Новые старые обещания и надежды

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев провёл годовую итоговую пресс-конференцию для журналистов. Как выяснилось, пальцев одной руки достаточно, чтобы отчитаться о неких конкретных задачах, уже выполненных главой региона на своём посту. Что, впрочем, вполне понятно — в этой должности Игорь Кобзев работает лишь год с небольшим. Это же обстоятельство объясняет и тот факт, что большую часть пресс-конференции первое лицо региона делился проектами и перспективами на несколько лет вперёд.

Об аэропорте Иркутска и не только

Сдвинуть с места застарелую проблему, которой, по признанию Игоря Кобзева, уже около 30 лет, — задача для нынешнего состава правительства стратегическая. Речь идёт о переносе аэропорта Иркутска за черту города. Губернатор напоминает, что задачу построить новый аэропорт ещё в 2014 году в своём указе поставил президент России Владимир Путин. Сейчас решением этого вопроса совместно занимаются правительство Иркутской области и Федеральное агентство воздушного транспорта.

«Перенос аэропорта Иркутска — это вопрос с историей. Главная проблема — подбор площадки. Это полномочия правительства Иркутской области. Мы планируем до конца года получить согласование земельного участка около деревни Позднякова в Иркутском районе, который не был согласован в 2010 году. Мы ведём работу с федеральными органами власти. Уже получено предварительное согласование участка в Министерстве обороны Российской Федерации. Мы рассчитываем получить все необходимые согласования до конца года», — конкретизирует сегодняшние реалии глава региона.

Немного известно и о планах следующего года: планируется привлечь инвестора, который займётся актуализацией проектной документации аэродромного комплекса, разработанной в 2010 году, созданием проектной документации здания аэропорта и получением положительных заключений Главгосэкспертизы. Правда, работа эта будет длиться несколько дольше, чем хотелось бы, — до 2025 года.

После этого проект строительства нового аэропорта будет передан в Федеральное агентство воздушного транспорта. Его планируется включить в государственную программу Российской Федерации по транспортному развитию страны. Строительство аэродрома планируется провести за счёт федеральных средств, аэровокзального комплекса — за счёт средств инвестора, транспортных путей, коммуникаций — за счёт средств областного бюджета. Начать строительство нового аэропорта планируется в 2025–2028 годах.

Игорь Кобзев — не первый губернатор, берущий на себя решение этой задачи. Определённые шаги и заявления уже делались и при Дмитрии Мезенцеве, и при Сергее Ерощенко, и при Сергее Левченко.

Получится ли что-то у нового регионального руководителя, пока сложно сказать и даже представить. Называемые сроки (через 4–7 лет) слишком долгие для оптимистичных надежд. За это время в регионе, да и в стране, слишком многое может измениться.

Куда больше конкретики прозвучало от губернатора по вопросу развития малых аэропортов Иркутской области. Так, стало известно, что посадочная площадка Усть-Илимска может получить статус аэродрома класса Г в 2022 году. Работу по доведению посадочной площадки до сертификационных требований аэродрома класса Г совместно ведут правительство Иркутской области, Федеральное агентство воздушного транспорта и АО «Группа «Илим». Уже сейчас в Усть-Илимске начали обслуживать самолёты Ан-24 и Ан-26. Росавиация подписала технический акт о допуске посадочной площадки «Усть-Илимск» к полётам на таких воздушных судах после технического рейса самолёта Ан-26, который состоялся в сентябре. 18 ноября авиакомпания «Ир­Аэро» начала выполнять коммерческие рейсы на самолётах Ан-26.

«Мы ведём переговоры с авиакомпаниями об организации полётов из Усть-Илимска в Братск, Иркутск, возможно в Красноярский край. Сейчас для этого есть все возможности. Мы будем продолжать развитие этого авиаузла. Росавиация готова предоставить средства для приобретения аэронавигационного оборудования, необходимого для работы аэродрома Усть-Илимска», — рассказывает о планах Игорь Кобзев.

Кроме того, решается вопрос о выделении федерального финансирования на модернизацию аэропорта Бодайбо с 2022 года. Там планируется удлинить взлётно-посадочную полосу с 1,6 км до трёх километров и сделать её асфальтобетонной, а также построить новый терминал, обновить инфраструктуру. Инвестор подготовил проектную документацию, в ближайшее время она будет направлена на государственную экспертизу. Аэропорт Бодайбо включён в федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» национального проекта «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

Также глава региона сообщил, что правительство Иркутской области взаимодействует с собственниками и конкурсным управляющим аэропортов Усть-Кута и Киренска по вопросам продажи этих предприятий.

О скандальных вопросах

На пресс-конференции Игорь Кобзев не обошёл вниманием темы, вызывающие активный общественный резонанс, в частности — вакцинацию и временные ограничения в связи с пандемией, майнинг криптовалют и перегрузки энергосистемы, своё вступление в партию «Единая Россия». Губернатор при этом заявил, что лично читает сообщения от жителей, приходящие ему в социальных сетях, а также телеграм-каналы. «Многие думают, что у меня по этим вопросам есть какой-то помощник. Но на комментарии я отвечаю иногда поздно вечером, в 11 часов. Как понимаете, в такое время никакой помощник работать не будет. Конечно, обращаю внимание на критику, могу и в ответ покритиковать, если человек необъективен, некорректен», — приоткрыл губернатор свою человеческую составляющую.

