ОАО «ФГК»: Экономические вызовы — стимул к совершенствованию работы

Федеральная грузовая компания отметила накануне четырехлетие с начала работы на рынке оперирования грузовыми вагонами. За это время компании удалось войти в число лидеров сегмента грузоперевозок, развить новые направления деятельности, задать высокие стандарты в отрасли. Сложившаяся в настоящее время непростая экономическая ситуация, по мнению директора Иркутского филиала ОАО «ФГК» Евгения Королева, является стимулом к тому, чтобы разрабатывать новые стратегии работы.

С начала 2014 года объем погрузки на Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорогах в вагонах собственности ОАО «ФГК» превысил 5 млн тонн грузов.

— Евгений Александрович, расскажите об итогах работы компании в регионе, динамике ее развития?

— Находиться на лидирующих позициях всегда непросто. Особенно если разговор касается такой высоко конкурентной отрасли, как железнодорожные грузоперевозки. Напомню, что ОАО «ФГК» вышло на этот рынок позже остальных операторов. Тем не менее за эти годы нам удалось выстроить эффективные деловые отношения с нашими клиентами в регионе и занять прочные позиции на рынке оперирования подвижным составом.

Показатели роста погрузки в вагоны ОАО «ФГК» в период становления Иркутского филиала впечатляющие: с 2012 по 2013 год объем погрузки вырос более чем в 2 раза. В нынешнем году, по данным за первые 9 месяцев, доля погрузки ОАО «ФГК» от общей погрузки универсального подвижного состава на полигонах Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог превысила 17%. Можно уверенно сказать: несмотря на кризисные явления в мировой и российской экономике и, как следствие, негативные тенденции на рынке железнодорожных перевозок, наша компания удерживает лидирующие позиции на рынке операторских транспортных услуг.

Мы активно работаем, и с начала года общий объем погрузки Иркутского филиала ОАО «ФГК» уже превысил 5 млн тонн различных грузов. Если рассматривать железнодорожные перевозки в регионе по номенклатуре грузов, традиционно основную долю занимает каменный уголь — с начала года его было погружено более 2,6 млн тонн. Подготовка к новому отопительному сезону в полном разгаре, а социальные грузы компания обеспечивает подвижным составом в первую очередь. В третьем квартале 2014 года для теплогенерирующих компаний и предприятий ЖКХ было перевезено 1,2 млн тонн угля. Основные потребители сырья: Читинские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Хабаровская ТЭЦ-1, Харанорская ГРЭС.

— Как сильно экономический фон затрагивает ваши показатели? Какие инструменты повышения эффективности вы используете для сохранения темпов роста компании?

— Безусловно, негативные явления в экономике воздействуют на всех участников экономических процессов, а на нас в первую очередь. Продолжающаяся с 2013 года тенденция снижения объема перевозок железнодорожным транспортом, профицит вагонов, снижение эффективности использования подвижного состава — все эти негативные факторы для нас повод искать новые подходы и решения, направленные на повышение качества использования подвижного состава и снижение издержек, что в конечном итоге положительным образом сказывается на наших клиентах.

Серьезным шагом в оптимизации перевозочного процесса стала разработка компанией технологии консолидации парков для уменьшения издержек порожнего пробега. С начала года ОАО «ФГК» работает с ОАО «РЖД» по схеме технологического аутсорсинга, в рамках которой после предъявления порожних вагонов к отправлению они обезличиваются, и их передислокация осуществляется ОАО «РЖД» по принципам инвентарного парка с учетом эффективной организации перевозочного процесса. Это ускоряет срок доставки грузов и сокращает порожний пробег, что отражается на тарифах для заказчиков. Для перевозчика в свою очередь снижается нагрузка на инфраструктуру. С начала года мы сократили среднее время доставки грузов более чем на сутки: это очень существенный рывок в качестве работы.

Повышать оперативность призвано и направление работы по договору публичной оферты. Благодаря этой услуге взаимоотношения оператора и грузоотправителя заметно упростились, теперь есть возможность заказывать вагоны через интернет. Для этого достаточно зарегистрироваться на сайте www.railfgk.ru, рассчитать тариф, заключить договор, оплатить заказ и получить вагоны на заявленной станции. Данная технология полностью исключает бумажный документооборот и позволила расширить клиентский портфель за счет компаний сегмента малого и среднего бизнеса — подача заявки занимает у клиента всего несколько минут. В соответствии с условиями оферты, грузоотправитель может получить до 50 вагонов по одной заявке.

— Известно, что ОАО «ФГК» уделяет серьезное внимание обновлению и модернизации парка. Какие работы ведутся в Иркутском филиале?

— На сегодня вагонный парк компании уже существенно расширен и обновлен. Разработаны и выполняются в полном объеме различные программы ремонта. В этом направлении наш филиал всегда демонстрировал серьезные показатели и справлялся с поставленными задачами — с начала года осуществлен капитальный ремонт более 4 тысяч единиц подвижного состава. По объемам ремонта лидерами филиальной сети стабильно являются Иркутск и Новосибирск. В этом году компания уже приобрела 1,7 тысяч вагонов. Приоритет отдается новым моделям крытых вагонов повышенного объема. Сегодня у ОАО «ФГК» 165 тысяч единиц рабочего подвижного состава.

— Как развиваются партнерские отношения с ОАО «РЖД»?

— «ОАО «РЖД» является нашим учредителем и основным партнером, который помогает нам повышать уровень обслуживания клиентов. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех сотрудников ОАО «РЖД» с 11-летием компании, поблагодарить за продуктивное сотрудничество и поддержку в совместной реализации производственных задач. Желаю вам, уважаемые коллеги, праздничного настроения, доброго здоровья, счастья и удачи. Уверен, что наша совместная плодотворная работа позволит внести существенный вклад в развитие экономики страны.