Неэффективность как диагноз

С ноября российская общественность обсуждает список вузов с признаками неэффективности, опубликованный федеральным министерством образования. В перечень попали не только филиалы высших учебных заведений, но и крупные серьезные институты. Так, признаки неэффективности нашли и у четырех вузов Прианангарья: медицинского, лингвистического, педагогического и сельскохозяйственного. Тема оказалась резонансной: кто-то учился в вузе из так называемого «красного списка», кто-то учится там сейчас. Иркутский государственный медицинский университет и сельхозакадемию уже отстояли: эти учебные заведения по решению минобразования нуждаются в оптимизации, закрыты они не будут. Какая судьба ждет ИГЛУ и ВСГАО, пока неизвестно.

История болезни

Встряска российской образовательной системы высшего уровня началась еще в августе, когда вице-премьер страны Дмитрий Медведев заявил о необходимости «чистки» среди институтов, университетов и академий. Те вузы, которые не соответствуют стандартам высшего профессионального образования, по мнению вице-премьера, необходимо будет реорганизовать. «В нашей стране немало учебных заведений, которые ни по материально-техническому состоянию, ни по преподавательскому составу фактически до статуса высшего учебного заведения не дотягивают. Это сильно обесценивают нашу систему высшего образования», — цитировали федеральные СМИ Медведева.

За дело тут же взялось федеральное министерство образования: оно решило оценивать эффективность вузов, разработав специальные единые критерии. С 15 августа по 15 сентября в стране проводилось первое масштабное исследование такого рода, в результате которого чиновники поставили диагноз «неэффективный» 136 высшим учебным заведениям страны из действующих 540 — то есть «больными» признаны 25% вызов. С филиалами ситуация обстоит еще хуже: оказалось, что 450 филиалов из 1000 существующих не соответствуют стандартам минобра.

В так называемый «красный список» попали и учебные заведения Иркутской области.

Туда вошли две академии — Восточно-Сибирская государственная академия образования и Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, а также Иркутский государственный лингвистический университет и Иркутский государственный медицинский университет. Кроме того, в перечень попали шесть филиалов, действующих в регионе: филиал Братского государственного университета в Усть-Илимске, филиал НИ ИрГТУ в Усолье-Сибирском, филиал ИГУ в Ангарске, филиал в Братске Иркутского государственного университета путей сообщения, Усть-Кутский институт водного транспорта (филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта) и филиал в Иркутске Российского государственного университета физкультуры, спорта, молодежи и туризма.

Пациент скорее жив, чем мертв

Минобрнауки придало рейтингу особый статус, который официально нигде не закреплен и не прописан, и на его основе решило провести хирургическую операцию по «удалению» неэффективных, согласно этому очень сомнительному рейтингу, вузов.

Вузовская общественность была в шоке от услышанного: после летних заявлений вице-премьера попадание в список неэффективных было равносильно смертельному диагнозу. Однако оказалось, что федеральные власти не считают всех «пациентов» безнадежными. После работы координационных групп вузы раздели на четыре категории. В первую попали образовательные учреждения, которые имеют признаки неэффективности, связанные со спецификой своей деятельности — театральные институты, академии культуры и искусств, институты физической культуры — сюда, кстати, попал и иркутский филиал Российского государственного университета физкультуры, спорта, молодежи и туризма. Во вторую группу вошли неэффективные вузы, которые, по мнению комиссии, нуждаются в оптимизации — то есть закрывать учебные заведения никто не будет, в них просто сменят стратегию развития и руководство. Среди иркутских вузов в эту категорию повезло попасть медицинскому институту и сельхозакадемии. «Два вуза мы отстояли», — так об этом сообщил на совете ректоров губернатор региона Сергей Ерощенко. ИГЛУ и ВСГАО не повезло, они попали в третий блок с весьма неблагоприятным заголовком: «учебное учреждение признано неэффективным и нуждается в реорганизации».

