приангарья в УОБАО будет проходить федеральный трансферт в размере чуть свыше 1,5 млрд руб. Кузьма Алдаров заявил корреспонденту „Ъ”, что на недавней сессии окружные парламентарии проголосовали за то, чтобы в 2005 году получать федеральную помощь отдельно от области и обратились с этим в правительство России. Напомним, дума УОБАО и ЗС Иркутской области ратифицировали закон об изменении финансовых полномочий.

Александр Верхозин