Новая жизнь федеральных трасс

В Иркутской области начинается сезон дорожных работ. В этом году их объемы значительно возрастут, в основном за счет ремонтов и капитальных ремонтов. Только по федеральным трассам, проходящим через Приангарье, отремонтировано к концу сезона будет 200 км дорог, что ровно в два раза превышает прошлогодний показатель. Отмечен 2014 год и другим знаковым событием: ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» получило задание на подготовку проектно-сметной документации строительства обходов городов Усолье-Сибирское и Тулун. А это значит, что все поставленные перед управлением задачи планомерно решаются: к 2015 будут ликвидированы гравийные разрывы на М-53 «Байкал», к 2017 не останется ни одного железнодорожного переезда в одном уровне, определены временные рамки и для строительства обходов крупных городов. Подробнее в материале Анны Смирновой.

Строительство обходов городов Иркутской области входит в число наиболее приоритетных проектов.

Планомерный рост

«В прошлом году мы отремонтировали больше 100 км дорог, в этом году — будет более двухсот», — говорит руководитель ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» (в оперативном управлении находятся три федеральные дороги: М-55, М-53 и «Вилюй» — SR) Олег Шандрук, обозначая фронт работ на наступающий строительный сезон. Двойное превышение объемов ремонтных работ на этот год подкреплено и финансированием. На федеральные дороги, проходящие через Иркутскую область уже выделено 7 млрд рублей, что превышает сумму прошлого года практически на 1 млрд.

Всего, как рассказывают в Упрдор «Прибайкалье», в 2014 году, помимо ремонта 200 км дорог, предстоит капитально отремонтировать 32 км и 13 мостов. Строительство будет вестись на пяти объектах. В том числе на трех гравийных разрывах в Тулунском и Нижнеудинском районах. Кроме того, продолжается строительство путепровода на 1362 км М-53 сразу за Нижнеудинском и начнется реконструкция путепровода на 96 км Култукского тракта автомобильной дороги М-55.

В этом году будет сдано только 6 км построенной федеральной трассы (1454-1460 км М-53). Однако, как подчеркивает Олег Шандрук, это вовсе не признак упадка, а всего лишь переходный этап к новым масштабным объектам дорожной стройки. «Ровности в этом вопросе и не могло быть: в прошлом году мы сдали 16 км дороги, в этом — 6, в следующем будет 17 км только гравийных разрывов плюс еще путепровод с подходами», — говорит глава Упрдора.

Кстати, с вводом этих 17 км все гравийные разрывы будут ликвидированы, а федеральная дорога М-53 «Байкал» будет целиком иметь вторую техническую категорию, что позволит повысить пропускную способность, безопасность движения, а также уровень комфорта для пользователей автомобильной дороги.

Следующими задачами, которые необходимо решить для совершенствования «основного хода» федеральных трасс в Иркутской области, являются ликвидация железнодорожных переездов в одном уровне, а также строительство обходов городов. Уже в текущем году будут объявлены торги на путепровод через железную дорогу на 1504-1508 км М-53 (Нижнеудинский район), еще два путепровода — последние — будут проторгованы в 2015-м.

Наконец-то начал решаться вопрос и по наиболее наболевшему вопросу — строительству обходов городов. 1 апреля ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» получило задание на подготовку проектно-сметной документации обходов городов Усолье-Сибирское и Тулун. Говорить о том, какое значение это решение имеет для жителей Иркутской области и всех транзитников, наверное, нет смысла. Пробки на федеральной трассе в Усолье-Сибирском, особенно вечером в пятницу или воскресенье, надо видеть. «Все, что мы обещали, мы выполняем», — подчеркивает Олег Шандрук, одновременно успокаивая: «Раз проект заказывается, значит, уже заложено финансирование и на выполнение строительных работ».

Всего, как рассказывают в Упрдор «Прибайкалье», в 2014 году, помимо ремонта 200 км дорог, предстоит капитально отремонтировать 32 км и 13 мостов. Строительство будет вестись на пяти объектах. В том числе на трех гравийных разрывах в Тулунском и Нижнеудинском районах.

Усолье-Сибирское и Тулун обойдут стороной

Планируется, что проектно-сметная документация по обоим объектам будет готова в 2016 году, а уже в 2017-м начнутся непосредственно строительные работы. Согласно предпроектным расчетам длина каждого из обходов будет превышать 40 км, дороги предполагается делать второй технической категории с минимум шестью искусственными сооружениями. Предварительная стоимость строительных работ только на усольском обходе составляет порядка 16 млрд рублей. Однако, как подчеркивают в Упрдор «Прибайкалье», в процессе проектных изысканий будут искаться варианты удешевления.

Следующими на очереди по строительству обходов федеральной трассы крупных городов в программе работы ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» значатся Нижнеудинск и Куйтун.

График работ на Култукском тракте подстроят под удобство автомобилистов

В отличие от прошлого года, в 2014-м запланированы масштабные работы и на М-55 (в ведение Упрдор «Прибайкалье» входят 100 км от Иркутска до Култука — SR). В частности, капитально отремонтированы будут 6,2 км, ремонт дорожного покрытия — 14,2 км. В числе прочих работ предполагается и продолжение практики обустройства дополнительных полос, позволяющих легковым автомобилям не плестись в хвосте фур, а обгонять их. Ремонтов, при существующей здесь интенсивности движения, должно хватить на четыре года. Эта трасса проходит по сложной пересеченной горной местности.

