Новые формы и смыслы иркутской культуры

Сфера культуры, хоть и считается довольно консервативной, сегодня тоже претерпевает трансформацию. Как достижение прогресса возникают новые направления, современные технические средства делают произведения искусства доступнее. Музеи переходят на цифру. В театрах вместо тяжеловесных декораций и реквизита используют мультимедийное оборудование. Игра света и звука выходит на новый уровень и впечатляет не меньше мастерства актёров. И это не только столичные реалии — инновации внедряются в региональные учреждения культуры.

«Интеллектуальный» звук, инновационный свет

Иркутский драматический театр совершил прорыв в освещении сцены и обновлении акустической системы. Театр первым в России установил новое световое и проекционное оборудование. Спектакли теперь станут объёмными благодаря 3D-голограмме. Светом управляет сенсорный пульт. На оборудование потратили почти 180 млн рублей. На демонтаж старой аппаратуры и установку новой ушёл почти месяц. Потребовалось проложить другие линии управления и коммуникации.

Кроме света в театре установили два новых лазерных проектора и специальную сетку с серебряным напылением. Благодаря этому оборудованию и получаются голограммы на сцене. А чтобы добиться объёмного изображения, используется дым.

Преимущество лазерных проекторов в том, что в них не нужно менять лампы. Они расходуют меньше электричества. И самое главное — их можно располагать в любом месте и под любым углом.

Иркутский драмтеатр также стал первым в России, где применили адаптивное звуковое оборудование инновационного качества. На его приобретение из областного бюджета было выделено 56 млн рублей. На эти средства закуплены акустическая система, пульт управления и микрофонная система.

В течение 20 лет в театре использовали обычную акустическую систему. Звук шёл в ту сторону, куда была направлена колонка. Вместо неё сейчас установлена высококлассная интеллектуально интегрированная звуковая система американской компании Eastern Acoustic Works.

Система может направлять звуковой поток в любую сторону. Для этого в программном оборудовании рисуют схему сцены и зрительного зала, указывая направление распространения звуковой волны. Аналогичная адаптивная система используется, например, в Норвежском оперном театре. На подобном оборудовании проводят крупные музыкальные фестивали.

В театре установили три системы: адаптивную акустическую, направленную на потребности зала, систему окружающего звука, которую можно использовать для создания звуковых эффектов, и систему-радиус, создающую хороший звук на сцене, перед ней и за кулисами; это важно для актёров, ведь они должны слышать каждое слово партнёров по спектаклю.

Также театр приобрёл пульт управления, который не искажает звук. Полностью обновлены микрофоны. Старая микрофонная система была ограничена длиной кабелей. В новой системе сигнал передаётся иначе. В театре около ста источников звука, и если раньше для них нужно было 100 проводов, то теперь из аппаратной идёт всего четыре провода.

Виртуальные гастроли и 3D-экскурсия

Иркутский музыкальный театр имени Николая Загурского делает упор на развитие сайта и нового позиционирования учреждения в Интернете.

— Современность диктует новые способы работы, — говорит директор театра Татьяна Мезенцева. — Продвижение театрального искусства сегодня практически полностью перешло в Интернет. Перед нами встала необходимость ребрендинга. Предыдущий бренд театра был разработан в 2013 году, и за это время сайт морально устарел, потерял привлекательность для молодой аудитории. Логотип тоже стал казаться несовременным, тяжеловесным. Поэтому мы решили сделать более удобный сайт, поменяли и логотип. Для обновления бренда пригласили специалиста из дизайнерско-исследовательского бюро. Был разработан новый фирменный стиль, лаконичный логотип, выбрано новое цветовое решение, разработаны варианты оформления деловой документации, сувенирной продукции.

Сайт перешёл на более современную, быструю платформу. У него появилась мобильная версия. Проработали и удобство, чтобы зритель через сайт мог приобрести билет. Кнопки «купить билет» и «календарь событий» представлены так, что, на какой бы странице ни находился посетитель, он в один клик может перейти на любую интересующую его дату и купить билет. Для тех, кто предпочитает виртуальное общение, создан чат, где сотруднику театра можно задать любой вопрос и получить оперативный ответ.

В отделе по работе со зрителями появился интернет-маркетолог, занимающийся только наполнением, продвижением, аналитикой сайта, работой с посетителями. И эта работа приносит результаты: количество просмотров выросло. Число посетителей сайта, например, в возрасте с 18 до 24 лет увеличилось в 9 раз.

