ОАО «ФГК»: Для рынка перевозок важна оперативная реакция на вызовы

Федеральная грузовая компания остается крупнейшим оператором универсального подвижного состава как в России в целом, такие регионах своего присутствия. Удерживать свои позиции ФГК намерена и далее, за счет ставки на новые услуги, гибкую тарифную политику, обновление подвижного состава, активную работу внутри филиальной сети и своевременное решение вопросов, возникающих у клиентов. Таким образом, ФГК рассчитывает закрепить свой статус надежного партнера среди крупнейших грузоотправителей.

Напомним, в настоящее время в управлении ОАО «ФГК» находятся 164 тыс. вагонов. Большую часть парка составляют полувагоны (125,2 тыс.), доля ОАО «ФГК» — 23% от общего парка данного рода подвижного состава. Первые места Федеральная грузовая компания занимает и по количеству крытых вагонов (24,2 тыс. вагонов, доля 33%), универсальных платформ (9,8 тыс. платформ, доля 20%). За 9 месяцев 2013 года доля компании в грузообороте на сети российских железных дорог в сегменте перевозок полувагонами составила 19%, крытыми вагонами — 26%, универсальными платформами — 21%.

Иркутский филиал ОАО «ФГК», протяженность зоны ответственности которого одна из самых больших — 7,2 тыс. км, включает территории двух железных дорог: Восточно-Сибирской и Забайкальской. По данным за 9 месяцев текущего года, филиалом погружено более 93 тыс. вагонов (более 5,8 млн тонн) различных грузов. Доля ОАО «ФГК» в объеме перевозок в универсальном подвижном составе по Восточно-Сибирской и Забайкальской железным дорогам составила почти 16%.

В структуре погрузки филиала за 9 месяцев 2013 г. преобладают следующие номенклатурные группы: руда — более 790 тыс. тонн, лесные грузы — почти 500 тыс. тонн, строительные грузы — более 400 тыс. тонн,. Однако основная часть погрузки приходится на каменный уголь — 2,8 млн тонн (около 42 тыс. полувагонов). Самыми крупными грузоотправителями угля являются ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», ЗАО «Амурский уголь», ОАО «СУЭК», ОАО «Русский уголь». Увеличению объемов погрузки способствуют новые привлеченные клиенты — например, ОАО «РЖД Логистика», осуществляющее перевозки угля для нужд ОАО «РЖД». С августа по октябрь 2013 года отгружено более 1100 вагонов, подано заявок на погрузку около 600 вагонов в ноябре 2013 года. Кроме того, ОАО «ФГК», традиционно являясь оператором социально значимых грузов, погрузило около 60 тыс. тонн угля в этом году по программе Северного завоза Иркутской области.

Значительное увеличение спроса на полувагоны, в том числе и сезонное на углепогрузочных станциях, в настоящее время привело к ситуации, при которой заявочная база и спрос на перевозку углей в полувагонах ОАО «ФГК» превышают не только собственные возможности компании, но и зачастую пропускные возможности дороги.

«На практике ситуация обстоит таким образом, что некоторые грузовладельцы вне плана требуют предоставить им объемы, значительно превышающие изначально согласованные. ОАО «ФГК» предоставляет максимальное количество вагонов за счет эффективного использования имеющегося парка, — подчеркивают в компании. — При этом ОАО «ФГК» тщательно соблюдает договорные обязательства перед другими клиентами и не намерено поступаться приоритетами в виде перевозки социально значимых грузов в адрес предприятий ЖКХ и энергетики».

Столь же объективными доводами в ОАО «ФГК» руководствуются при обсуждении еще одного актуального для клиентов вопроса по повышению ставок на перевозку минерально-строительных грузов в период с мая 2013 года по настоящее время. «Повышение ставок является ожидаемым явлением как для рынка, так и для самих операторов, и прежде всего связано с сезонным ростом грузопредъяв-ления и повышением спроса на подвижной состав в данном сегменте. В то же время если оценивать средний уровень стоимости предоставления вагонов под перевозку минерально-строительных грузов в целом по году, то в 2013 году затраты на перевозки в вагонах операторов в целом ниже тарифов на перевозку в вагонах общего парка», — говорит заместитель директора Иркутского филиала ОАО «ФГК» по коммерции Юрий Васильев.

«ФГК выступает за выстраивание долгосрочных взаимоотношений со своими клиентами. Для производителей минерально-строительной отрасли, нацеленных на стабильное круглогодичное грузо-предъявление, мы готовы рассмотреть варианты фиксированного ценообразования, позволяющего избегать всплесков цен в пиковый период погрузки, — резюмирует Юрий Васильев. — Мы стремимся установить ответственные партнерские отношения с клиентами, повышая качество сервиса и спектр предоставляемых услуг, что позволяет прогнозировать устойчивый рост погрузки и стабильность рынка в целом».