Сергей Ерощенко отметил, что в качестве вариантов рассматривается возможность слияния ВСГАО и ИГЛУ или присоединение академии образования к госуниверситету. Однако правительство региона не намерено терять вузы: «Мы отправляли в министерство образования РФ письмо с просьбой сохранить на территории региона четыре вуза с признаками неэффективности, при этом обязались в течение одного года разработать планы по изменению ситуации. По двум вузам нас услышали. Судьбу двух других учреждений — Восточно-Сибирской государственной академии образования и Иркутского государственного лингвистического университета — я буду обсуждать с министром образования Дмитрием Ливановым 29 ноября. Высшая школа обладает необходимыми ресурсами, чтобы быть конкурентоспособной на рынке образовательных услуг. Власти Иркутской области считают целесообразным сохранение всех вузов с последующим повышением их эффективности», — отметил губернатор.

Судьба филиалов, признанных неэффективными, пока не решена. Некоторые попали в перечень по смешным критериям, таким как количество квадратных метров на одного студента — к таким относится, в частности, филиал в Иркутске Российского государственного университета физкультуры, спорта, молодежи и туризма. Но если вузы, обвиненные в этом (медуниверситет также попал в «красный список» по этому показателю), уже заручились поддержкой власти, то филиал спортивного вуза сам виноват в этой проблеме. «Филиал без собственных площадей — это проблема головных вузов. Они ведь ведут в основном коммерческую деятельность, набирая студентов на платную форму обучения, то есть средства есть, но они отправляют их в другие города в головные организации, тогда как их можно вкладывать в строительство собственного здания!» — уверен ректор БГУЭП Михаил Винокуров.

Борьба за жизнь

Заявления губернатора о готовности бороться за региональные вузы не успокоило руководителей учреждений, которые, по мнению минобрнауки, «нуждаются в реорганизации». И ИГЛУ, и ВСГАО организовали интернет-странички для поддержки своих учебных заявлений. Заместитель ректора лингвистического университета Александра Смирнова на совете ректоров в прошлый четверг отметила, что ИГЛУ — один из четырех лингвистических вузов страны и единственное учебное заведение на территории от Урала до Дальнего Востока. «Руководством вуза разработана стратегия, которая поможет университету выйти на пороговый показатель. У нас огромный потенциал для обучения в области языкознания, и он востребован», — заявила она.

Такой же позиции — кардинальное несогласие с диагнозом «признаки неэффективности» — придерживается и ректор ВСГАО Николай Перязев и члены ученого совета академии. В открытом письме губернатору Ерощенко они отметили, что изначально полагали, что рейтинг, опубликованный в начале ноября, носит лишь предварительный характер: «Мы искренне полагали, что рейтинг будет совершенствоваться и дорабатываться, что по его результатам вузам будут даны рекомендации по повышению их эффективности, которые необходимо будет учитывать при прохождении официальных аккредитационных процедур. Однако минобрнауки придало этому рейтингу особый статус, который официально нигде не закреплен и не прописан, и на его основе решило провести, по сути, хирургическую операцию по «удалению» неэффективных, согласно этому очень сомнительному рейтингу, вузов».

Критерии, по которым федеральное министерство образования определяло неэффективные учебные заведения, члены ученого совета считают необъективными, ведь из 50 пунктов основными стали почему-то только пять, и на их основе «больными» признаны однотипные вузы: «Наибольший удельный вес в перечне неэффективных оказался у вузов, имеющих отношение к образованию, медицине и культуре, то есть вся социальная сфера. А это уже больше похоже то ли на методологическую ошибку в расчетах, когда одними и теми же мерками оцениваются совершенно разные, не сопоставимые объекты, то ли на социальный заказ по опорочиванию и дискредитации указанных типов вузов», — считают представители ВСГАО.

