«Нынешнюю ситуацию намерены использовать как трамплин»

Вырваться вперед на фоне просевшего рынка — такую цель поставил перед собой и коллективом президент Ассоциации «Байкальская виза», известный иркутский предприниматель Дмитрий Матвеев. В «допандемийную эпоху» его туристическая компания, концентрирующая несколько собственных крупных гостиничных объектов, вместительных круизных теплоходов и достойных ресторанов, ежегодно принимала в Иркутске и на Байкале порядка 365 тысяч гостей. Как один из крупнейших в регионе игроков турсектора и ресторанной отрасли строит работу в новой реальности, где поток зарубежных визитеров закрыт, а новогодние праздники, похоже, в полной мере будут соответствовать эпитету «семейные», без шумных корпоративных вечеринок?

–Безусловно, индустрия гостеприимства переживает период кардинальных перемен, — говорит Дмитрий Матвеев. — Традиционно высокую выручку в конце года обеспечивали корпоративные мероприятия. Рассчитывали также на поток туристов, решивших встретить Новый год и провести рождественские каникулы на Байкале. Объективно туристический продукт Байкальского региона был направлен преимущественно на внешнего туриста. На приезжих гостей во многом ориентировались и рестораторы, планируя развитие бизнеса. Сейчас, когда международные контакты из-за мировой пандемии поставлены на паузу, когда иркутяне вынужденно тоже ограничили выходы «в свет», а доходы населения в значительной мере упали, приходится на многие вещи и процессы посмотреть под новым углом.

Дмитрий Матвеев
Президент Ассоциации «Байкальская виза», известный иркутский предприниматель Дмитрий Матвеев.

Стоит признать, что, понимая масштаб бедствия, государство оказало отрасли пусть небольшую, но поддержку, предусмотрело послабления по платежам и субсидии. В итоге «Байкальской визе» удалось сохранить самое ценное — коллектив. Мы не потеряли ни одного сотрудника. Люди получают заработную плату, компания в новых условиях продолжает работать — с соблюдением необходимых мер безопасности и требований Роспотребнадзора.

— Обладая собственными средствами размещения, вы пошли по пути, который позволил отельерам в нынешних условиях заполнить номера — сотрудничаете с работодателями, использующими вахтовый метод работы персонала?

— Да, у нас заключены такие контракты. Как вы знаете, в Иркутской области указом губернатора закреплены особые правила для сотрудников, привлекаемых к работе вахтовым методом, для выполнения сезонных работ, и работодателей, применяющих эти методы работы. За свой счет предприятиям-работодателям необходимо организовать карантинную изоляцию, наблюдение и тестирование вахтовиков. Для решения этой задачи используются возможности индустрии гостеприимства, и я считаю это правильным. Бизнес помогает решить социально важную задачу, в то же время не простаивает, дает людям работу, источник дохода.

Куда сложнее будет, если в какой-то переходный момент рекомендации по изоляции отменят, а турпоток еще не восстановится. И гости в рестораны тотчас не вернутся. Возвращение к прежним оборотам бизнеса потребует времени.

— Как за спасательный круг, часть рестораторов зацепилась за сервис доставки готовой еды. Он действительно помогает общепиту держаться на плаву?

— Скажу очень осторожно. Новые условия стимулировали развитие доставки, способствовали формированию привычки к такому сервису, и эта привычка останется, даже когда ресторанный бизнес войдет в привычный ритм. Но не стоит думать, что за счет доставки рестораторы в полном объеме компенсируют все свои потери. Это невозможно. 15-20% максимум.

— Тогда на чем сейчас сосредоточены усилия заведений Ассоциации «Байкальская виза» и компании в целом?

— Компания «Байкальская виза» решила использовать текущий момент и высвободившееся в какой-то мере время для качественного переосмысления, для эволюции наших предложений. Детально расписан план работ. Мы разработали шкалу и набор показателей — оцениваем уровень услуг в каждом ресторане. Думаю, у нас есть 4-6 месяцев для работы над сервисом, для разработки новых продуктов и для обучения персонала. В народе говорят: нет предела совершенству. На фоне просевшего рынка за счет новых идей можно значительно вырваться вперед. Почему бы не использовать нынешнюю ситуацию как трамплин?

