Независимость как кредо

Культурная жизнь любого города мира — это что-то большее, чем деятельность государственных учреждений. Всегда есть подводная часть айсберга, которая шире, объемнее и зачастую интереснее того, что принято считать официальной культурой. В полной мере это относится и к театральной обстановке Иркутска, где в последние годы появились новые независимые площадки — со своими темами, стилем и способом разговора со зрителем. Пусть небольшие, но свободные и самостоятельные, они ищут свой театральный язык и находят благодарную публику.

Культурная жизнь любого города мира — это что-то большее, чем деятельность государственных учреждений. Всегда есть подводная часть айсберга, которая шире, объемнее и зачастую интереснее того, что принято считать официальной культурой. В полной мере это относится и к театральной обстановке Иркутска, где в последние годы появились новые независимые площадки — со своими темами, стилем и способом разговора со зрителем. Пусть небольшие, но свободные и самостоятельные, они ищут свой театральный язык и находят благодарную публику.

Краткий курс системы Станиславского

Молодежный камерный театр «Подвал» (ул. Пискунова, 54) впервые самостоятельно найти будет не так уж просто — скорее всего, вам понадобится карта или провожатый. Расположившийся в подвале одной из обычных многоэтажек не в исторической части города, он лишен каких-либо понятных ориентиров, как и указателей, ведущих потенциального зрителя к цели. Хотя над входом и есть скромная вывеска, она не всегда заметна в темноте двора. Из-за этого порой случаются накладки: зрители, забронировавшие билеты, не успевают до начала спектакля найти новый для себя театр. Но сотрудники даже готовы немного задержать показ, терпеливо объясняя опаздывающим по телефону, где именно им нужно свернуть и в какой двор зайти. Однако большинству зрителей (а своя публика за семь лет существования «Подвала» у театра, без сомнения, сформировалась) объяснять ничего не нужно, они давно натоптали сюда дорожку, тем более что на поверку оказывается: попасть в «Подвал» не так уж сложно — достаточно один раз побывать и запомнить.

Родившийся из выпускников Иркутского театрального училища, поначалу коллектив «Подвала» вообще не имел собственного адреса.

Родившийся из выпускников Иркутского театрального училища 2008 года под руководством заслуженного артиста РФ и опытного режиссера-педагога Александра Булдакова, поначалу этот коллектив вообще не имел собственного адреса. И название даже носил другое — театр-клуб «Браво». Многие любители театра помнят неожиданно решенный мюзикл «Ромео и Джульетта», несколько раз показанный то на сцене музыкального театра им. Загурского, то в Иркутском ТЮЗе. Затем были «Чудная баба» по Нине Садур в доме актера и мюзикл «Чикаго», существовавший в формате шоу для ночного клуба. В первые годы коллектив продюсировал предприниматель Александр Шангин и даже собирался построить для него отдельное здание, но потом молодой театр пустился в самостоятельное плавание. И начал новую жизнь — с актерских курсов.

«Мы разработали специальную программу, в которую упаковали весь четырехлетний курс театрального училища в 9 месяцев, — рассказывает художественный руководитель театра «Подвал», режиссер-педагог, заслуженный артист РФ Александр Булдаков. — Поэтому у нас люди проходят все этапы театрального мастерства, а к концу учебы должны подготовить выпускной спектакль».

Многие отучившиеся на курсах хотят заниматься дальше и остаются в театре. Так в «Подвале» формируется репертуар. «За все время мы сделали массу интересных спектаклей. Например, ставили «Сон в летнюю ночь» Шекспира в недостроенном здании, — рассказывает актер, режиссер и директор театра Сергей Помазан. — Первые спектакли держались в репертуаре недолго, буквально 3-4 показа, потому что, отучившись, люди уходили. У нас есть несколько направлений работы: есть учебные и дипломные спектакли, которые мы выпускаем в рамках работы актерских курсов. Из этих постановок некоторые тоже могут войти в репертуар. Второе направление — это репертуарные спектакли с основным составом, мы их поддерживаем, делаем вводы, если кто-то из артистов уходит. И третье направление — это детские курсы, для ребят с семи до 14 лет. С ними мы тоже ставим спектакли и участвуем в различных конкурсах и фестивалях».

Любой спектакль длится около часа, что тоже соответствует камерному формату театра.

Сегодня в основном репертуаре театра порядка пяти спектаклей, что для небольшой труппы вполне достаточно, учитывая, что часть из ее участников все-таки полупрофессиональные артисты, помимо театра занимающиеся чем-то другим. Но примерно раз в месяц появляются и новые постановки. Так, например, сейчас в театре готовятся сразу два новых спектакля: «Цианистый калий… с молоком или без?» по пьесе испанского драматурга Хуана Хосе Алонсо и «Родители» по Алексею Слаповскому.

