Недоедим, но вывезем?

Дискуссия об экспорте продовольствия сделала резкий поворот в сторону обеспечения внутренних рынков качественной продукцией, которую мог бы себе позволить средний россиянин. Именно это, по мнению многих сельхозпроизводителей, — задача номер один. Экспортный потенциал агропромышленного комплекса Приангарья, возможности выхода местных сельхозпроизводителей на иностранные рынки, а также заинтересованность аграриев и «пищевиков» в этих дальних рынках обсуждали 23 марта за круглым столом в Иркутске.

Немного, но «с потенциалом»

Внешнеторговый оборот Иркутской области в 2017 году составил 8,2 млрд долларов США. При этом на экспортные поставки продуктов питания местных производителей, как сообщил председатель Торгово-промышленной палаты Иркутской области Алексей Соболь, пришлось только $31 млн. «Основу экспорта, как вы знаете, составляют продукция лесопереработки (древесина, целлюлозно-бумажные изделия), металлы (алюминий и изделия из него), уголь, сырая нефть и продукты нефтепереработки, — прокомментировал глава региональной ТПП. — Что касается экспорта пищевой продукции, здесь нам пока рано хвастаться. Оборот в $31 млн — это, конечно, чуть больше чем в 2016 году, но, на мой взгляд, с учетом наших возможностей цифра пока невелика. Доля экспорта сельхозпродукции в общем объеме экспорта составила всего полпроцента. При этом мы по показателю пищевого экспорта занимаем пятое место среди регионов Сибирского федерального округа».

96% экспорта сельхозтоваров из Иркутской области приходится на наших ближайших соседей — Монголию, Китай, Республику Корея и Японию. В числе ведущих компаний-экспортеров были упомянуты группа компаний «Янта», СХПАО «Белореченское» и агрохолдинг «Саянский бройлер».

Алексей Соболь подчеркнул, что ежегодно Иркутская область отправляет за рубеж порядка 500-550 тонн пшеницы (из них продовольственной около 150 тыс. тонн).

Алексей Соболь подчеркнул, что ежегодно Иркутская область отправляет за рубеж порядка 500-550 тонн пшеницы (из них продовольственной около 150 тыс. тонн). При этом, как отметил господин Соболь, остаются некоторые излишки, которые тоже можно было бы экспортировать, и в таких поставках заинтересованы покупатели в Китае, в Монголии. В первую очередь именно в этой (зерновой) плоскости обозначился определенный экспортный потенциал Приангарья, реализовать который готова помочь ТПП. «Все дело за аграрным сектором», — уверен Алексей Соболь. Дескать, растите, а сбыт на Восток наладим.

Начальник отдела развития международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Минэкономразвития Иркутской области Елена Крыжановская тоже констатировала, что доля сельхозпродукции в экспорте региона невелика, но есть устойчивая тенденция к росту. По данным министерства, общероссийский экспорт продовольствия по итогам прошлого года вырос на 15%. Иркутская область на этом фоне выглядела куда лучше — показала рост в 31%. «У нас есть все шансы увеличить эти цифры», — уверена чиновница.

Утраченные связи и предприятия

Регион может использовать под пашню более 2 млн га земли. Это действительно позволяет говорить о большем потенциале для развития АПК и наращивания экспорта его продукции. Таким был посыл высказывания исполнительного директора Агропромышленного союза Иркутской области Павла Соболева. Однако он отметил, что «по зерну у нас в последнее время кризис перепроизводства». Он объясняет такое положение дел небольшим поголовьем сельскохозяйственных животных и, соответственно, небольшой потребностью в кормах. Если же сфокусироваться на экспорте, то, по мнению Павла Соболева, куда интересней поставлять иностранным партнерам муку. Для этого нужно организовать и поддерживать переработку. Это направление может быть заложено в программе развития, которую сейчас разрабатывает региональный минсельхоз.

Павел Соболев также считает, что Иркутская область к настоящему моменту «затоварилась» мясом птицы, есть проблемы и по сбыту картофеля, который остается невостребованным. «С этим нужно что-то делать, продумывать решения совместно с государством. Но я бы попросил коллег подходить к проблеме комплексно, рассматривать и наращивание внутреннего потребления, и возможности для экспорта», — отметил директор Агропромышленного союза Иркутской области. Позиция следующая: обеспечить потребности своего региона (том числе и малообеспеченных слоев населения, вероятно, за счет бюджета) основными продуктами питания, остальное — вывозить при поддержке минэкономразвития и всех структур, завязанных в экспортных процессах.

Впрочем, ситуация, которая сложилась на внутреннем рынке, Павла Соболева не радует: «Страна завозит продовольствие. Торговые сети федерального уровня нас прессингуют. При ценах, которые сложились на внутреннем рынке, сельское хозяйство работает себе в убыток. К тому же еще и низкий покупательский спрос внутри страны. Потому заработать можно только на экспортных поставках, ведь производим мы за рубли, а продаем зарубежным партнерам за юани или за доллары».

