О любви, побеждающей смерть

Одним из самых ярких спектаклей только что закончившихся в Иркутске гастролей Бурятского театра оперы и балета стала новая постановка «Баядерка», привезенная в Приангарье спустя месяц после премьеры в Улан-Удэ. Классический балет на гениальную музыку Людвига Минкуса с хореографией легендарного Мариуса Петипа поставил с бурятской труппой их художественный руководитель Морихиро Ивата, пригласивший себе в помощь своих бывших коллег из Большого театра России.

Спектакль «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса впервые был поставлен балетмейстером Мариусом Петипа в 1877 году и до сих пор остается одним из величайших произведений балетного искусства. Все прославленные театры мира имеют это название в своем репертуаре, потому что «Баядерка», наряду с «Лебединым озером», является своего рода визитной карточкой профессионального мастерства.

Все прославленные театры мира имеют это название в своем репертуаре, потому что «Баядерка», наряду с «Лебединым озером», является своего рода визитной карточкой профессионального мастерства.

В Бурятском театре оперы и балета это произведение ставилось дважды – в 1960 и 1970 годах, и вот спустя почти полвека его решил вернуть на сцену нынешний руководитель балетной труппы, бывший солист Большого театра Морихиро Ивата. Премьерные показы прошли в Улан-Удэ 15 и 16 июня с большим успехом, так что руководство театра решило включить «Баядерку» в гастрольную афишу выступлений в Иркутске.

«Этот балет служит негласной планкой, определяющей профессиональный уровень балетной труппы, — говорит художественный руководитель Бурятского театра оперы и балета Морихиро Ивата. — Если он есть в репертуаре, это говорит о том, что с артистами все в порядке. Я работаю с этой труппой уже третий сезон – и все время чувствую профессиональный рост артистов, но в последнее время они совершили еще один большой качественный рывок, так что сейчас находятся в отличной форме».

В этом убедились иркутские зрители, побывавшие на двух показах, состоявшихся 22 и 23 июня. Романтичная восточная легенда о несчастной любви индийской танцовщицы Никии и храброго воина Солора, рассказанная языком танца, погрузила зрителей в пучину страстей, разыгравшихся в индийских джунглях и роскошных дворцах. Художником-постановщиком этого зрелищного действа выступил Николай Шаронов, постоянно работающий в Большом театре. Оттуда же позвали и прославленного дирижера-постановщика Александра Сотникова, который, кстати, специально прилетел в Иркутск на время показов и лично руководил оркестром.---_DSC2856

Как признался Морихиро Ивата, на тщательную подготовку этого балета у труппы ушло около полугода. Специально для работы с артистами была приглашена целая команда известных педагогов-репетиторов — Вадим Писарев, Константин Никитин и Наталья Чеховская. Результатом стало, с одной стороны, легкое, а с другой — очень драматичное, наполненное эмоциями исполнение великого произведения. Экзотичная атмосфера, созданная Николаем Шароновым вместе с художником по костюмам Еленой Бабенко, действительно перенесла зрительный зал в какой-то сказочный мир, в котором настоящая любовь может победить даже смерть.

Перед началом гастролей в Иркутске директор Бурятского театра оперы и балета Аюна Цыбикдоржиева говорила, что труппа привезла свои постановки даже не на суд, а в качестве своего рода подношения, подарка любимому иркутскому зрителю. Что ж, зритель ответил на эту любовь полными залами и делает это каждый год, встречая и провожая гостей из соседней Бурятии. Есть уверенность, что так произойдет и в следующем году — лишь бы новые спектакли бурятской труппы были такими же сильными и пронзительными, как «Баядерка».