Сомнительная этика

Всего критериев оценки для составления рейтинга «больных» было 50 (некоторые из которых кажутся абсурдными, например, количество квадратных метров на одного студента), однако основными были признаны пять. К ним отнесли средний бал ЕГЭ студентов вуза, научно-исследовательскую деятельность, объем научно-исследовательских и конструкторских работ на одного научно-педагогического работника, а также международную деятельность студентов и преподавателей — стажировки и практики за границей. Кроме этого, учитывали финансово-экономическую деятельность учебного заведения: доходы вуза из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника, наличие собственной инфраструктуры. В ключевые также попал критерий по удельному весу численности иностранных студентов в общем числе выпускников.

Все российские вузы прошли мониторинг по единой системе. Однако сравнивать крупные московские университеты с региональными по некоторым критериям просто неэтично. Например, по числу иностранных студентов: вполне логично, что региональные вузы, особенно те, которые расположены не на приграничной территории, не могут похвастаться большим числом иностранцев, тогда как в учебные заведения, известные всей стране, иностранцы идут охотно. Но даже если забыть об этой некорректности, то возникает вопрос, почему иностранцев вообще нужно считать? О чем говорит этот критерий — о популярности российского образования в мире? Но его непопулярность в мировом масштабе не делает российское образование некачественным на внутреннем рынке.

Непонятно также, как в общий список попали творческие вузы — они вообще не соответствуют общим критериям для исследования. Такие вузы не занимаются наукой, поэтому никаких научно-исследовательских работ у них попросту нет. Кроме этого, результаты ЕГЭ для них не являются основными, так как абитуриенты обязательно проходят творческие конкурсы.

ЕГЭ, кстати, тоже сам по себе параметр неоднозначный, считают члены ученого совета ВСГАО: «В Российской газете опубликована информация, что Забайкальский государственный университет уже исключили из списка неэффективных вузов. Как указывается в публикации, аргументом для исключения из этого списка стало то, что «оценка деятельности вузов Дальнего Востока и Сибири по показателю среднего балла ЕГЭ не может быть объективной в связи со значительным оттоком хорошо подготовленных абитуриентов в центр страны. Проблема оттока населения не вина вузов». Мы полностью согласны с этим тезисом, однако в отношении других вузов Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока клеймо снято не было. Где же логика?»

Реформировать, чтобы спасти

Как будут поступать с неэффективными вузами, еще не ясно. Предполагается, что окончательная позиция по этому вопросу будет сформирована в ближайшее время. Однако студентам, которые учатся в институтах, попавших в «красный список прокаженных», вероятнее всего, бояться нечего: еще в августе Дмитрий Медведев заявлял, что государство не может обманывать людей в образовательных вопросах, и если человек поступил в вуз, который был аккредитован, то он его закончит. Министр образования Ливанов также не раз заявлял о том, что студенты вузов, которые будут признаны неэффективными и подвергнутся реорганизации или уйдут с рынка, смогут продолжить обучение до его завершения.

Однако глобальный вопрос с тем, что делать с университетами и институтами, остается открытым: если четверть всех вузов страны с первого раза не прошли проверку, речь идет если и не о массовом несоответствии стандартам, то о наличии явных отклонений от идеальной системы. Ректор Байкальского государственного университета экономики и права Михаил Винокуров на заседании совета ректоров внес предложение по созданию новой модели университетов: «Создание федеральных университетов путем объединения — это неправильно. Становится больше общежитий, а суть образования не меняется. Я предлагаю создать модель объединения вузовского образования и науки. Директора институтов Иркутского научного центра СО РАН пусть возьмут на себя роль деканов». Губернатор одобрил эту идею. По его мнению, ее надо проработать и включить в программу повышения эффективности работы учебных заведений региона. Выступить инициатором проекта предложили новому ректору ИГУ Александру Аргучинцеву. Возможно, если эта схема будет внедрена, она поможет Иркутской области справиться с реальными признаками неэффективности высшего образования.

PDF номера