Новые тренды местной культуры

На минувшей неделе в Иркутской областной филармонии состоялся единственный концерт современного композитора-минималиста Павла Карманова. Для него, давно живущего в Москве и пишущего серьезную музыку, исполняемую по всему миру, приезд в Иркутск стал не только возвращением на малую Родину (Павел родился в Братске и часть детства провел в областном центре), но и первым в творческой биографии авторским вечером. Однако и для самой столицы Приангарья этот концерт стал настоящим событием, поскольку в Иркутске нечасто услышишь современную академическую музыку.

Композитор Павел Карманов впервые представил свою музыку в Иркутске. Фото Антона Климова

Иркутск издавна считается весьма консервативным городом в отношении культуры и искусства. Это касается практически всего — начиная от театра и заканчивая contemporary art, которого в регионе просто нет. То же можно сказать и о современной академической музыке — если областная филармония и фестиваль «Звезды на Байкале» приучили местную публику к классике, на которую иркутяне ходят с большим удовольствием, то современных композиторов, пишущих сегодня музыку для консерваторий, здесь совсем не знают.

Впрочем, ситуация понемногу начинает меняться, причем благодаря совсем не очевидным, на первый взгляд, людям. Представительство газеты «Коммерсантъ» в Иркутске, входящее в издательский дом «Восточная Сибирь», в этом году весьма необычным образом празднует десятилетие своего присутствия в регионе. Вместо банального банкета, после которого, как правило, никто ничего не помнит, руководство решило заняться культуртрегерской деятельностью, разумно полагая, что память о действительно интересных событиях сохраняется гораздо дольше, чем статьи в ежедневной газете.

Первым мероприятием в рамках юбилейных торжеств стала организация проката в Иркутске документального фильма Веры Кричевской «Гражданин поэт. Прогон года» — о невероятно популярном в интернете проекте поэта Дмитрия Быкова, актера Михаила Ефремова и бывшего главреда «Коммерсанта» Андрея Васильева, в рамках которого в течение года на «Ютьюбе» выкладывались остроумные ролики, рассказывающие в стихах о главных событиях в стране. Второй инициативой иркутского «Коммерса» стала поддержка Фестиваля поэзии на Байкале, в рамках которого в июле этого года в Иркутске прочли свои стихи московские поэты Михаил Айзенберг, Ирина Ермакова, Аркадий Штыпель и Мария Галина. Наконец, третьим проектом, приуроченным непосредственно к юбилею газеты «Коммерсантъ» в Иркутске, стала организация концерта одного из наиболее интересных современных российских академических композиторов Павла Карманова, работающего в стилистике музыкального минимализма.

Новое для иркутской публики направление, практически никогда не звучавшее в Приангарье со сцены, тем не менее довольно распространено не только в мире, но и в России. Скажем, только в Москве есть не менее десяти известных композиторов, работающих в этом стиле. Однако Павел Карманов выделяется из них тем, что пишет не очень сложную по языку тональную музыку, обращенную к человеку. «В моем понимании минимализм — как муравейник. Вроде бы статичная конструкция, но, если приглядеться, вслушаться, внутри происходит бурная жизнь, подчиненная четким законам и логике, — говорит сам композитор. — Часто в этой музыке важен медитативный, созерцательный момент, это не всегда музыка действия. Иногда она как незаметно меняющаяся музыкальная картина».

Исполнить эти музыкальные картины, нарисовать их для иркутской публики вместе с композитором приехали московские солисты, составившие ансамбль «Форельный квинтет». Пианист Петр Айду, скрипачки Елена Ревич и Екатерина Погодина, альтист Сергей Полтавский, виолончелист Олег Ведерников — каждый из них сам по себе невероятно яркая личность, очень востребованная в музыкальной жизни страны и зарубежья. «Собрать их вместе, чтобы порепетировать, было непросто, — признался Павел Карманов. — Все они очень востребованные музыканты, которые постоянно находятся в поездках, выступая то там, то здесь. Например, Елена Ревич и Екатерина Погодина за два часа перед вылетом в Иркутск вернулись из Лондона, а Сергей Полтавский сразу после иркутского концерта улетел в Москву выступать в Оружейной палате Кремля, а на следующий день отправился в Пермь». Тем не менее музыканты провели в Иркутске почти три дня, усиленно репетируя не самый простой музыкальный материал. Все они уже неоднократно исполняли музыку Карманова, но, поскольку в ней важна каждая мельчайшая деталь, сыгранность коллектива выходит на первый план.

