Простатит и смысл жизни

в фильме Паоло Соррентино «Молодость»
Продолжатель традиций великих итальянских режиссеров Паоло Соррентино, в прошлом году получивший Оскар за гламурно-декадентскую «Великую красоту», в своем новом фильме «Молодость» продолжает исследовать тему разочарования в жизни на фоне утраченных иллюзий и стремительно надвигающейся старости. Его герои по-прежнему проводят жизнь в праздности и при отсутствии материальных трудностей опять страдают от неразрешенных внутренних конфликтов.

Сказать, что этот фильм — об утраченной молодости, значит вскрыть самый поверхностный его смысл.

Два признанных классика на пенсии — дирижер и композитор Фрэд (Майкл Кейн) и кинорежиссер Мик (Харви Кейтель) — ежегодно проводят по месяцу в респектабельном санатории в Швейцарских Альпах. Один отвечает отказом на предложение английской королевы исполнить свое самое популярное произведение «Простые мелодии» на церемонии посвящения его в лорды, другой — с группой молодых сценаристов все никак не может закончить сценарий своего последнего фильма-завещания. Оба они понимают, что дни их, в общем-то, подходят к логическому завершению, но относятся к этому несколько по-разному, о чем бесконечно спорят, и тем не менее не пропускают ни одной оздоровляющей процедуры. Здесь же встречаются и другие любопытные персонажи, между которыми разыгрываются свои микродрамы, зачастую более интригующие, чем у двух стариков с претензиями, ведущих бесконечные саркастические разговоры о простатите и смысле жизни.

В целом можно сказать, что в фильме почти ничего не происходит, хотя здесь есть с десяток сюжетных линий, каждая из которых вполне законченная и работает на общую идею этой картины, которая, на первый взгляд, может показаться претенциозной, а на второй — неожиданно открывает вдумчивому зрителю свои смысловые глубины.

Главной интонацией этого фильма, как и предыдущей картины Паоло Соррентино «Великая красота», является едкая ирония, граничащая с мизантропическим сарказмом.

В сущности, «Молодость» можно рассматривать как смысловое продолжение «Великой красоты», за исключением того, что здесь поменялось и место действия, и герои. Если в «Красоте» мы наблюдали чистый гедонизм, приправленный разочарованностью в жизни, то в «Молодости» мы видим людей, которым не то чтобы надоело веселиться, просто у них кончилась для этого всякая жизненная энергия. Когда тебе за 80, тебе уже безразлично, как идут твои дела, важно, что они идут. На фоне всего этого Соррентино все же показывает нам ради контраста и совсем другую сторону, но даже молодая массажистка в брекетах, танцующая под бодрую музыку в своем номере, или абсолютно обнаженная Мисс Вселенная (в этой роли снялась реальная Королева красоты Мадалина Генея), входящая в бассейн, вязнут в этом старческом медлительном киселе.

Сказать, что этот фильм — об утраченной молодости, значит вскрыть самый поверхностный его смысл. Молодость здесь — это не возраст, скорее это не реализованные возможности, утраченная чистота восприятия и в конечном счете будущее, которого главные герои в силу понятных причин лишены начисто. Так же, как они уже лишены всего остального — физических сил, настоящих эмоций, творческого вдохновения и желания что-либо менять. Все, что им остается, это отпускать в адрес друг друга разного рода колкости и все глубже погружаться в мизантропию. Но, несмотря на это, умирать они не готовы, особенно здесь, где жизнь так напоминает рай — режиссер все время это подчеркивает: то помещая двух стариков в альпийские луга, которые сняты так, будто их благоухание вот-вот проникнет через экран; то показывая величественные горы, на фоне которых левитирует буддийский монах, достигший просветления.

О чем-то подобном мечтают оба главных героя и даже в финале предпринимают решительные попытки тряхнуть стариной, вернуться во времена своих «простых мелодий», но насколько плодотворными будут эти усилия, предстоит судить зрителям — режиссер оставляет финал открытым, все же намекая на то, что борьба со временем всегда обречена на поражение.

Тимофей Сундуков