Непечатные снова

Услуги типографий в Сибири подорожали на 10–15% на фоне импортной зависимости
Запасы поставляемой из-за границы мелованной бумаги на типографиях в Сибири закрывают потребность в ней на 1–2 месяца. Из-за антироссийских санкций предприятия печати также столкнулись с нехваткой красок и других расходных материалов, цены на отдельные позиции уже выросли в диапазоне от 20% до нескольких раз. Типографии также пересматривают стоимость своих услуг: в среднем они повысились на 10–15%. Эксперты рынка полагают, что в ближайшие пару месяцев рынок могут покинуть до 20% небольших предприятий, что нивелирует переизбыток полиграфических мощностей. Оставшимся компаниям предстоит не без помощи государства решать проблему высокой зависимости отрасли от импорта.

Полиграфисты говорят, что запасов бумаги в типографиях хватит на пару месяцев. Фото Евгения Павленко

Новосибирская типография «Советская Сибирь» с апреля повысит цены на полиграфические услуги на 10–15%, сообщил „Ъ-Сибирь” исполнительный директор «Совсибири» Вячеслав Корягин. «Все, что в полиграфии сегодня закупается (бумага, краска, пластины), приобретается в валюте, а из-за того, что курсовые разницы по ряду позиций выросли в два раза, себестоимость уже увеличилась на 25%», — объяснил он. Кроме того, по данным господина Корягина, полиграфическая отрасль из-за санкций столкнулась с дефицитом расходных материалов. Мелованную бумагу, на которой печатают журналы, обложки учебников и часть рекламных буклетов, раньше в страну завозили в основном из Кореи и северной Европы, но сейчас поставки приостановлены. В России такую бумагу, по словам господина Корягина, производят только два предприятия («Илим» и Камский ЦБК), их доля ранее составляла не более 5–10% рынка. Типографскую краску и офсетные пластины в стране не производят совсем. Их также возили из Кореи и Европы.

По словам Вячеслава Корягина, «Советская Сибирь» в дальнейшем планирует переориентироваться на поставки, например, из Китая и Индии. Исходная стоимость материалов в этих странах ниже, чем в Европе, но с учетом усложнившейся в последнее время логистики восточные поставки обойдутся дороже, уточнил господин Корягин: «Из-за нехватки контейнеров резко выросли очереди на границе, что удлинило сроки поставки. Кроме того, логистика, в ряде случаев выросла в цене в разы. Контейнер из Китая еще пять месяцев назад стоил около $3 тыс., сегодня стоимость доставки выросла до $15–18 тыс.».

Руководитель иркутской типографии «Призма» Иван Тергоев также отмечает, что «полиграфическая деятельность одна из тех в России, что абсолютно импортозависимы: оборудование, расходные материалы и бумага поступают из США, стран Европы и Азии». «Российская офсетная бумага есть, но ее производители сейчас переходят на расчет по текущему курсу евро и только по предоплате. Что же касается мелованной бумаги, то было две волны ценового поведения поставщиков. В самом начале объявления санкций, стоимость бумаги, красок и расходников выросла на курсовую разницу валют плюс 30%. В настоящее время эта дополнительная надбавка сверх курса, в основном, ушла. Но есть и те, кто занимается явной спекуляцией, как, например, один из поставщиков самоклеящейся бумаги. Стоимость листа самого ходового формата с 36 руб. увеличилась до 106 руб., рост в три раза ничем не объясним», — говорит господин Тергоев. По его словам, ситуация с запчастями к полиграфическому оборудованию небезнадежная. «Запчасти есть, производители готовы их отправлять по актуальному курсу. Единственное неудобство — увеличивается логистика, вместо одной недели — две и более. Срок поставки некоторых запчастей, в частности, электронных компонентов, пока неизвестен», — говорит господин Тергоев, отмечая, что в его типографии не видят смысла формировать складской запас бумаги и расходников, так как пока не понимают свой объем работ в ближайшие месяцы. А из-за дефицита грузовых контейнеров в Китае, по словам участника рынка, нецелесообразно заменять поставщиков европейских на китайских.

Полиграфическая компания «Прайм принт Новосибирск» из-за роста курсовой разницы и цен на логистику и алюминий, из которого изготавливают офсетные пластины, еще в конце 2021 года приняла решение сформировать запас основных расходных материалов на год вперед, сообщил «Ъ-Сибирь» гендиректор АО «Прайм принт Новосибирск» Андрей Шугаров. По его данным, за это время пластины подорожали в цене на 92%, краска — на 15–25%, от закупок мелованной бумаги компания отказалась еще в прошлом году. Через год, если европейские поставки не возобновятся, господин Шугаров планирует закупать «расходники» на китайском рынке: «Они вполне приемлемого качества, отличаются только тиражестойкостью. Европейские пластины держали тираж до 100 тыс., китайская — до 70 тыс. Но сейчас тиражи падают, и это не является существенным фактором. Просто будет дороже». В настоящее время цены на типографские услуги «Прайм принт Новосибирск» повысил на 12–15%.

Коммерческий директор полиграфического предприятия «Домино» (Улан-Удэ) Егор Дондуков говорит, что на его предприятии стоимость услуг пока стараются не повышать: «Офсетная бумага подорожала в среднем в два раза, мелованная, как минимум, на 70%, краска — на 50%. Мы сформировали определенный запас наиболее ходовых позиций, но на сколько его хватит, сказать не могу. Кроме того, держим резерв запчастей. Для отдельных клиентов готовы даже пожертвовать маржинальностью».

Президент Национальной ассоциации полиграфистов Юрий Чесноков считает важным в течение ближайших трех лет создать в России собственные импортозамещающие и одновременно экспортоориентированные производства расходных материалов. «Импортная составляющая убивает полиграфию. Без государственной программы развить эту область практически невозможно. Тем более, основная часть целлюлозы находится в РФ. Сейчас же у нас Китай покупает лес, а нам продает высокомаржинальную бумагу», — сказал он.

Эксперт полагает, что в течение ближайших двух-трех месяцев в стране будут сформированы новые кооперационные связи, цепочки поставок, которые позволят закупать европейскую бумагу через другие страны. А пока этого не произойдет, рынок, по мнению господина Чеснокова, могут покинуть от 5% до 20% предприятий. «Полиграфию ждет своеобразный кризис, который приведет слабые типографии к закрытию, банкротству, а все остальные получат убыток в этот период. Это и сокращение персонала, и уменьшение объема выпуска», — считает он. «Этот кризис приведет и к полезному очищению полиграфической отрасли от неэффективных компаний (издательств, типографий, рекламных агентств) и перераспределению оставшихся заказов среди действующих предприятий. Потом количество заказов увеличится, но очистка в эти месяцы приведет к сбалансированному явлению на рынке», — говорит эксперт.

Дарья Решетникова, Влад Никифоров