По его словам, очень много комментариев в настоящее время приходит по темам, связанным с пандемийными ограничениями, в частности QR-кодами, которые необходимо предъявлять при входе в заведения торговли и общественного питания. «В Иркутской области мы пока не планируем внедрение QR-кодов на общественном транспорте», — успокоил губернатор. При этом дал понять, что поддерживает федеральный закон, внесённый в Госдуму. Эта инициатива предполагает введение QR-кодов во всей России для посещения общественных мест и поездок по железной дороге и в самолётах.

«Я понимаю, что вопрос очень такой специфический, сложный, и, конечно, нас ждёт всенародное обсуждение. И сегодня мы понимаем, что и депутаты Госдумы, и депутаты Законодательного Собрания, и Общественная палата, и Счётная палата, и все общественные институты, вообще все заинтересованы в детальной проработке вопроса. Он неоднозначный, есть противники, есть сторонники, но я уверен, что мы найдём то компромиссное решение, которое будет приемлемо», — объяснил Кобзев свою позицию.

«Всплеск заболеваемости произошёл несколько недель назад, сейчас на одном и том же уровне держатся показатели новых случаев заболевания в сутки, не меняется количество коек для лечения ковида. Каждая волна длится около 8–10 недель. Сейчас мы находимся в конце этого периода. Давайте посмотрим, как будет развиваться ситуация», — заметил глава региона в ответ на вопрос о запрете или разрешении проводить новогодние корпоративы.

Довольно подробно, как, впрочем, и предсказуемо, Игорь Кобзев прокомментировал своё вступление в партию «Единая Россия»:

«Я шёл на губернаторские выборы как беспартийный и говорил, что готов работать со всеми политическими партиями. Сейчас ничего не произошло, честно говорю, я работаю со всеми политическими партиями, мы в хорошем контакте».

«Если брать региональный парламент, мы договорились, что на всех сессиях мы встречаемся со всеми лидерами всех партий и обсуждаем насущные проблемы. Если в целом, почему это произошло: это партия власти, и я готов использовать любую площадку, которая даст развитие Иркутской области».

Не смог не затронуть губернатор и тему так называемых серых майнеров, которых сейчас принято винить в перегрузках энергосистемы, питающей жилые дома. Игорь Кобзев заявил, что по его инициативе майнинг, возможно, получит статус официальной предпринимательской деятельности. Но это не означает, что майнеры и дальше смогут работать на своих криптофермах, установленных в частных домах. «Конечно, майнеры в статусе предпринимателей должны оплачивать потребление электроэнергии по более высоким тарифам. Кроме того, недопустимо, чтобы эта деятельность велась в сетях, предназначенных для бытовых нужд; нужны отдельные линии. В связи с этим мы готовы развивать в регионе промышленный майнинг, предоставлять специальные площадки — например, на севере региона», — отметил он.

О разном

Коснулся Игорь Кобзев и темы строительства в Иркутске суворовского училища. Это ещё один «переходящий приз» от одного главы региона к другому. При Игоре Кобзеве решение вопроса вроде бы тронулось с места, затем из-за судебных тяжб, затеянных активистами, защитниками старинной архитектуры, было отложено. Тем не менее училищу — быть, считает глава региона. Иркутск получит от государства 4,5 млрд рублей — эти средства пойдут на строительство заведения, деньги уже выделены по линии Минобороны. Всего на проект военное ведомство намерено направить почти 6,5 млрд рублей. Учебное заведение будет создано на базе бывшего Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища. Открыть его планируют 1 сентября 2023 года. По словам губернатора региона Игоря Кобзева, уже заключён контракт с военной строительной компанией на проведение подготовительных работ. В настоящее время специалисты занимаются усилением фундамента основного корпуса училища.

Неожиданным стал вопрос о возможном расселении жителей Мамско-Чуйского района. Поводом для этого стал анализ сотрудников регионального минэкономразвития, подсчитавших, что жителей этого района выгоднее расселить в другие территории, чем финансировать этот район дальше. Игорь Кобзев попросил не обижаться на чиновников министерства и отметил, что посещал район, общался с жителями и большинство из них не заинтересовано в расселении, поэтому точного решения ситуации пока нет: «Пока район продолжают содержать, в полном объёме выполняют северный завоз в район. В этом году туда завезли новый генератор для бесперебойного снабжения электроэнергией».

Глава региона также отчитался о работах по восстановлению Тулуна и Нижнеудинска, пострадавших от наводнения 2019 года, строительству там жилых домов и социальной инфраструктуры. Эта тема, пожалуй, единственная, о которой сейчас Игорь Кобзев может рассказывать как о чём-то реально проделанном, а не запланированном. Будем надеяться, что в следующем году на аналогичной пресс-конференции вопросов и тем с пометкой «Выполнено» у губернатора окажется больше.

Олег Усов