Новый год на улице Торфорезов

в фильме «Страна ОЗ» Василия Сигарева
Утвердившийся в русском авторском кино как один из самых мрачных режиссеров, Василий Сигарев («Волчок», «Жить») снял не менее беспросветную, но очень смешную «Страну ОЗ». Картина взрывает жанр новогодней комедии изнутри, хотя вроде бы построена по всем канонам и даже заканчивается условным хэппи-эндом. Возможно, после нее вам наконец расхочется смотреть «Елки».

Для тех, кто не знает, Василий Сигарев пришел в кино из театра, а если точнее — из драматургии. Выучившись в семинаре Николая Коляды в Екатеринбургском театральном институте, он очень быстро влился в мейнстрим «новой драмы», став одним из ведущих драматургов своего поколения, получив общемировое признание и кучу различных премий. Впрочем, как признавался сам Сигарев в интервью, кино всегда привлекало его больше театра, а потому смена рода деятельности стала закономерным шагом. Драматургию он, однако, не бросил, а стал писать сценарии к собственным фильмам. Его дебютный «Волчок» сразу получил главный приз «Кинотавра» и открыл миру замечательную актрису Яну Троянову — по совместительству жену Сигарева и исполнительницу главных ролей в его последующих фильмах.

Главная особенность стиля Василия Сигарева — бескомпромиссность. Это касается и литературы, и кино. Насколько бескомпромиссны пьесы Сигарева-драматурга и первые два фильма Сигарева-режиссера, умело нагоняющие жути на читателя и зрителя, настолько же бескомпромиссной оказывается «Страна ОЗ». Созданная, в общем-то, на том же материале и теми же средствами, но удивительным образом со знаком плюс. При всем том, что половина диалогов запикана из-за бесконечного мата, и почти все герои моральные уроды, а в некоторых случаях и просто больные на всю голову (недаром «ОЗ» читается еще и как телефон скорой помощи), это один из самых смешных русских фильмов последних лет.

Все-таки Сигарев большой мастер выстраивать историю (и сценарий «Страны ОЗ» не зря был отмечен кинокритиками Призом имени Григория Горина на последнем «Кинотавре»), хотя внешне все выглядит до смешного просто. Лена Шабадинова из Малой Ляли сбежала от плохой жизни в Екатеринбург, где нашла работу продавщицей в круглосуточном киоске за 15 тыс. в месяц. Телефон сломался, денег почти нет, а улица Торфорезов, куда ей надо добраться, чтобы заступить на смену в новогоднюю ночь, бесконечно далеко. Но Лена упорно движется к своей цели, по пути преодолевая такое количество препятствий, которое выпадает не каждому за всю жизнь. Люди, которых она встречает, один безумнее другого, а Новый год — бессмысленный и беспощадный — все ближе и ближе.

Роман (Гоша Куценко), в пылу праздничного настроя взрывающий на своей голове фейерверк, сменяется водителем-наркоманом (Евгений Цыганов), выезжающим на полном ходу на встречку. Любвеобильный бард, увлекающийся тантрическим сексом и Навальным (Владимир Симонов), — сердобольной старушкой (Инна Чурикова), приторговывающей косметикой Avon и воспитывающей великовозрастных балбесов, целыми днями играющих в «Танки» и голосующих за ЛДПР. Успеет она и посидеть в ментовке, и подраться с проститутками, и получить шальную пулю, пока не придет к выводу, что не прижилась в большом городе.

Удивительным образом эта история напоминает сразу множество произведений мировой культуры: здесь есть отсылки не только к «Стране Оз» (кроме прямых упоминаний, главная героиня большую часть фильма путешествует с собачкой на руках) и «Алисе в Стране чудес» (в том смысле, что с каждой минутой становится все чудесатее и чудесатее), но и к бессмертной поэме Венедикта Ерофеева «Москва—Петушки» (где главный герой всю дорогу мечтает увидеть Кремль и доехать до Петушков) и даже к Гоголю. Как и в «Мертвых душах», прежде всего мы видим здесь очень живые русские типажи и характеры, моментально узнаваемые и прекрасно воплощенные на экране замечательными актерами. Впрочем, кроме всего прочего, есть здесь и над чем подумать, а не только посмеяться.

Вкладывал или нет режиссер этот смысл в свою картину, но в какой-то момент после просмотра «Страны ОЗ» понимаешь, что, пожалуй, всякий русский человек стремится на свою улицу Торфорезов, где, как он думает, ждет его истинное счастье. И неслучайно действие картины происходит в канун Нового года, который в каком-то смысле тоже для многих эта самая улица Торфорезов, где на самом деле, если все же доберешься, можно легко обнаружить выжженное поле.

Тимофей Сундуков