Неизвестный Дали

Арт-галерея DiaS, специализирующаяся в основном на творчестве российских художников, на прошлой неделе впервые открыла выставку западного автора. Имя его слишком известно, чтобы нуждаться в рекомендациях, а вот работы далеко не самые растиражированные. 100 цветных гравюр Сальвадора Дали, иллюстрирующих «Божественную комедию» Данте Алигьери, впервые попали в Иркутск. Искусствоведы уже назвали экспозицию крайне сложной для восприятия, но обязательной к просмотру.

По словам сотрудников галереи, представленные на выставке работы мастера больше нельзя будет нигде увидеть. Фото Александра Новикова

В 1951 году правительство Италии в рамках подготовки к празднованию 700-летнего юбилея Данте заказало Сальвадору Дали серию иллюстраций к «Божественной комедии». Художник приступил к работе, но заказ из-за трений в верхушке итальянской власти был отменен. «К тому моменту он сделал уже около 100 акварельных работ, ему очень не хотелось бросать начатое, он делал это с удовольствием. И вообще, в это время было очень модно, когда большие художники обращались к иллюстрированию классики», — рассказывает искусствовед, куратор галереи DiaS Ирина Федчина.

Всего в период с 1951 по 1960 год Сальвадор Дали проиллюстрировал каждую тысячную строку «Божественной комедии». Проект подхватил французский издатель Жозеф Форэ, по заказу которого в период с 1959 по 1963 год Дали изготовил более 5 тысяч гравюр, повторяющих акварельную серию. Издание производилось под тщательным контролем самого художника в двух парижских мастерских. Для печати гравюр в технике ксилографии было изготовлено около трех с половиной тысяч досок, которые к окончанию работы были уничтожены во избежание создания новых копий. «До сих пор считается, что гравюры обладают цветом непревзойденного качества, максимально приближающего ксило­графию к живописи», — отмечает Ирина Федчина.

Собранные немецкой галереей «Кунстгалериен Боттингерхаус» из частных немецких коллекций гравюры уже около двух лет путешествуют по городам России. Так, выставка уже была показана жителям Хабаровска, Воронежа, Санкт-Петербурга, Москвы, Калининграда, Владивостока и других городов. Организацией своеобразных гастролей по России занимается компания «Арт-регион». В октябре 2010 года эта компания уже представляла в Музейной студии Иркутска гравюры Марка Шагала, иллюстрирующие Ветхий завет.

Ее представители предложили галерее DiaS показать выставку у себя, они же и обозначили цену на билеты: 250 рублей — взрослый, 200 рублей — студенческий, 150 — льготный. До этого галерея DiaS позиционировала себя как заведение с бесплатным входом. Ее владелица Диана Салацкая уверена, что частные галереи не должны брать деньги за вход, а «выставочная деятельность — это вклад в воспитание». «На Сальвадора Дали зрители пойдут, но будут удивлены, что это не тот Дали, которого все знают. Задачи галереи — это прививание вкуса и просвещение. А возможность посмотреть эти работы довольно редкая», — говорит она.

Каждой из ста работ сопутствует довольно развернутая цитата из «Божественной комедии» на русском языке. Изначально Дали не делал никаких пометок, к каким строкам относится та или иная иллюстрация, поэтому работа по подбору цитат, как отмечает искусствовед Ирина Федчина, проделана колоссальная. Известно, что подбором цитат занимался директор «Арт-региона» Александр Щеляков. Сам он на открытии выставки почему-то не присутствовал.

«Это тяжелейшие для восприятия работы, это очень серьезная и сложная выставка. Нужно хорошо знать не только творчество Сальвадора Дали, но и Данте, прочувствовать их обоих и совместить их несовместимые работы в своем восприятии. Эти работы сложны даже для искусствоведов, — комментирует Ирина Федчина. — В этих работах и свое мироощущение, и философское осмысление гениальной поэмы. Ведь Дали попытался через Данте рассказать и о себе».

Для того чтобы обычный зритель не потерялся от заявленной сложности содержания, представители галереи пообещали, что подготовят экскурсию по выставке. Экспозиция будет работать до 12 июля, и за это время, как надеются галеристы, ее посетит большое количество иркутян. «Эти работы уникальны, их больше нигде нельзя будет увидеть, потому что они находятся в частных коллекциях, — объясняет Диана Салацкая. — Неизвестно, когда собственники этих гравюр захотят показать их миру еще раз».

Личность Сальвадора Дали всегда была окружена множеством тайн и легенд, да и сам он частенько создавал о себе мифы. Также и экспозиция, привезенная в Иркутск, кроме восхищения, вызывает и массу вопросов. Например, известно, что художник уничтожил доски, с помощью которых печатались эти работы, но никто не знает местонахождение оригинальных акварелей, с которых они делались.

В описании выставки говорится, что автор проиллюстрировал каждую тысячную строку поэмы Данте, но общее количество строк в «Божественной комедии» равняется 14 233, а работ было сделано все-таки 100 или даже больше. Также неизвестно, сколько всего сегодня сохранилось гравюр из пяти тысяч и чем руководствовался автор, делая именно такое количество отпечатков, ведь известно, что чем выше тираж, тем ниже стоимость одного экземпляра. Именно по этой причине стоимость выставки, по словам Дианы Салацкой, оценить невозможно.

Наконец, на вопрос ВФ, не возникает ли в принципе подозрения в подлинности этих картин, Ирина Федчина отвечает встречным вопросом: «А как это проверить? Доски сожжены, оригинальных акварелей, судя по всему, нет. Поэтому и установить подлинность не представляется возможным».