Новый год 100 лет назад

Задавшись таким вопросом, редакция решила непременно побывать на экскурсии по знакомо-незнакомым местам исторического центра. Для верности впечатлений был выбран пешеходный вариант. Затянувшиеся декабрьские морозы, непосильная усталость от трудовых будней 2012 года изрядно подкосила наши ряды. Но экскурсия все равно состоялась. Причем 20 декабря — накануне предполагаемого конца света. Уж очень хотелось узнать, какими были новые годы в добром старом Иркутске.

Экскурсия получилась удивительной. Уже через 10 минут мы перенеслись в другой город. Сюда за честь почитали приехать именитые иностранцы и путешественники. За зеркальными витринами магазинов здесь можно было найти самые модные европейские товары и живых раков. Здесь кипели нешуточные газетные и культурные страсти. Как это удавалось купеческому Иркутску? Ведь ни железной дороги, ни тем более самолетов не было…

Через два часа мы взглянули на Иркутск по-новому. Он показался нам гораздо теплей и уютней, чем прежде.

Как оказалось, понестись по волнам новогоднего праздника раньше удавалось только самым рядовым обывателям, не отягощенным ни капиталами, ни личной ответственностью за какое-то дело. В прошлом часть иркутян добровольно переносила святочные и новогодние торжества на… неопределенное время. В эту группу «маргиналов» входила вся местная пресса, антрепризная труппа городского театра, а также самые энергичные предприниматели. Раз в четыре города к ним присоединялась и городская дума в полном составе. Что до последней, то праздновать «как нормальные люди» не позволяло одно любопытное по сегодняшним временам обстоятельство. Дело в том, что гласные считались избранными не когда получали необходимое число белых шаров от избирателей, а позже, когда получали благословение от Высокопреосвященного. Происходило это в кафедральном соборе Иркутска рано утром 1 января следующего за голосованием года.

Не до новогодних застолий было и купцам, хорошо понимавшим, что после праздника еще долго не бывает настоящей торговли. Деловые люди и праздники превращали в будни, стараясь ухватить время за хвост. Господ артистов побуждали репетировать в новогодние вечера, а потом затемно подниматься беспокойные антрепренеры, анонсировавшие на 1 января детский утренник, равно как и вечерний спектакль для родителей. Самое любопытное, что и залы наполнялись, о чем свидетельствовали корреспонденты иркутских газет, работавшие без передышки: за номером от 31 декабря следовал номер от 1 января. А затем от 2-го, 3-го и так далее.

При такой-то активности всем остальным трудно было запереться в квартире и тривиально выспаться: роскошные рестораны зазывали искусно приготовленными блюдами, ухоженными зимними садами и постоянно меняющимся музыкальным репертуаром. Даже в зиму с 1904 на 1905 год город не утратил праздничный вид, а более того — перестал спать по ночам: проезжающие на фронт офицеры, сотрудники Императорского красного креста еще жили по столичному времени и во всем сохраняли петербургскую мерку.

Любопытно, что «индустрию праздника» в Иркутске прошедших веков представляли, а затем уже и продвигали европейцы. Заезжим артистам были известны все российские праздники. Кроме того, они сверяли свои гастроли с местным календарем и спешили заранее арендовать место на главной площади города. Скажем, француз Сулье прибывал еще в середине ноября, заводил знакомства, узнавал, чем живут горожане, где больше любят бывать. Числу к 15 декабря подъезжали и нанятые им японские фокусники, а 20 декабря начинались первые выступления.

Иностранные артисты готовы были ехать в Сибирь зимой: риск замерзнуть, стать жертвами нередких в Иркутске землетрясений и наводнений оправдывался большим спросом у местной публики. Особенно в XVII-XVIII веках, когда Иркутск был совсем еще не большой, и тайга обступала его, наклонялась над ним, отбрасывала на него свою тень и рождала тревогу. Долгие зимние ночи были такими темными, а в тянувшемся предрассветном часе таилась безысходность, отступавшая только с первым ударом колокола. Город казался плывущим на небольшом островке, и слабые в этот час дети Христовы устремлялись к кафедральному Богоявленскому собору, как в капитанскую рубку — узнать, куда плывут они и выплывут ли вообще. В этом соборе изначально заложен гимн жизни — сложной, разной, но всегда «беременной праздником». Здесь идеально воплотился «барокко чувствительный» — архитектурный стиль, зарожденный в Европе, а в Сибири ставший еще более ярким. Собором Богоявления Иркутск открывался своей лучшей, праздничной стороной, а в 1855 году и церковь Благовещения на Большой перекрасили в нарядный красный цвет, с белыми колоннами и карнизом. К концу декабря того же 1855 года окончательно прорвалось ощущение близкого праздника: напротив дома генерал-губернатора устроен был фейерверк, все вокруг освещено плошками в виде вензелей. И театр щедро иллюминирован, а на середине Ланинской (сейчас ул. Декабрьский Событий) установлен большой щит со светящимися вензелями. По всей Большой улице (сейчас ул. Карла Маркса), начиная от Ангары и до Ушаковки, протянули веревки, на которых развешали три тысячи разноцветных фонариков. Горожане гуляли здесь допоздна, радуясь и словно отодвигая и зиму, и тревогу, и привычный для здешних мест страх перед землетрясениями.

Путешественники отмечали и особенную атмосферу иркутских праздников той поры, когда в городе было главное достояние — общество. Невидимые токи связывали горожан таким чудесным электричеством, что и власть почитала за честь быть с этим обществом, и самые простые обыватели тянулись «ко всему благородному». Эта неповторимая пора пришлась на вторую половину девятнадцатого столетия и немного прихватила начало двадцатого. В 1910-м иркутская пресса писала о запоздалых новогодних «корпоративах», пришедшихся на конец января — начало февраля. Центром притяжения тогда были скейтинг-паласы, открытые иркутскими синематографами в специальных пристройках к просмотровым залам. От обычных здешние торжества отличались тем, что запоздавшая елка деликатно переименовывалась в Древо счастья, а в сценарий непременно вписывались катания на роликах. Подтянутые господа скользили по навощенному треку с такой детской радостью на лицах, что на противоположной стороне улицы собирались зрители с отдаленных предместий. Смотрели они с интересом и без зависти — как на далекую вершину, которой можно в принципе и достичь. Вот такого интереса друг к другу и хотелось бы пожелать иркутянам в наступающем 2013 году!

Часть 2. Из архивных хроник автора книги «Иркутские истории» Валентины Рекуновой