В этом небольшом театре на 50 мест сейчас можно увидеть «Женское счастье» (забавную солянку по чеховским рассказам), «Формат 3D» (драму по пьесе польского драматурга Кшиштофа Бизе «Рыдания»), классическую «Странную миссис Сэвидж» Джона Патрика, серьезнейшее «Дознание» по документальной пьесе Петера Вайса, созданной на материалах суда над сотрудниками Освенцима. Как видно, репертуар довольно разнообразен, так что каждый может найти что-то для себя. Любой спектакль длится около часа, что тоже соответствует камерному формату театра. Одна из задач «Подвала» — поиск форм современного театра в экспериментальном подходе к классическому материалу и обращение к драматургии авторов новой волны, а также ориентация на зрителя, которому интересны новые театральные тенденции. И заинтересованный зритель сюда приходит.

На языке движений тела

В отличие от «Подвала», где занимаются драматическим искусством, в Театре танца «PROдвижение» учатся рассказывать истории языком тела. Опытный хореограф, педагог и танцор, основатель собственного театра Владимир Лопаев отдал пластическому искусству более 20 лет, а теперь с удовольствием занимается постановкой спектаклей по тем произведениям, которые трогают лично его. По его словам, он может найти пластическое решение для любой истории, важно, чтобы она проникла внутрь и дала какой-то творческий импульс.

На постановку одного спектакля, по словам Владимира Лопаева, уходит полтора-два месяца, но никто не зажат сроками, все работают в свое удовольствие.

«Должен родиться образ спектакля, на который уже все нанизывается», — поясняет худрук театра «PROдвижение». Так, например, на язык тела были «переведены» биография Эдит Пиаф, «Восемь любящих женщин» Робера Тома и даже роман Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий». Эти спектакли время от времени появляются в репертуаре этого небольшого театра на 70 мест, который работает в бизнес-центре «Собрание», по адресу: ул. Карла Маркса, 40, корп. 1.

Дата основания театра — 7 января 2014 года, однако до этого его создателю Владимиру Лопаеву пришлось пройти длинный и трудный путь. «С самого раннего детства, когда я слышал музыку, у меня рождалась картинка, импровизация, поэтому, наверное, о своем театре я мечтал уже очень давно», — рассказывает Владимир. В 14 лет начал заниматься танцами, в 1999-м окончил Иркутское областное училище культуры по специальности «педагог-хореограф», затем закрепил свое образование в Восточно-Сибирском государственном институте культуры в Улан-Удэ как «руководитель хореографического коллектива». Стоял у истоков создания школы танцев «Шаги» в Иркутске, которой отдал 17 лет жизни, более 10 лет преподает в Иркутском театральном училище, где ставит со студентами учебные спектакли, сотрудничает с иркутскими государственными театрами (ТЮЗ, Иркутский драматический), где помогает ставить пластику и хореографию в некоторых спектаклях.

В театре существует пять разных составов, которые работают на показ спектаклей.

«В какой-то момент я ощутил необходимость перейти на новый этап, — вспоминает Владимир. — Мне хотелось заниматься танцами именно как театром. И, конечно, хотелось что-то свое — чтобы долго в этом находиться». Так и родился театр «PROдвижение», который сразу привлек к себе внимание и стал очень активно работать в нескольких направлениях.

Всего за три года поставлено уже около 10 спектаклей, в постоянном репертуаре — примерно половина из них. Но при этом в театре есть пять разных составов, которые работают на показ спектаклей. Есть детские группы, есть взрослые, есть группа для детей с нарушениями развития, которую в театре называют «иноходцы». Так, совсем недавно с этой группой театр участвовал в международном фестивале Inclusive Dance, проходившем в Москве, и стал лауреатом первой степени.

«Кто-то из артистов имеет профессиональное образование, например, окончил училище культуры, кто-то — профессионально преподает в фитнес-клубах, — рассказывает Владимир. — Основного состава нет, но постоянно участвующих взрослых около 15 человек. Сначала люди приходят просто учиться танцам — для начинающих есть хобби-классы, но, если человек делает успехи и хочет продолжать этим заниматься, я предлагаю включиться в работу над спектаклями. Те, кто чувствует в себе силы и потребность, начинают заниматься дальше, духовно развивать свои тела».

Спектакли «PROдвижения» идут по субботам и всегда собирают полные залы.

