Новые законы ведут к прозрачности рынка энергопотребления

Иркутская энергосбытовая компания — ООО «Иркутскэнергосбыт» — подводит итоги года. Руководители крупнейшей ресурсоснабжающей организации в Иркутской области накануне провели заключительную пресс-конференцию, в ходе которой резюмировали: год был непростым, так как вступил в силу ряд изменений федерального законодательства, касающихся финансовых отношений поставщиков коммунальных ресурсов с потребителями. А в следующем году Приангарье ждет новый виток реформы энергетической отрасли. Главным событием станет введение социальной нормы на потребление электроэнергии для физических лиц. В «Иркутскэнергосбыте» подчеркивают: специалисты компании прилагают максимум усилий, чтобы клиенты получили не только четкое понимание сути происходящих изменений, но и возможность комфортно подстроиться под них.

По мнению директора ООО «Иркутскэнергосбыт» Сергея Бабкина, опыт перехода на прямые формы расчета с жителями, минуя посредников, позволяет увеличивать собираемость на 5-10%

Как отмечает директор ООО «Иркутскэнергосбыт» Сергей Бабкин, в 2013 году произошли законодательные изменения, поменявшие форму взаимоотношений ресурсоснабжающих организаций и потребителя. В первую очередь это касается вступивших в силу поправок в постановление правительства №354. Напомним, согласно ему, коммунальные платежи для каждого жителя теперь разделяются на личные и общедомовые, а соответственно, ресурсоснабжающие организации начали выставлять счета по новым правилам. «Год был непрост, но мы, позиционируя себя как представителя потребителя в энергетическом бизнесе, были нацелены на разъяснение законодательных изменений нашим клиентам. В связи с этим мы разместили в СМИ сотни публикаций, а также провели более 25 встреч с представителями крупного, среднего и малого бизнеса, ведь изменения коснулись и юридических лиц, — отмечает Сергей Бабкин. — Взаимоотношения с последними удалось перевести на новый уровень партнерства. В течение года к нам приезжали главные энергетики промышленных компаний и получали максимально развернутую консультацию по выбору тарифных решений, наиболее выгодных для их предприятий. И мы рады помогать в этом, потому что процесс выбора тарифов стал очень сложным для крупных потребителей. Это зависит от многих факторов, и разобраться в этом не всегда просто. Поэтому мы делились своим опытом, который позволял рассчитать конечный результат, избежать коллапсов на предприятиях».

Что же касается потребителей — физических лиц, то на разъяснение произошедших изменений были брошены усилия почти всего персонала ООО «Иркутскэнергосбыт», в частности сотрудников контакт-цент­ра, фронт-офисов, специалистов, отвечающих за работу сайта. «Было непросто объяснять, к примеру, алгоритм расчетов, заложенный в новую форму квитанций об оплате. Многие не могли свыкнуться с мыслью, что эта квитанция теперь имеет только информационный характер, — говорит Сергей Бабкин. — Она показывает величины потребленных видов энергии, чтобы каждый потребитель мог оценить, как на его расходах отражаются проведенные в доме энергосберегающие мероприятия. На мой взгляд, это удобно: каждый житель многоквартирного дома теперь видит, занимается ли его управляющая компания энергосбережением. Ведь это сразу отражается на величине общедомовых расходов, которые должны снижаться. К счастью, нам удалось в результате добиться определенных успехов в разъяснительной работе, и в дальнейшем мы будем продолжать ее.

Подводя итоги года, Сергей Бабкин отмечает несколько положительных тенденций. Одна из них — стабильность в потреблении энергоресурсов: «В этом году мы реализовали 21,1 млрд киловатт-часов электроэнергии и 21 млн гигакалорий теплоэнергии — столько же, сколько и годом ранее. Отмечается некоторое снижение в потреблении тепловой энергии со стороны крупных предприятий, что связано с внедрением сберегающих технологий, в сфере ЖКХ уровень остался прежним, как и в сегменте малого и среднего бизнеса. Что касается электроэнергии, то тут также небольшое снижение со стороны промышленности, при этом уже второй год подряд наблюдается 5%-ный рост потребления населением. Ранее этот показатель составлял не больше 2-3%. Радует также, что выросло потребление в сфере бизнеса, значит, этот сегмент развивается», — отмечает он.

Еще одна положительная тенденция заключается в том, что Иркутская область удерживает лидерство в стране по энергопотреблению на душу населения. Во всем мире это один из главных показателей, характеризующих развитость территории.

Вместе с тем актуальным остается вопрос по задолженности потребителей, только на сферу ЖКХ приходится порядка 2 млрд рублей, на население — около 600 млн рублей. «Работу с проблемными должниками, в частности с электрокотельными, управляющими компаниями мы ведем совместно с администрацией Иркутской области, муниципальными органами власти, — отмечает Сергей Бабкин. — Что же касается жителей, то мы продолжаем нашу практику перехода на прямые формы расчета с ними, минуя всевозможных посредников. Наш опыт показал, это позволяет увеличивать собираемость на 5-10%».

