ОАО «ФГК»: Приоритет — укрепление связей с клиентами

Иркутский филиал ОАО «ФГК» в 2013 году значительно нарастил объемы погрузки, закрепив за собой статус одного из крупнейших участников рынка грузоперевозок Восточной Сибири и Забайкалья. Директор по коммерции филиала Юрий Васильев рассказывает, за счет чего ОАО «ФГК» намерено удерживать занятые позиции, какую клиентскую политику проводить в дальнейшем, а также оценивает перспективы рынка оперирования грузовыми вагонами.

— Юрий Викторович, в 2013 году Иркутский филиал ОАО «ФГК» продемонстрировал впечатляющие результаты по росту объемов перевезенных грузов, грузообороту и среднесуточной погрузки. Чем это можно объяснить?

— Действительно, по итогам прошлого года объем погрузки Иркутского филиала ОАО «ФГК» на Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорогах превысил показатели 2012 года в 2,5 раза и составил 8,8 млн тонн различных грузов, или более чем 139 тыс. вагонов, находящихся в самостоятельном управлении компании. В 2013 году Иркутский филиал осуществил погрузку около 112 тыс. полувагонов, почти 18,5 тыс. крытых вагонов и свыше 8 тыс. платформ, что составляет более 6% от общего объема погрузки ОАО «ФГК».

Такие результаты объясняются совокупностью нескольких факторов. В их числе активная деятельность по организации и выстраиванию долгосрочных взаимоотношений с клиентами, сбалансированная ценовая политика. Кроме того, сказалось и улучшение взаимодействия с нашими партнерами — ВСЖД, ЗабЖД и ОАО «РЖД», которые работали с нами по агентской схеме, что положительно отразилось на росте грузооборота и отгрузок.

— В качестве продолжения темы прокомментируйте планы по грузоперевозкам на 2014 год.

— Перед нами ставятся довольно серьезные задачи — обеспечить объемы ежемесячной погрузки на уровне 12 тыс. полувагонов, 1,2 тыс. крытых вагонов и не менее 350-400 универсальных платформ. Год назад эти цифры казались для нас довольно серьезными. Сейчас это вполне реально, что подтверждает статистика за январь, когда традиционно снижается грузооборот. Безусловно, нельзя не учитывать макроэкономическую ситуацию в стране и ряд других факторов. Руководство компании понимает, что общий экономический фон в этом году не предполагает бурного роста, а значит наша стратегическая задача — сохранить позиции и доли рынка, достигнутые в 2013 году.

— Расскажите о специфике работы филиала в сравнении с другими подразделениями ОАО «ФГК».

— Необходимо отметить, что Иркутский филиал ОАО «ФГК» занимает особое положение не только потому, что протяженность зоны его ответственности одна из самых больших — 7,2 тыс. км и включает в себя территории двух железных дорог: Восточно-Сибирской и Забайкальской. В границах филиала работает два пограничных перехода — Забайкальск и Наушки. На пограничном переходе Забайкальск—Маньчжурия Иркутский филиал решает задачу своевременного предоставления подвижного состава под перегруз импортного груза из Китайской Народной Республики.

— Какую долю среди операторов подвижного состава вы занимаете в Восточной Сибири по итогам года? Кто является вашими основными клиентами?

— На текущий момент на транспортном рынке в границах своей ответственности филиал является одним из крупнейших операторов. Доля ОАО «ФГК» в общем объеме погрузки универсального подвижного состава на Восточно-Сибирской железной дороге в 2013 году составила 9,4%, а на Забайкальской железной дороге — 41,7%. По итогам января 2014 года мы улучшили эти показатели до 12% и 48% соответственно. В структуре перевозимых нами грузов основными являются каменный уголь, руда, лесные и строительные грузы. Среди наших клиентов — промышленные и сырьевые компании как федерального, так и регионального масштаба. Это ОАО «Мечел», ОАО «Русский уголь», ГК «Росатом», а также
ООО «Тарасовский угольный разрез», ООО «Игирма-Тайрику», ОАО «Тыретский солерудник», ОАО «Сибирский цемент» и другие.

— Какие партнерские программы вы предоставляете грузоотправителям?

— Укрепление налаженных связей — приоритетный вопрос стратегии развития «ОАО «ФГК». В этом направлении у нас действует ряд услуг. Одна из них — услуга на основе публичной оферты ориентирована на малых и средних грузоотправителей. Они могут оформить свою заявку в автоматизированном режиме на сайте www.railfgk.ru и получить гарантированную подачу подвижного состава в четкие сроки и с прозрачным ценообразованием. Популярностью пользуется также система информационного обслуживания клиентов (СИОК). Это бесплатная услуга, которая позволяет дистанционно отслеживать дислокацию вагонов в режиме реального времени, автоматически информировать о балансе средств на лицевом счете, проводить детализацию взаиморасчетов по договору и так далее.

Необходимо отметить и то, что ОАО «ФГК» стремится повышать качество работы, в том числе путем обновления подвижного состава и эффективного управления им. В ближайшее время мы планируем перевести часть парка полувагонов на «технологический аутсорсинг». Суть этой схемы состоит в оптимизации перемещения порожних вагонов на основе балансового метода управления парком. Заключение договоров с клиентами, производство расчетов, ответственность за обеспечение перевозок вагонами по-прежнему находится в зоне ответственности ОАО «ФГК». Но после предъявления порожних вагонов к отправлению они обезличиваются, ОАО «РЖД» организовывает передислокацию порожних вагонов на условиях инвентарного парка с использованием эффективных с точки зрения логистики и экономики схем.

Это позволит всем участникам перевозочного процесса реализовывать собственные бизнес-интересы с учетом особенностей и потенциала общесетевой инфраструктуры общего пользования.