Неформальная классика

в исполнении студентов музыкального колледжа
Однажды сотрудник ВФ допоздна задержался в редакции и услышал за окном любопытные песнопения. Оказалось, это студенты иркутского музыкального колледжа им. Ф. Шопена, обучающиеся на отделении народно-хорового пения, готовились к отчетному концерту, распевая свои композиции прямо на улице. Наблюдать за этим самобытным процессом было настолько увлекательно, что 26 апреля редакция решила непременно посетить отчетный концерт колледжа в иркутской областной филармонии.

Отчетные мероприятия ансамблей учебных заведений — это всегда концерты «наизнанку», сделанные в первую очередь для самих участников. Перед началом действа разряженные в национальные костюмы или в строгую «классику» выступающие не прячутся за кулисы, а, наоборот, наяривают круги по фойе — кто в поисках помощи и моральной поддержки, кто, чтобы просто поболтать, унять в разговоре волнение. Причем даже в классическом оркестре со строгим дресс-кодом попадались оригиналы — девушки с синими волосами, юноши с мелированием и серьгами в ушах.

Разглядывая мило держащиеся за руки парочки из разных ансамблей, можно было понять, что все здесь «свои». Отыграв или отпев на сцене, многие присаживались в зрительный зал, чтобы послушать своих приятелей. Пока музыканты и певцы исполняли самые сложные композиции с напряженными сосредоточенными лицами, зрители очень внимательно и местами с понимающим сочувствием, местами с удивлением («Может ведь, если захочет») наблюдали за происходящем.

Программа заключительного концерта музыкального колледжа в 2012-2013 учебном году действительно получилась крайне насыщенной и объемной. Как отметили руководители заведения, на мероприятии был сделан упор прежде всего на большие коллективы, а не на солистов. Хотя последние заметно украшали все полотно программы; один из студентов даже сыграл на таком необычном инструменте, как маримба.

Открывал концерт академический хор с пронзительной Hostias — частью №9 из «Реквиема» Моцарта. Зал практически гудел от драматических вибраций звука. Затем, чтобы зрители немного передохнули и расслабились от эмоционального напряжения, была исполнена партия хора народа из оперы Чайковского «Мазепа». В ней разыгрывалась более легкая для восприятия интересная бытовая сценка.

«Дирижеры — шаманы, обращающиеся к коллективному телу оркестра», — полусерьезно, полушутливо сказал однажды муж корреспондентки ВФ, хорошо разбирающийся в музыкальном закулисье. Во время выступления хора под руководством Ольги Башириной казалось, что в этой мысли есть доля истины. Дирижер двигалась, беззвучно пела и играла мимикой настолько патетично, в неком забытье, что, наверное, с таким воодушевленным руководителем студенты просто не могли позволить себе фальшивить.

В перерыве между отделениями Ольга Баширина приоткрыла автору некоторые секреты своей работы: «У нас смешанный хор, состоящий из разных голосов. Управлять таким ансамблем достаточно сложно, нужно добиться единой манеры исполнения, единого строя, характера. К тому же, если на скрипке можно наглядно показать, как правильно делать, то в вокале все строится только за счет собственных мышечных ощущений. Открыть заднее небо, идти в голову — для обычных людей такие просьбы покажутся, мягко говоря, странными, а для нас это обычная работа. Петь любят все, а классика — это для избранных. Так, как поют участники хора, сможет далеко не каждый».

Еще один основательный блок концерта — это выступление симфонического и камерного оркестров. Первый ансамбль выступал с увертюрой из оперы «Руслан и Людмила» Глинки и арией «Мальчик резвый» из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», а второй коллектив — с пьесой Андерсона «Пустячок». Примечательно, что последнее произведение часто звучит в репертуаре многих виртуозов Москвы. Благодаря полученным навыкам некоторые студенты третьего и четвертого курса стажируются в губернаторском симфоническом оркестре Иркутской филармонии. Но, несмотря на вырисовывающиеся перспективы в родном городе, у большинства студентов планы заточены на Москву, где они хотят поступить в консерваторию и строить дальнейшую карьеру.

О столице мечтает и четверокурсник, играющий в симфоническом оркестре на кларнете, Данила Корытько. Несмотря на то что классика, по его словам, это «основа, без которой никуда», в будущем он хотел бы заниматься авангардом. Алексей Босых, обучающийся на последнем курсе специальности «академическое пение» и также желающий покорить известный город, напротив, отдает предпочтение классическому исполнению. «В нем есть, что попеть, есть, где развернуться. Это не те три пресловутые ноты, на которых построены песни современной эстрады», — считает Алексей. На концерте певец очень артистично и не по годам (Леше всего 21 год) чувственно и страстно исполнил украинскую народную песню «Черные брови».

Второе отделение концерта началось предельно динамично — джазовые музыканты в ярких рубашках выходили, пританцовывая, на сцену прямо из зрительного зала. Среди выступавших были студенты с первого по третий курс. Если духовикам удалось всем выйти на сцену, то среди барабанщиков, басистов и гитаристов шел отбор, выбирали самых лучших музыкантов. Все ребята играли энергично и с драйвом, но, как признавались они потом своим друзьям в зрительном зале, у некоторых «чуть пальцы не отсохли» от напряженной работы.

Также техничность и прикладываемые к ней усилия ощущались и в оркестре русских народных инструментов, где основу составили балалайки и домры. Ансамбль, являющийся лауреатом международного конкурса, был чуть поменьше предыдущих, но никак не уступал в слаженности и качестве звука другим коллективам. Под галоп из музыки к излюбленному российской публикой фильму «12 стульев» зал аплодировал стоя.

Еще одним ярким пятном второй части концерта стало выступление отделения народно-хорового пения. Когда на второй песне разряженные в сарафаны и казацкие национальные костюмы артисты вступили в пляс, зрители едва ли не пританцовывали, сидя в своих креслах.

Антон Гаврилов относится к нередкому типажу музыкального колледжа, который воспринимает музыку больше как хобби, а не профессию. По первому образованию Антон… кондитер, сейчас также подрабатывает в этой сфере. Вторую «корочку» вокалист получает не спеша — в перерыве между учебой он уже успел отслужить в армии. «Я сам казак, и поэтому мне очень близки казацкие песни. Я увлекся этим еще 9 лет назад, когда пел в национальном казацком хоре «Русь» в Ангарске, — рассказывает Антон. — Сейчас продолжаю начатое. Недавно заказал себе по интернету колесную лиру, на которой очень хочу научиться играть. Наверное, самая лучшая профессия — это та, которую ты воспринимаешь не как работу, а как хобби, главное увлечение своей жизни».

Анастасия Елизарова
Фото автора