Новые пути федеральных трасс Иркутской области

В Иркутской области продолжается масштабная работа по строительству и реконструкции федеральных трасс, проходящих через регион. В 2020 году число федеральных дорожных строек в Приангарье увеличилось до четырех. Проекты реализуются по всем направлениям и имеют разные временные рамки. Но их общая главная задача — сделать движение по важнейшим транспортным артериям страны безопасным и комфортным. Какие крупные дорожно-строительные проекты ведутся в области и как они изменят дорожную карту Приангарья — в материале «Иркутская область. Siberia».

Николай Рейнет, начальник ФКУ Упрдор «Прибайкалье»: «Р-258 «Байкал» — это важнейшая транспортная артерия, обеспечивающая экономические и административные связи регионов Урала, Западной и Восточной Сибири».

Первая ласточка

Таких масштабных дорожно-строительных работ Иркутская область не знала уже давно. С 2015 года на федеральных дорогах региона новые стройки не начинали. Первая «ласточка» после перерыва — ликвидация опасного серпантина на Култукском тракте. Работы здесь стартовали в 2018 году, и вот, спустя всего 2 года, — они на финишной прямой.

Сейчас на новом участке трассы (а это 9,7 км дороги) заканчивают укладывать асфальт. Планируется, что в конце июля рабочие приступят к обустройству дороги: установке дорожных знаков, ограждений, нанесению разметки, а уже в конце августа будет запущено рабочее движение.

«30 сентября мы завершим полный комплекс работ на объекте «47-56 км» автомобильной дороги Р-258 «Байкал». Но уже сейчас, подводя предварительные итоги, можно сказать, что задачи были здесь беспрецедентные. Фактически при помощи буровзрывных работ дорожникам нужно было проложить в горах новую трассу в обход опасного «серпантина». Чтобы нагляднее представить масштаб, приведу лишь две цифры: глубина выемок грунта на этом участке достигала 40 метров, а высота насыпей — 20 метров», — рассказывает начальник ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет.

Новый участок дороги на восток, спрямивший широко известный «тёщин язык», сделал путь короче существующего почти на 3 км. Сама трасса строится в две полосы с дополнительной полосой на подъём, на ней оборудованы две площадки отдыха для водителей. Что касается старого участка дороги, то он будет полностью рекультивирован и засажен деревьями.

Больше, быстрее!

Еще один повод для гордости — строительство автомобильной трассы Р-255 «Сибирь» в обход города Усолье-Сибирское и посёлка Тельма (на участке 1797-1842 км).

Федеральные дорожники подчеркивают, что это самый масштабный объект строительства за 80 лет существования Управления автомобильной магистрали Красноярск — Иркутск. Протяженность нового участка составит 42,6 км. На его пути будет сооружено 5 мостов, 5 путепроводов и 6 транспортных развязок.

Строительство здесь началось в прошлом году, и сразу набрало высокие темпы. Сейчас здесь идут работы по устройству земляного полотна и дополнительного слоя, разработке выемок, начато строительство четырех мостов и надземного пешеходного перехода, перенос коммуникаций, археологические изыскания.

Согласно госпрограмме «Развитие транспортной системы» до 2024 года подведомственное Росавтодору управление построит и реконструирует в Иркутской области 96 км федеральных дорог. На эти цели федеральному казённому учреждению Упрдор «Прибайкалье» одобрено финансирование более 30 млрд рублей.

В Упрдор «Прибайкалье» отмечают: благодаря взятым темпам есть возможность завершить эту стройку раньше времени. А это значит, что уже вскоре четырёхполосная современная автодорога выведет из населённых пунктов транзитный транспорт. Пропускная способность при этом увеличится в два раза (с 15 до 30 тысяч машин в сутки), как минимум на час сократится время в пути.

Радостным и долгожданным событием для автомобилистов станет и открытие после строительства участка трассы Р-255 «Сибирь» в обход села Тулюшка и деревни Трактовая (1524-1537 км в Тулунском и Куйтунском районах региона). Сейчас здесь практически ежедневно скапливаются заторы на железнодорожном переезде, водителям приходится ждать открытия проезда иногда часами.

Новая трасса, строительство которой сейчас ведется, протянется на 14,6 км. Она будет двухполосной, с кольцевой развязкой, путепроводом через Транссиб и мостом через реку Или. Планируется, что сдача объекта пройдет уже в 2022 году.

По нарастающей

Внушительный список реализующихся дорожных объектов в этом году пополнился новым. В мае 2020 года ФКУ Упрдор «Прибайкалье» начало работу над реализацией еще одного долгожданного проекта. Речь о строительстве новой дороги Р-258 «Байкал» на участке с 26-го по 47-й км в обход посёлков Чистые Ключи и Моты (Шелеховский район).

После ликвидации аварийно-опасного участка на 47-56 км это уже второй строящийся объект на Р-258, благодаря которому горный серпантин на Култукском тракте удастся выпрямить. Новая дорога пойдёт по более плавной траектории, увеличится радиус поворотов, перепад высот станет меньше.

Такое постепенное приведение к нормативному состоянию участков, пролегающих по горной местности, безусловно, повысит безопасность проезда и, конечно же, еще больше сократит время в пути по дороге на Байкал.

Только на 2020 год федеральной адресной инвестиционной программой на объекты строительства и реконструкции в Иркутской области предусмотрено более 3,5 млрд рублей.

Новый участок Р-258 станет короче существующего почти на километр, его протяжённость составит 19,2 км. Проектом предусмотрено возведение двух мостов, путепровода и подземного пешеходного перехода.

«Р-258 — это важнейшая транспортная артерия, обеспечивающая экономические и административные связи регионов Урала, Западной и Восточной Сибири, — говорит Николай Рейнет. — Благодаря реализации всех планов управления к 2024 году мы обеспечим здесь действительно комфортный проезд для участников дорожного движения! К тому же важно и то, что обход Мотов и Чистых Ключей на трассе «Байкал» станет логическим продолжением обходов Усолья-Сибирского, Ангарска и Иркутска, то есть будет обеспечено беспрепятственное движение более чем на 165 км».

Готовится Упрдор «Прибайкалье» и к реконструкции трасс на севере региона. Сейчас разрабатывается проектная документация возведения таких масштабных объектов в Усть-Кутском районе, как путепровод через ВСЖД и мост через реку Якурим.

Олег Усов