Нет ничего более конкретного, чем абсурд

Ионеско готовится к выходу на другой сцене драмтеатра
Уже в эту пятницу, 15 апреля, на другой сцене Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова состоится премьера нового спектакля «Король умирает» по пьесе Эжена Ионеско. Классику театра абсурда ставит молодой режиссер Всеволод Гриневский — выпускник Иркутского театрального училища и Школы-студии МХАТ, приехавший из Омска.

Всеволод Гриневский: «То, что я вижу в телевизоре, и то, что я вижу, выходя на улицу, это два разных государства». Фото Анатолия Бызова

— Всеволод, как случилось сотрудничество с иркутским драмтеатром?

— Сам я иркутянин, поэтому хорошо знаю этот театр, но лишь как зритель — я никогда здесь не работал. Не так давно мы обсудили с директором театра Анатолием Андреевичем Стрельцовым возможность сотрудничества, и как-то всё сошлось: здесь есть другая сцена, у меня есть материал, который заинтересовал.

— Что вас привлекает в пьесе Ионеско?

— В первую очередь то, что это пьеса абсурда. А ведь нет ничего более конкретного, чем абсурд. Зачастую там не бывает сюжета, и надо его придумывать самому. Во многом все зависит от совместного решения режиссера и актеров, от того, что они откопают в пьесе. Мы стараемся копать глубоко, но с юмором. Понятно, что есть как минимум два варианта решения этой пьесы — можно поставить ее как политическую сатиру, причем на любое государство, а можно сделать спектакль об обычном человеке, который тоже является королем — своего внутреннего государства. Поэтому когда он умирает, с ним, соответственно, умирает и его государство. Ионеско написал эту пьесу под впечатлением от Тибетской книги мертвых, то есть там в любом случае есть какие-то метафизические смыслы. Но

Мы не можем ставить метафизику только ради нее самой, мы стараемся искать созвучия с сегодняшним днем.

А вообще там много разных тем: нам только кажется, что мы что-то решаем в жизни. Человечество уже тысячи лет задается главными вопросами: для чего мы живем, в чем смысл жизни? И король в пьесе их тоже задает. Мне кажется, делать это необходимо любому человеку. А не просто телек смотреть постоянно.

— Тем более что в телеке король не умирает, а скорее наоборот.

— Да, именно. Я не понимаю, про какую страну рассказывает телевизор, такой страны просто нет. То, что я вижу в телевизоре, и то, что я вижу, выходя на улицу, это два разных государства. Хотя

Я очень люблю свою страну и только поэтому так за нее переживаю, если бы я не любил ее, я бы давно махнул на все рукой и нашел бы способ уехать.

Наоборот, мне небезразлична ее судьба и хочется понять, что с ней происходит, почему ее так трясет и колбасит. Все это растет из пьесы Ионеско. Кто-то, возможно, увидит в спектакле политическую сатиру, и она там, безусловно, есть — Ионеско писал и про это тоже.

— Можно ли сказать, что этот спектакль будет, с одной стороны, о каждом человеке, сидящем в зрительном зале, и в то же время в целом о стране, в которой мы все живем?

— Да, я надеюсь, что будет читать и так, и эдак. В любом случае каждому человеку (независимо от его социального статуса, образования и профессии) присущи, с одной стороны, неизбежность смерти, а с другой — знание о том, как все должно быть устроено. Эти темы очень тесно завязаны между собой. Политика — это и жизнь, и смерть одновременно.

— Я знаю, что главную роль вы доверили Игорю Чирве.

— Да, на мой взгляд, он изумительный актер. Он настоящий король, такой, какой мне и нужен — в меру безумный, но в то же время ясный. Думаю, что в этом спектакле он откроется с новой стороны. Я его взял, потому он может быть разным. Ведь он вроде как не попадает ни в какое привычное амплуа. В нем много разных компонентов. Мне как раз такой король и нужен.

— Это будет комедия или трагедия?

— Это будет постапокалиптическая поэма. Мы представили вымышленное государство, которое пережило ядерную войну, и зритель увидит несколько человек, которые живут в подвале. Это на самом деле очень легко представить, учитывая, что сейчас творится в мире.
— Пьеса абсурда зачастую строится на столкновении трагического и комического и часто бывает так, что, на первый взгляд, там ничего не происходит…

— Да, в «Короле» есть смешные моменты, но, по сути, там

Речь идет о борьбе человека, который потерял время, государство и власть. То есть, потерял все.

— Вы учились в Иркутском театральном училище на курсе Вячеслава Кокорина, который до сих пор считается очень важной фигурой для местной культуры. Хочется спросить, чему самому главному он вас научил.

— Сложно выделить что-то главное, но, наверное, он сумел правильно сориентировать, показать, каким должен быть настоящий живой театр. Театр Кокорина — это театр постоянного творческого поиска. И я стараюсь следовать тем же принципам — в процессе репетиций мы каждый день что-то перестраиваем, переделываем, придумываем что-то новое, открываем в пьесе новые смыслы. Это бесконечный процесс, как сама жизнь.

Антон Кокин

Премьера спектакля «Король умирает» состоится 15 апреля

Действующие лица и исполнители
Беранже Первый, король засл. арт. России Игорь Чирва
Королева Маргарита арт. Евгения Гайдукова
Королева Мария арт. Анастасия Пушилина
Доктор арт. Александр Братенков
Джульетта арт. Анастасия Шинкаренко
Страж арт. Роман Мосьпан