На постановку одного спектакля, по словам руководителя, уходит полтора-два месяца, но никто не спешит, не зажат сроками, все работают в свое удовольствие. И в этом есть приятное отличие от государственного театра. «В официальных театрах есть постоянный контроль, цензура, спектакль могут просто убрать из репертуара. Мы в этом смысле чувствуем себя гораздо свободнее. Мы занимаемся форматом, который вообще не предусмотрен в классических театрах. Для зрителя это тоже определенная альтернатива, люди приходят к нам, потому что им хочется более широкого взгляда на театральное искусство», — объясняет он.

Спектакли «PROдвижения» идут по субботам и всегда собирают полные залы. Зрителям даже приходится бронировать билеты заранее. Особенно на новые спектакли, которые постоянно появляются в репертуаре. Так, недавно на сцене театра презентовали две новые постановки — философский взгляд на взаимоотношения мужчины и женщины «Двое» и зарисовку на эзотерическую тему из мира духов «Пространствие».

«Меня спрашивают, почему мы не уезжаем из города, как это делают многие люди, кто хочет заниматься современным искусством. Но меня что-то держит в Иркутске, я, наоборот, хочу, чтобы приезжали к нам, — рассказывает Владимир Лопаев. — И это уже происходит: люди заранее бронируют билеты на наши спектакли, собравшись прилететь в Иркутск».

В пространстве современной драматургии

Театр «Новая драма» — самый молодой из представленных коллективов. В марте этой площадке, называющей себя театральным центром и содружеством актеров, исполнится всего год. Однако за это время артисты успели сделать очень многое. Только за девять месяцев театр выпустил пять спектаклей, завел новый для города формат актерских читок пьес, организовал актерские курсы для детей и взрослых, поучаствовал в первом Форуме независимых театров, организованном московским Гоголь-центром. И все это, так сказать, без отрыва от производства — вернее, основного места работы организаторов.

Небольшое подвальное помещение в центре города, черные стены, трубы под потолком — атмосфера андеграунда, где живет дух настоящего экспериментального театра.

Основателями «Новой драмы» стали артисты Театра юного зрителя им. Вампилова, почувствовавшие в себе силы создавать собственные спектакли без оглядки на худсовет или дирекцию. Исторически сложилось, что в Иркутске государственные театры не слишком жалуют современную драматургию, поэтому необходимость возникновения подобного театра в городе назревала давно. А когда он открылся, то сразу привлек к себе внимание всех, кого интересуют новые театральные формы.

Еще бы, пьесы Мартина Макдонаха, Василия Сигарева, Павла Пряжко, Ивана Вырыпаева в Иркутске посмотреть просто негде, ни один государственный театр не поставит их в свой репертуар. А здесь — пожалуйста. И пусть современная драматургия зачастую довольно жесткая и неприглядная, но зато она говорит со своим зрителем на понятном ему языке и затрагивает проблемы, понятные всем в зале. Главный режиссер театра Вадим Карионов признается, что иногда вынужден смягчать некоторые моменты при постановке, чтобы не слишком шокировать еще не привыкшую к современной драматургии иркутскую публику.

Пусть современная драматургия зачастую довольно жесткая и неприглядная, но зато она говорит со своим зрителем на понятном ему языке и затрагивает проблемы, понятные всем в зале.

Небольшое подвальное помещение в центре города (ул. Карла Маркса, 32) со зрительным залом на 40 мест, черные стены, трубы под потолком — атмосфера андеграунда, где живет дух настоящего экспериментального театра, ищущего новые формы. Его, кстати, сразу же ощутил и драматург Иван Вырыпаев, побывавший весной в родном для себя городе и откликнувшийся на приглашение только начавшего свою работу театрального центра. Он пожелал успехов начинающим нелегкое дело энтузиастам, дал несколько профессиональных советов и разрешил ставить любые свои пьесы без выплаты гонорара.

«Как-то спонтанно все получилось. Как только почувствовали небольшой воздух, тут же захотелось много делать, ставить, работать, работать и работать», — признавался в первые месяцы Вадим Карионов. Судя по всему, это желание не проходит до сих пор, особенно после того, как артисты вернулись с первого Форума независимых театров России, куда были приглашены художественным руководителем Гоголь-центра Кириллом Серебренниковым. Там ребята показали моноспектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Июль», удостоившийся хороших откликов столичной прессы, и поучаствовали в дискуссиях о плюсах и минусах театральной независимости. «Многое для себя вынесли из этой поездки, — рассказывает Вадим Карионов. — Вдохновились, познакомились с интереснейшими коллегами из разных городов России, привезли новые мысли и идеи о том, как нам дальше жить».

Антон Кокин