Говоря о платежах населения в следующем году, руководители ООО «Иркутскэнергосбыт» отмечают: с 1 июля по всей России предполагается введение социальной нормы на потребление электроэнергии. «Наш регион исключением не является. Величину социальной нормы утверждает Министерство энергетики и жилищной политики Иркутской области. По предварительной информации министерства, социальная норма будет установлена на одного человека в размере не менее 100 киловатт-час, плюс 50 киловатт-час для тех, у кого установлена электроплита. Кроме того, министерство собирается выйти с инициативой об увеличении социальной нормы для жителей, пользующихся электроотопительными установками до 4 тыс. кВтч (в законе предусмотрена планка в 3 тыс. кВтч). Учитывая суровый климат нашего региона, это предложение, заслуживающее внимания», — говорит заместитель директора по экономике и финансам ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрей Тупицын.

По его словам, в следующем году увеличение тарифа на электроэнергию, предположительно, составит 2-3 копейки — до уровня 84-85 копеек за кВтч. Этот тариф будет действовать в рамках социальной нормы, при ее превышении тариф составит 1,1 рубль за кВтч. По предварительным расчетам, тариф на тепловую энергию увеличится в следующем году не более чем на 4,6%. Тарифы для юридических лиц останутся на уровне этого года и даже немного снизятся — этого «Иркутскэнергосбыт» планирует достичь за счет эффективной работы на оптовом рынке энергии.

Кроме того, в квитанциях ряда собственников многоквартирных домов появится новая строка — компенсация установки внутридомового прибора учета тепловой энергии. Это коснется тех, кто не успел в срок, установленный правительственным постановлением №354, поставить такой прибор. По законодательству, в этом случае ответственность ложится на поставщика ресурсов. «В этом году «Иркутскэнергосбыт» потратил более 350 млн рублей на оснащение многоквартирных домов приборами учета. Согласно закону, теперь в течение ближайших пяти лет собственники должны с нами рассчитаться, ежемесячная выплата будет составлять от 20 до 60 рублей. Вместе с тем в следующем году все жители многоквартирных домов будут получать фактический расчет стоимости потребленного тепла, а не нормативные оценки, как сейчас. Это совершенно прозрачные величины, на основании которых можно выстраивать эффективные программы по энергосбережению, а значит меньше тратить», — подчеркивает заместитель директора ООО «Иркутскэнергосбыт» Матвей Куимов.

«В целом тарифы в Приангарье в следующем году для населения и цены для юридических лиц останутся самыми низкими по сравнению с остальными территориями России. Безусловно, это очень радует. Администрация Иркутской области и Региональная служба по тарифам смогла защитить перед Федеральной службой по тарифам озвученные цены. Это будет хорошей базой для дальнейшего роста потребления, а значит, и развития нашего региона, создания привлекательных условий для инвесторов. На это в частности ориентировал губернатор Приангарья, — комментирует Сергей Бабкин. — Со своей стороны мы готовы помочь в формировании благоприятного инвестиционного климата исходя из нашего опыта и профессиональной деятельности. Совместно с коллегами из ОАО «Иркутская электросетевая компания» мы составили карту свободных энергетических мощностей Иркутской области, опубликовали ее на своих сайтах и передали в правительство и Законодательное собрание Приангарья. В населенных пунктах, которые вошли в этот перечень, у любого промышленника или предпринимателя будет возможность незамедлительно оформить подсоединение к электрическим сетям и начать развитие своего проекта. Такая информация очень востребована на сегодняшний день. Работа над нашей инициативой будет продолжена, ведь на нашу карту можно наложить информацию о свободных земельных участках».

В следующем году ООО «Иркутскэнергосбыт» также продолжит работу по совершенствованию клиентских сервисов — контакт-центру и личным кабинетам на интернет-сайте компании. Эти услуги, появившись относительно недавно, активно набирают популярность. Если в прошлом году число ежесуточных обращений в контакт-центр составляло 1,5 тыс., то сейчас — до 3 тыс. в сутки. Ежемесячное посещение сайта ООО «Иркутскэнергосбыт» клиентами составляет 35-40 тыс. человек. «В этом году мы изменили конфигурацию сайта, улучшили работу личных кабинетов, этот инструмент сейчас стал работать очень быстро и способен обрабатывать всю нашу клиентскую базу — около миллиона лицевых счетов физических и юридических лиц. В ближайших планах — сделать сервис еще привлекательнее, чтобы он отображал данные по лицевому счету в режиме реального времени, — говорит Сергей Бабкин. — Постепенно мы приучаем клиента к дистанционному общению и сотрудничеству с нами. Сейчас для того, чтобы задать вопрос, необязательно идти во фронт-офис, можно это сделать через сайт или посредством круглосуточного контакт-центра. И мы обязательно найдем возможность оперативно и компетентно ответить. Думаю, что это верный путь по направлению к цивилизованному рынку энергопотребления».