Музыкальные критики пишут, что произведениям Павла Карманова присущи «тональная определенность, импрессионистский колорит, лаконичность формы, оригинальное преломление мировой поставангардистской практики, использование любых современных стилей, а также различных аудиовизуальных эффектов в концертном исполнении». Однако важнее другое: музыка, прозвучавшая на концерте, отличалась прежде всего человечностью. Простые эмоции, будь то грусть или радость, ностальгия или восторг перед миром, — вот то, во что погружалась публика на протяжении полуторачасового концерта. В перерывах между композициями автор давал комментарии к своим произведениям, рассказывал истории из своей жизни. В частности, признался, что приезд в Иркутск — это для него своего рода возращение на Родину, потому что Приангарье и Байкал навсегда связаны с детскими воспоминаниями.

Концерт Павла Карманова вызвал самый живой интерес у публики. Конечно, многие пришли в этот вечер, чтобы поздравить газету «Коммерсантъ» с юбилеем. Например, председатель Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина, генеральный директор компании «Байкалфарм» Михаил Матханов или прилетевшие специально из столицы генеральный директор издательского дома «Коммерсантъ» Павел Филенков и член совета директоров ИД «Коммерсантъ» Андрей Гоголев. Но значительная часть аудитории была привлечена в концертный зал филармонии возможностью просто услышать хорошую, новую для себя музыку. И публика не обманулась в своих ожиданиях.

Антон Кокин
Кто есть кто
Павел Карманов, композитор

Родился в 1970 году в городе Братске Иркутской области в семье музыкантов. Начал писать музыку с пятилетнего возраста. Окончил Центральную музыкальную школу в 1988-м и Московскую консерваторию в 1995 году. В школьные и студенческие годы активно участвовал в концертной жизни Москвы. Сочинял музыку в разных стилях. С начала 90-х увлечен эстетикой поставангарда и минимализма.

С 1996 года — член Союза московских композиторов. Постоянный участник различных музыкальных фестивалей: «Московская осень», «Альтернатива», Фестиваль памяти Олега Кагана, Фестиваль памяти Анатолия Ведерникова, Sound Route Tokio–Moscow, «Варшавская осень», Фестиваль Д.Д.Шостаковича в Сиэттле (США). Сочинения Павла Карманова исполняются в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, в Доме композиторов, в культурном центре «ДОМ», в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, на концертах и фестивалях в разных городах мира.

Павел Карманов — автор музыки к спектаклю Федора Павлова-Андриевича «Бифем» по пьесе Л.Петрушевской, а также ко многим художественным и документальным фильмам. Среди работ — музыка к фильмам Тимура Бекмамбетова «Арена» («Гладиатрикс») и «ГАЗ — Русские машины», «Солдатский декамерон» Андрея Прошкина, «Враги» Марии Можар, «Закрытый космос» Нурбека Эгена, «Пугало» Александра Котта, «Письмо» Матвея Живова и другим. Карманов создал саундтреки к телесериалам Наны Джорджадзе «Только ты», Али Хамраева «Место под солнцем» и «Артисты», Олега Фесенко «Умножающий печаль», а также к фильмам документалиста Алексея Ханютина, среди которых «Музыка для Фейерверка», «Контекст», «Эвакуация» и «Дорога».

C 1997 года музыка Павла Карманова постоянно звучит во множестве рекламных роликов на ТВ, в оформлении теле- и радиопрограмм.В 2006 году Назаром Кожухарем и The Pocket symphony записан и выпущен на лейбле «DOM-records» дебютный авторский CD с камерной музыкой.

С 2000 года Павел Карманов — участник московской рок-группы «Вежливый отказ», в которой играет не свою музыку в качестве пианиста и флейтиста.В настоящее время Павел Карманов живет и работает в Москве.