Култукский тракт — сложная дорога, имеющая статус аварийно-опасной из-за перепадов высот и крутых поворотов, а также не соответствующей нормативам и категорийным требованиям. Ее ремонт, а тем более строительство, потребует максимального приложения усилий как заказчиков работ, так и подрядных организаций. «Будем стараться сделать все, чтобы для жителей города были максимально облегчены поездки по тракту. График производства работ будем выстраивать таким образом, чтобы в пиковые часы (трафик автотранспорта в которые доходит до 18-20 тыс. автомобилей) прекращать работу и пропускать транспорт», — обещают в управлении.

В то же время Упрдор «Прибайкалье» не отказывается и от озвученных ранее планов по строительству «нового хода» М-55. Примерно до 2016 года отложены неоднократно озвучивавшиеся ранее стройки на участках М-55: 47-55 км («тещин язык«), 26-47 км (поселок Моты) и 96-100 км (серпантин в районе Култука). Проекты на реконструкцию первых двух участков находятся сейчас в государственной экспертизе.

Следующими задачами, которые необходимо решить для совершенствования «основного хода» федеральных трасс в Иркутской области, являются ликвидация железнодорожных переездов в одном уровне, а также строительство обходов городов.

Ремонт «Вилюя» выходит на новый участок

Автотрасса «Вилюй», соединяющая север и юг Иркутской области, также ждет увеличения дорожных работ. В 2014 году отремонтировано здесь будет 62 км, капитально отремонтировано — 10 км. Для сравнения: в первый дорожно-строительный сезон после передачи «Вилюя» в ведение Упрдор «Прибайкалье» здесь было сдано 5 км дороги, во второй — уже 11 км. Впервые за это время ремонтные работы перешли с участка Братск — Усть-Кут на участок Тулун—Братск (121-128 км дороги).

В целом же по «Вилюю» стоит задача до 2017 года полностью преобразить участок дороги до Усть-Кута. Там требуется переустройство порядка 200 км дорог с переходным типом покрытия. «Мы не сомневаемся, что все будет выполнено в срок, силы есть, средства — на расчетном счете, подрядчик — ЗАО «Новые дороги» — наращивает техническую базу», — говорит Олег Шандрук.

Факторы качества

В управлении дорог «Прибайкалье» подчеркивают: развитие сети федеральных автомобильных дорог в Иркутской области имеет социально-экономическое значение, так как они связывают между собой центральную Россию и Дальний Восток и способствуют образованию международного азиатского транспортного коридора. Росавтодор всецело поддерживает программу работы управления, расписанную до 2022 года, но и требует 100%-ной отдачи. Так, к 2018 году 85% федеральных дорог в Иркутской области должны соответствовать всем нормативным требованиям. В Упрдор «Прибайкалье» уверены, что эта планка будет взята.

Однако, как подчеркивает Олег Шандрук, главное не просто отремонтировать дорогу, а сделать ее так, чтобы она простояла как можно дольше: «Можно отремонтировать так, что она через три года развалится, мы в этом не заинтересованы. Мы должны четко понимать: лучше пережить год-два, дождаться полноценного финансирования и капитально отремонтировать уже вплоть до земполотна». Для обеспечения сохранности сети дорог ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» успешно применяет прогрессивные технологии в ремонте, строительстве и содержании трасс. Так, для длительного сохранения дорожного полотна в пригодном состоянии уже не первый год применяется технология тонкослойного покрытия, как раз позволяющая продлить срок службы дороги до ее капитального ремонта. На «Вилюе» ведутся работы методом холодного ресайклинга. По М-53 проектируются к применению технологии горячего ресайклинга, применения «Сларри Сил». «Я беседовал с коллегами с Дальнего Востока, которые утверждают, что применение этого метода обработки дороги позволяет продлить срок ее службы с 1-2 лет до 5-6», — подчеркивает Олег Шандрук.

Для предотвращения разрушения автомобильных дорог от большегрузных автомобилей и компенсации ущерба планируется большой объем работ и по пунктам весового контроля (ПВК). Уже сейчас проектируются три новых ПВК — один в Тайшетском районе, еще два — на дороге «Вилюй». Кроме того, намечена и реконструкция действующего ПВК с обустройством там современных систем фотовидеофиксации. Тогда этот механизм контроля уйдет от человеческого фактора, а «письма счастья» будут отправляться автовладельцам автоматически.

Под особым вниманием в Упрдор «Прибайкалье» и тема безопасности дорожного движения. В планах на 2014 год установка восьми светофорных объектов на аварийно-опасных участках дороги. В том числе в районе поселка Луговое, в Усолье-Сибирском, Тулуне, Нижнеудинске. Будут установлены также дорожные знаки, направляющие устройства, введено в эксплуатацию осветительное оборудование в населенных пунктах, нанесена горизонтальная дорожная разметка почти на 1,5 тыс. м. Продолжится установка постов метеорологического оборудования на всей сети федеральных дорог.

«Мы прилагаем максимум усилий, чтобы магистраль стала максимально безопасной и удобной как водителям, так и жителям. Автолюбителям останется только соблюдать правила безопасности», — резюмируют в ФКУ «Упрдор «Прибайкалье».