Новые возможности для развития

торгово-экономических отношений Китая, Монголии и России
В начале сентября делегация Иркутской области во главе с депутатом Законодательного собрания Сергеем Гришиным и директором компании «Бизнес-контакт» Александром Сидоровым приняла участие в международном торгово-экономическом форуме в китайском городе Эрлянь. Мероприятие, направленное на создание более тесных экономических и торговых отношений между прилегающими районами Китая, Монголии и России, добилось главной задачи — еще раз привлекло внимание российского бизнеса к масштабным возможностям рынков соседей. Осталось только этими возможностями успеть воспользоваться.

Экономический коридор уже близок

Международный торгово-экономический форум в городе Эрлянь Китая был создан еще в 2009 году и носил тогда название «Трехстороннее сотрудничество в рамках реализации проекта международного торгового тура «Путь развития». Тема создания экономического коридора между Китаем, Монголией и Россией осталась главной и для последующих встреч. Четвертое мероприятие, прошедшее в сентябре этого года, не изменило традициям, однако существенно усилило свой представительский состав. В этот раз на форум в Эрлянь съехались более 400 предпринимателей и чиновников Китая и Монголии. Значительно отставала по составу делегация России: самой представительной и по числу участников, и их статусу была группа из Иркутской области, кроме того, присутствовали бизнесмены из Бурятии, Красноярска и Москвы.

Как отчитались по итогам форума его организаторы, руководители государственных организаций России и Китая обсудили перспективы совместного туристического бизнеса. Кроме этого, были достигнуты договоренности о сотрудничестве в таких сферах, как образование, наука, здравоохранение, поддержка брендовой продукции.

«Но самое главное — на форуме было четко обозначено, что тот самый экономический коридор между Китаем, Монголией и приграничными территориями России, о котором столько говорилось, должен заработать уже в следующем году», — говорит депутат Законодательного собрания Иркутской области, на которого была возложена ответственность возглавить всю российскую делегацию в Эрляне, Сергей Гришин.

Сегодня достраиваются последние 120 км автомобильной дороги между китайским Эрлянем и Улан-Батором. После ввода этого участка в строй современная скоростная магистраль протяженностью 997 км, соединяющая Китай, столицу Монголии, ее свободную торговую зону Алтанбулаг и Россию, откроет колоссальные возможности для бизнеса этих стран.

«Сейчас товарооборот между Монголией и Китаем уже достаточно высок. Мы видели, как кипит торговля со стороны Эрляня и Замын Ууд (монголо-китайская граница). Там таможня работает круглосуточно и пропускает за сутки порядка 6 тыс. человек. Наш же таможенный пост в Кяхте работает только днем и обслуживает максимум 300 человек», — рассказывает депутат.

Китайская сторона делает все, чтобы открыть для себя новые рынки сбыта. При этом огромная роль на этом пути отводится именно Эрляню, позволяющему Китаю сократить путь к евразийскому континенту на тысячи километров по сравнению с ближайшим пограничным комплексом Забайкальск — Манчжурия. Правительство Китая вкладывает огромные средства в развитие Эрляня.

Так, главным итогом первого Эрляньского форума стало выделение городу денег на развитие нового пограничного пункта пропуска, который был отстроен меньше чем за год. Сейчас китайское правительство продолжает расширять таможенный пост, создавая крупнейший комплекс сооружений для обработки грузопотока, вкладывает средства в строительство автодороги даже на монгольской территории (до Замын Ууд). «Они понимают, что этот транспортный коридор позволит Поднебесной выйти не только на Россию, но и в страны Восточной Европы. И реализацию этого проекта продвигают всеми силами, — говорит Сергей Гришин. — Но ведь и России надо не упускать шанса. Съездив в Эрлянь, перед этим побывав в свободной экономической зоне Монголии Алтанбулаг, я убедился, что у наших предпринимателей сейчас есть все, чтобы выходить на рынок соседней страны и создавать там конкуренцию китайским товарам».

Зона свободной торговли ждет резидентов

Напомним, решение о создании зоны «Алтанбулаг» было утверждено постановлением Великого государственного хурала Монголии в 2002 году, официальное же открытие зоны свободной торговли «Алтанбулаг» состоялось на российско-монгольской границе 20 ноября 2008 года. Среди официальных инвесторов зоны значатся компании из Китая, Южной Кореи, Японии, Великобритании, Германии. От России там зарегистрированы лишь иркутская компания ООО «Бизнес-Контакт» и Мясной союз России.

Для предприятий, работающих в зоне свободной торговли, предусматриваются существенные льготы от монгольской стороны. Самое главное — все ввозимые сюда товары не облагаются импортной пошлиной и налогом на добавленную стоимость. Кроме того, те предприятия, которые вложили средства в возведение в Алтанбулаге линий электропередачи, теплотрасс, систем водоснабжения, автомобильных и железных дорог, полностью освобождаются от уплаты подоходного налога. Компании, вложившиеся в строительство складских помещений, терминалов для погрузки и разгрузки товаров, а также гостиниц, освобождаются от подоходного налога на пять лет, а затем в течение трех лет уплачивают половину от положенной ставки.

«Алтанбулаг открывает большие возможности для малого и среднего бизнеса России, а особенно из приграничных территорий — Иркутской области и Бурятии. Есть все условия для выхода на монгольский рынок. Продукция лесопереработки, производства строительных материалов, пищевой промышленности — все это и многое другое обязательно найдет своего потребителя в Монголии. Российские товары и услуги всегда востребованы на монгольском рынке», — говорит директор компании «Бизнес-контакт» Александр Сидоров.

К тому же освобождение от таможенных пошлин и НДС, предусмотренное в свободной торговой зоне, позволят снизить себестоимость товара, что сделает их еще более привлекательными для потенциальных потребителей. «Создание в Алтанбулаге российского бизнес-центра позволит многим российским компаниям выйти на этот рынок. Ведь сегодня самостоятельно заходить в Монголию очень сложно, а если российский бизнес будет сконцентрирован в одном месте, при хорошей рекламе он быстро превратится в бизнес-мегаполис, куда будут обращаться деловые партнеры из многих стран. Появится много информации, различных деловых предложений, — говорит Александр Сидоров. — Такой центр будет аккумулировать весь российский бизнес, который сотрудничает с Монголией».

С ним согласен и Сергей Гришин, добавляя, что «для начала надо решить самую главную проблему — отсутствие у россиян информации об Алтанбулаге». «Я уже после поездки разговаривал с предпринимателями Братска — никто из них не знал о существовании и возможностях торговой зоны в Монголии», — замечает депутат. Сейчас, по словам Сергея Гришина, он намерен с руководством Законодательного собрания региона обсудить варианты того, как донести до бизнес-сообщества Приангарья максимум информации об Алтанбулаге. «Возможно, это будут круглые столы, какие-то конференции, — мы подумаем», — заметил Сергей Гришин.

Очередная презентация свободной торговой зоны пройдет и в рамках традиционной выставки «Ворота в Азию», проводимой компанией «Бизнес-Контакт» в Монголии уже в 21-й раз. В этот раз мероприятие состоится 6-8 ноября, в нем примут участие Торгово-промышленная палата Восточной Сибири, ряд предприятий региона. Но для восстановления деловых контактов обеих стран необходима и поддержка правительства Иркутской области. Эксперты уверены, что участие первых лиц в международных переговорах способно максимально приблизить тот момент, когда бизнес Приангарья займет достойное место на перспективных рынках стран АТР.

Евгения Колягина