Нет ничего более конкретного, чем абсурд
Всеволод Гриневский: «То, что я вижу в телевизоре, и то, что я вижу, выходя на улицу, это два разных государства». Фото Анатолия Бызова
— Всеволод, как случилось сотрудничество с иркутским драмтеатром?
— Сам я иркутянин, поэтому хорошо знаю этот театр, но лишь как зритель — я никогда здесь не работал. Не так давно мы обсудили с директором театра Анатолием Андреевичем Стрельцовым возможность сотрудничества, и как-то всё сошлось: здесь есть другая сцена, у меня есть материал, который заинтересовал.
— Что вас привлекает в пьесе Ионеско?
— В первую очередь то, что это пьеса абсурда. А ведь нет ничего более конкретного, чем абсурд. Зачастую там не бывает сюжета, и надо его придумывать самому. Во многом все зависит от совместного решения режиссера и актеров, от того, что они откопают в пьесе. Мы стараемся копать глубоко, но с юмором. Понятно, что есть как минимум два варианта решения этой пьесы — можно поставить ее как политическую сатиру, причем на любое государство, а можно сделать спектакль об обычном человеке, который тоже является королем — своего внутреннего государства. Поэтому когда он умирает, с ним, соответственно, умирает и его государство. Ионеско написал эту пьесу под впечатлением от Тибетской книги мертвых, то есть там в любом случае есть какие-то метафизические смыслы. Но
Мы не можем ставить метафизику только ради нее самой, мы стараемся искать созвучия с сегодняшним днем.
А вообще там много разных тем: нам только кажется, что мы что-то решаем в жизни. Человечество уже тысячи лет задается главными вопросами: для чего мы живем, в чем смысл жизни? И король в пьесе их тоже задает. Мне кажется, делать это необходимо любому человеку. А не просто телек смотреть постоянно.
— Тем более что в телеке король не умирает, а скорее наоборот.
— Да, именно. Я не понимаю, про какую страну рассказывает телевизор, такой страны просто нет. То, что я вижу в телевизоре, и то, что я вижу, выходя на улицу, это два разных государства. Хотя
Я очень люблю свою страну и только поэтому так за нее переживаю, если бы я не любил ее, я бы давно махнул на все рукой и нашел бы способ уехать.
Наоборот, мне небезразлична ее судьба и хочется понять, что с ней происходит, почему ее так трясет и колбасит. Все это растет из пьесы Ионеско. Кто-то, возможно, увидит в спектакле политическую сатиру, и она там, безусловно, есть — Ионеско писал и про это тоже.
— Можно ли сказать, что этот спектакль будет, с одной стороны, о каждом человеке, сидящем в зрительном зале, и в то же время в целом о стране, в которой мы все живем?
— Да, я надеюсь, что будет читать и так, и эдак. В любом случае каждому человеку (независимо от его социального статуса, образования и профессии) присущи, с одной стороны, неизбежность смерти, а с другой — знание о том, как все должно быть устроено. Эти темы очень тесно завязаны между собой. Политика — это и жизнь, и смерть одновременно.
— Я знаю, что главную роль вы доверили Игорю Чирве.
— Да, на мой взгляд, он изумительный актер. Он настоящий король, такой, какой мне и нужен — в меру безумный, но в то же время ясный. Думаю, что в этом спектакле он откроется с новой стороны. Я его взял, потому он может быть разным. Ведь он вроде как не попадает ни в какое привычное амплуа. В нем много разных компонентов. Мне как раз такой король и нужен.
— Это будет комедия или трагедия?
— Это будет постапокалиптическая поэма. Мы представили вымышленное государство, которое пережило ядерную войну, и зритель увидит несколько человек, которые живут в подвале. Это на самом деле очень легко представить, учитывая, что сейчас творится в мире.
— Пьеса абсурда зачастую строится на столкновении трагического и комического и часто бывает так, что, на первый взгляд, там ничего не происходит…
— Да, в «Короле» есть смешные моменты, но, по сути, там
Речь идет о борьбе человека, который потерял время, государство и власть. То есть, потерял все.
— Вы учились в Иркутском театральном училище на курсе Вячеслава Кокорина, который до сих пор считается очень важной фигурой для местной культуры. Хочется спросить, чему самому главному он вас научил.
— Сложно выделить что-то главное, но, наверное, он сумел правильно сориентировать, показать, каким должен быть настоящий живой театр. Театр Кокорина — это театр постоянного творческого поиска. И я стараюсь следовать тем же принципам — в процессе репетиций мы каждый день что-то перестраиваем, переделываем, придумываем что-то новое, открываем в пьесе новые смыслы. Это бесконечный процесс, как сама жизнь.
Антон Кокин
Премьера спектакля «Король умирает» состоится 15 апреля
Действующие лица и исполнители | |
Беранже Первый, король | засл. арт. России Игорь Чирва |
Королева Маргарита | арт. Евгения Гайдукова |
Королева Мария | арт. Анастасия Пушилина |
Доктор | арт. Александр Братенков |
Джульетта | арт. Анастасия Шинкаренко |
Страж | арт. Роман Мосьпан |