За 15 лет работы Ассоциация, несомненно, заняла значимое положение на рынке. У нас всё сложилось — все компоненты хорошего отдыха «под ключ». Турист мечтает увидеть что-то незабываемое — и тут региону сама природа помогла. Важно разместиться и ночевать в комфорте — добро пожаловать в наши отели, городские и загородные. Попробовать отличную кухню? Угощают наши рестораны. Нужен экстрим? Есть горнолыжная трасса. Круиз? Выбирайте теплоход. Так как всё перечисленное — наш собственный ресурс, мы можем говорить о гарантии лучшей цены. Плюс в полной мере несем ответственность за качество услуг.

«Байкальская виза» уверенно стоит на ногах, даже когда рынок штормит. Но мы отнюдь не стоим на месте. Строим новые и весьма амбициозные планы по развитию.

— Готовы инвестировать в новые проекты?

— На базе гостиницы «Маяк» в популярном у туристов (да и уместных отдыхающих) поселке Листвянка мы хотим реализовать проект панорамного ресторана. На 7 этаже уже идут работы по остеклению с использованием специальных конструкций финского производства. За обедом или ужином можно будет комфортно любоваться красотами Байкала с высокой точки практически круглый год.

— Также слышали, что у «Байкальской визы» есть интересы в Усольском районе. Раскроете карты?

— Компания планирует инвестировать в восстановление когда-то популярного санатория «Таежный», расположенного в Усольском районе. Объект мы выкупили еще несколько лет назад. Сейчас активизируем планы по нему — определяемся с концепцией, с проектом. Раньше «Таежный» славился эффективными программами восстановления для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, нервной системы. При процедурах использовались уникальные местные целительные грязи, рассолы.

Убежден, что и сегодня Усольский район — территория перспективная для развития оздоровительного направления. Мы анализировали рынок. Не так много в Иркутской области и в ближайших регионах круглогодичных санаторно-курортных учреждений, где сервис можно было бы характеризовать как в полной мере современный. Мы хотим взяться за такой проект. Ориентируемся на достойную архитектуру. Масштаб идеи предполагает большой объем вложений и относительно небыстрый срок реализации. Но если удастся войти с нашим проектом в государственные программы, направленные на развитие российского туризма, то это, конечно, позволит ускориться. Появление подобных объектов, несомненно, окажет влияние на качество и продолжительность жизни, на уровень здоровья населения Иркутской области.

— Делаете ставку именно на оздоровительный отдых в местах, которые когда-то славились своей санаторно-курортной базой?

— Не совсем так. Мы готовы рассматривать Усольский район в целом, поддержать местных энтузиастов, выдвигающих идеи для познавательного, археологического туризма. Необходимо всё взвесить, оцифровать.

В настоящий момент развернуто детальное обсуждение предложений с районной администрацией, с властями города Усолья, Мальты и других муниципальных образований. Аккумулируются самые разные варианты развития территории как туристического кластера. Приятно отметить, что мы с властями разговариваем на одном языке. Уверен, что общими усилиями дело заладится.

Концепция, проектирование поручены «Сибирской лаборатории урбанистики». Уже выявлены несколько особенностей территории, к которым можно делать привязку. Тут и археология с мамонтами, и когда-то работавший в районе удивительный Хайтинский фарфоровый завод. Из водных ресурсов привлекательны река Белая и несколько озер. Одним словом, есть над чем поразмыслить, что задействовать.

— А в Иркутске вы не видите перспектив?

— Видим. И еще какие. Для столицы Приангарья у нас тоже есть идея, которая сейчас уже оформляется в концептуальный проект. Но он явно будет контрастировать с инициативами поклонников деревянного зодчества. Я же считаю, что Иркутску имеет смысл создавать и ультрасовременные пространства. Одно другому не мешает. Главное, грамотно выдержать баланс, найти верное сочетание. Это вполне решаемая задача для специалистов по территориальному планированию.

Что интересно воплотить нам? Создать в Иркутске деловой комплекс уровня «Москва Сити». Городу объективно нужен современный цивилизованный деловой район. Экспоцентр, гостиница, ресторан бизнес-класса, современный торгово-развлекательный центр с развитой инфраструктурой. Убежден, что проект «Иркутск Сити», который мы сегодня разрабатываем вместе с итальянскими партнерами, — это очевидное благо для региона.

Потребность в международных коммуникациях всё выше и выше. И я по-прежнему верю в Иркутск как в центр принятия политических и экономических решений.

Беседовала Ольга Брайт