Сменили мы и билетного оператора. Продажи стали быстрее и удобнее для зрителей. Это позволило нашему театру быстро подключиться к проекту «Пушкинская карта», который стартовал в сентябре, и войти в топ-10 учреждений культуры России по продажам в данном проекте. По продажам по Пушкинской карте наш театр на 6-м месте в России и на втором — в СФО.

Разработана SMM-стратегия присутствия театра в соцсетях. Это помогло не потерять зрителей во время пандемии, быстро информировать публику о новостях — заменах, переносах спектаклей, открытии продаж. Доля онлайн-продаж значительно возросла. Если в 2019 году она составляла 35%, то в 2021-м — 72%.

Активно ведём ютуб-канал. Участвуем во всероссийских акциях, в трансляциях спектаклей и концертов. Подключились к проекту «Культура для школьников». Приняли участие в различных тематических онлайн-конференциях, флешмобах, челленджах. На сегодняшний момент ютуб-канал нашего театра является лидером по количеству подписчиков среди учреждений культуры в Иркутской области.

Впервые Иркутский музыкальный провёл совместные с Санкт-Петербургским театром музыкальной комедии виртуальные гастроли на интернет-площадках обоих театров.

Создан и проводится виртуальный 3D-тур по театру. Любой желающий может пройти и в зрительскую часть, и в кассовую зону, и в фойе, и на сцену, и в оркестровую яму. Посетитель может переходить от одной локации к другой и видеть всё пространство вокруг благодаря панорамным снимкам. Получается увлекательная экскурсия.

К своему 80-летию мы выпустили книгу, где применили QR-коды — интерактив, ведущий читателя на наш ютуб, где можно посмотреть фрагмент спектакля, отрывок из произведения, сольную партию, дуэт, про которые идёт речь в этом месте книги.

Также совместно с организацией «Грани искусства» вошли в социально-просветительский проект ZАГУРСКИЙ_DIGITAL, реализуемый с использованием гранта президента РФ, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив, и стали победителями 1-го конкурса Президентского фонда культурных инициатив.

Проект будет включать современную выставочную экспозицию и образовательные мероприятия. В нашем театре есть музей. Но за 20 лет существования возникла необходимость обновить его интерьер, приобрести мультимедийное оборудование, выставочные витрины. Благодаря начинанию театр получил средства на это обновление.

С помощью современных установок посетители смогут посмотреть историю театра, увидеть, какие постановки шли здесь в разные годы, какие актёры, режиссёры, дирижёры тогда работали. Многие материалы для этого придётся оцифровать. После этой гигантской работы пройдёт цикл экскурсий и лекций «Академия театрального зрителя» с обязательным посещением музея.

Экспозиция ZАГУРСКИЙ_DIGITAL станет первым в Иркутске театральным музеем, в котором используются digital-технологии.

Мультимедиа-гид расскажет иркутянам о картинах

Иркутский художественный музей победил в конкурсе нацпроекта «Культура» среди замыслов по созданию мультимедиа-гидов на платформе «Артефакт». Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачёва вошёл в число победителей конкурса и при помощи технологий дополненной реальности запустил свой мультимедиа-гид по постоянным экспозициям.

Онлайн-выставка получила название «Шедевры Иркутского художественного музея» и включает в себя 40 экспонатов постоянных экспозиций, расположенных в двух отделах музея — в главном здании на Ленина, 5, и в Галерее сибирского искусства: ул. Карла Маркса, 23. При помощи заранее скачанного бесплатного приложения «Артефакт» посетители могут без помощи экскурсовода узнавать подробную информацию о наиболее интересных произведениях постоянной экспозиции. При наведении камеры смартфона на экспонат на экране мобильного устройства появляются «точки интереса», описание произведения и аудиогид.

Работа над созданием мультимедиа-гида на платформе «Артефакт» ведётся сотрудниками Иркутского художественного музея ещё с прошлого года. Теперь описания выставок и коллекций будут переведены на английский язык, пользователи станут иметь возможность послушать аудиогида на двух языках, а профессиональная фотосъёмка поможет легко распознавать музейные экспонаты при помощи мобильного приложения.

Екатерина Санжиева