Нестыковочные рейсы

Регионы Дальнего Востока просят доработать программу субсидирования авиаперелетов
Программа субсидирования региональных авиа­перелетов на 2014 год в существующей редакции не устраивает власти регионов Дальнего Востока. Порядок поддержки не учитывает особенности макрорегиона и не предусматривает расширения внутрирегиональной маршрутной сети, а новые правила отсекают от субсидий местные авиакомпании. Власти попросили Росавиацию снять ограничения, увеличить субсидирование и расширить число городов, охваченных программой.

Координационный совет (КС) по транспорту и транспортной инфраструктуре межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» на заседании в Хабаровске подготовил ряд предложений для Росавиации — об изменениях в проект программы субсидирования льготных региональных авиаперелетов на 2014 год. В отличие от программы субсидирования дальнемагистральных авиаперевозок с Дальнего Востока в западную часть страны, поддержка региональных рейсов начала действовать лишь с 2013 года. По данным КС, из девяти авиакомпаний, расположенных на территории ДФО, в новом проекте смогли принять участие только «Сахалинские авиатрассы» (САТ, с ноября преобразованы в АК «Аврора») и «Якутия», так как остальные перевозчики не отвечают критериям.

САТ получили субсидию только на маршруты Южно-Сахалинск — Благовещенск — Южно-Сахалинск и Хабаровск — Анадырь — Хабаровск, а «Якутия» — Хабаровск — Оха — Хабаровск. В результате объемы региональных перевозок на Дальнем Востоке растут в два-три раза медленнее, чем в целом по России. И новая программа субсидирования может лишь усугубить ситуацию, констатировали в ассоциации.

«Минтранс заявлял, что в 2014 году более 60% субсидий придется на Дальний Восток. Но при более точных расчетах оказалось, что вся субсидия уйдет на Урал и в западную часть страны»,— заявил председатель КС, зам­пред правительства Якутии Анатолий Скрыбыкин. В 2014 году порядок поддержки изменится: льготными авиаперевозками смогут воспользоваться все категории граждан, отменены сезонные ограничения, предельный пассажиропоток подняли с 8 тыс. до 10 тыс. человек в год, а минимальную частоту сократили с трех до одного рейса в неделю. Но большинство дальневосточных рейсов все равно не до конца удовлетворяют этим условиям. И пока регионам самим приходится дотировать местные авиаперевозки. В 2013 году Хабаровский край выделил 163 млн руб., Приморье — 86 млн руб., Сахалинская область — 500 млн руб., Амурская область — 56 млн руб., Камчатский край — 426 млн руб., Республика Cаха — 295 млн руб.

Для того чтобы в программу субсидирования региональных перевозок в 2014 году попало больше дальневосточных рейсов, КС попросил Росавиацию снять все ограничения по числу рейсов и пассажиропотоку и увеличить субсидирование с 50% до 75% себестоимости маршрута. Также предложено расширить перечень узловых аэропортов, добавив туда Хабаровск, Благовещенск, Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Якутск, Читу, Улан-Удэ и Иркутск.

Первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Александр Тарасов считает, что в программе Росавиации отсутствует системный подход, что делает ее малоэффективной. «Почему-то Приволжский край получает больше, чем мы. А чего у них там не хватает? И дороги есть, и водный транспорт, и расстояния не такие большие», — отметил господин Тарасов. По его мнению, если предложения будут приняты, это позволит соединить на Дальнем Востоке практически все областные центры и населенные пункты. В противном случае выделенные на Дальний Восток федеральные средства «будут не освоены или их переведут в другой край».

Кроме того, КС попросил ускорить процедуру формирования ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», которое объединит аэропорты Приморского края, Хабаровского края и Амурской области на базе ФКП «Аэропорты Приамурья». Проект предполагает затраты из федерального бюджета в размере 4,3 млрд руб. «Но решением этого вопроса должны заниматься сами субъекты федерации, так как они являются заказчиками данных перевозок и будут финансировать их поддержание. В противном случае не исключено нерациональное использование бюджетных средств, не соответствующее интересам регионов»,— полагает и. о. директора департамента промышленности и транспорта Приморского края Иван Тирских.