Новый взгляд на Иерусалим

На минувшей неделе в Иркутске прошли Дни культуры государства Израиль. Кинофестиваль, открытые лекции в иркутских вузах, встречи с писателями и несколько выставок — организаторы постарались представить еврейское искусство с разных сторон. Одним из мероприятий культурного фестиваля стало открытие двух выставок в отделе сибирского искусства Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева. Живопись Андриана Жудро и фотографии репатриантов из различных стран мира показали свой взгляд на современный Израиль.

Израильский художник Андриан Жудро поделился своим видением священных мест. Фото Евгения Козырева

Израильский художник Андриан Жудро родился в городе Барановичи Брестской области (Белоруссия). Окончил отделение живописи МХУ имени Глебова (Минск), учился на отделении дизайна в Минском театрально-художественном институте. Несколько лет жил и работал в Хабаровске. Участвовал в групповых выставках различного уровня в различных городах страны. Переехал в Израиль в 1999 году. В настоящее время живет и работает в городе Холон. В Иркутске представлена его выставка «Иерусалим», состоящая из 22 живописных работ, посвященных священному городу. Она уже экспонировалась в Москве, Минске, Киеве и некоторых городах Сибири.

«В мире существует такое понятие, как «иерусалимский синдром». Оно связано с тем, что люди, впервые приезжающие в Иерусалим, теряют голову от святости города и не хотят оттуда уезжать», — рассказывает директор Израильского культурного центра в Новосибирске Борис Белодубровский, открывавший выставку Андриана Жудро в Иркутске. Можно сказать, что этому синдрому подвергся и художник. Восторг новых впечатлений — вот то, что присуще этим работам. «Иерусалимские холмы», «Вид на старый город», «Стена плача», «Башня Давида» — простые названия картин говорят сами за себя, видно, что автору хочется запечатлеть на полотне тот новый красочный мир, который он увидел, приехав в Израиль.

«Всех израильских художников, которые приезжают из разных стран, отличает то, что они уже имеют свой багаж — культурный, эстетический, интеллектуальный. И когда они видят новую для себя реальность, возникает интересное творческое взаимодействие и трансформация их художественного видения, — говорит заместитель директора Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева Татьяна Огородникова. — Мне кажется, что работам Андриана Жудро свойственен восторг перед этим новым открытием. В этих работах много цвета, картины очень динамичны: и по цвету, и по композиции, и по рисунку. С другой стороны, художник стремится работать сразу во всех жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная живопись. Потому что его интересует все. Сама по себе израильская культура — это и есть взаимодействие тех традиций, которые привезли с собой репатрианты, с тем, что они увидели в Израиле».

Впрочем, Иерусалим Андриана Жудро имеет с реальным городом мало общего, говорит Борис Белодубровский: «Скорее это фантазия художника на тему Иерусалима, его впечатления о нем. В этом главная особенность данной экспозиции».

Вторая выставка, открывшаяся в иркутском художественном музее в рамках Дней культуры Израиля, посвящена фотографии. В отдельном небольшом зале представлены 30 снимков репатриантов, приехавших в эту страну из разных государств мира. Экспозиция получила название «Израиль новым взглядом» и является собранием лучших работ, отмеченных на Всеизраильском фестивале художественной фотографии фотохудожников-репатриантов. Отличительной чертой этого смотра является то, что в нем участвуют непрофессиональные фотографы всего мира, которые показывают свой взгляд на современный Израиль. На выставку попали работы авторов из России, Украины, Белоруссии, Армении, Уругвая, Колумбии, Аргентины, Англии… «Здесь можно увидеть те моменты, которые поразили или затронули авторов не только как фотографов, но прежде всего как людей, которые впервые обрели Новую землю», — говорит Борис Белодубровский.