Павел Соболев считает, что Иркутская область к настоящему моменту «затоварилась» мясом птицы, есть проблемы и по сбыту картофеля, который остается невостребованным.

Павел Соболев посетовал, что во многом утрачены внешнеэкономические связи, выстроенные в советское время. Сегодня их пытаются восстановить, делегации производителей во главе с первыми лицами региона выезжают за рубеж, общение происходит на хорошей ноте. Но когда доходит до реальных поставок, то не все так гладко, как хотелось бы. К тому же усложнилось таможенное законодательство и не всегда экспортер знает, как ему соответствовать.

Исполнительный директор Союза пищевой и перерабатывающей промышленности Иркутской области Александр Евстафьев тоже заглянул в прошлое. Но увидел несколько иную картину. «Десять лет тому назад у нас вопрос об экспорте продукции пищевой промышленности за рубеж вообще не стоял, — заявил он. — Главной задачей было сохранить предприятия этого сектора в регионе. Хотя их потенциал был очень большой, выжили в период перехода «на рыночные рельсы» немногие. К тому же пищевая промышленность вплотную завязана с крестьянином. А на селе тоже были свои проблемы, и это все приводило к тому, что некоторые предприятия банкротились».

По данным Александра Евстафьева, сегодня в Иркутской области экспортные квоты имеют 48 предприятий. Цифра небольшая, но есть уверенность, что она с каждым годом будет расти. Хотя члены Союза пищевой и перерабатывающей промышленности Иркутской области тоже знают, как тяжело выходить на зарубежные рынки, находить потенциальных покупателей за границей и выстраивать с ними отношения. Риски очень велики, и конкуренция жесткая. Требования по качеству высокие, при этом конкурентные цены можно давать, заручившись поддержкой производственников на уровне государства и тем самым (например, за счет дотаций) снизив себестоимость.

На защите собственных рынков

Никто нас не ждет на иностранных рынках, все защищают собственные. Эту мысль поддержал и председатель совета директоров ООО «Саянский бройлер» Владислав Буханов. Он дал положительную оценку тому факту, что государство сегодня создало такую структуру, как Российский экспортный центр. Очевидно, что развитие экспорта и формирование долгосрочных планов (подразумевающих оценку запросов на межправительственном уровне, анализ производственных сил в масштабах страны и организацию инфраструктуры для развития определенных направлений глубокой переработки) — задача, которую необходимо решать на уровне федерации.

«В конечном итоге мы должны прийти к необходимости развития территорий в рамках глобальной национальной стратегии, — считает Владислав Буханов. — Если будут сформированы для Иркутской области, Бурятии, Забайкалья и других регионов своего рода «технические задания», бизнес сможет их выполнить». Пока же, по мнению Владислава Буханова, экспорт для сельхозпроизводителей задача не первоочередная. Это, скорее, «элемент престижа» для солидных компаний.

К тому же представитель «Саянского бройлера» заострил внимание на том, что поставки за рубеж товаров первого передела (в том числе и зерно) по демпинговой цене — это путь в никуда, «даже хуже, чем выкачивать нефть из недр». Важно, специализироваться на продуктах высокого экологического класса с внушительной добавленной стоимостью, а не отдавать эти рынки конкурентам.

Владислав Буханов дал положительную оценку тому факту, что государство сегодня создало такую структуру, как Российский экспортный центр.

Но начинать, согласен Владислав Буханов, действительно стоит с внутреннего рынка, с культуры потребления внутри страны: «Если мы даем спреды нашим детям в школах и при этом вспоминаем сибирские мануфактуры, которые сто лет назад в Америку поставляли масло, это выглядит как минимум нечестно по отношению к россиянам, — заявил глава агрохолдинга. — Мы говорим об экспорте, в то же время наши граждане не могут купить качественные продукты, потому что у них элементарно не хватает денег. Потому мы должны, с одной стороны, вложиться в инфраструктуру, чтобы реализовать экспортный потенциал; с другой — повышать реальные доходы населения, чтобы люди могли позволить себе хорошие продукты».

«Мы про какие экспортные поставки говорим, если наше население полностью собственным мясом и молоком не обеспечено? — возмутился и председатель НП КФК Иркутской области Дмитрий Худаков. — Говорить об экспортных поставках наших предприятий — это значит уводить вопрос в сторону».

Дмитрий Худаков — противник стратегии «Недоедим, но вывезем». При этом он представляет интересы некрупных сельхозпроизводителей, масштаб деятельности которых не позволяет всерьез задуматься об экспорте.

А вот СХ ПАО «Белореченское» в зарубежных рынках заинтересовано. Замгендиректора предприятия Татьяна Пухмахтерова упомянула, что осуществляются «престижные» поставки яйца в Японию и в ту же Монголию, где цена гораздо выше, чем на родине. «По итогам прошлого года страна поставила за границу продовольствия на 20,7 млрд долларов. Значит, предприятиям это выгодно», — заметила госпожа Пухмахтерова.

Но ее огорчает, что в России «ценность хорошего отечественного товара уничтожена, его просто затоптали». В тендерных госпоставках ответственным местным производителям тяжело конкурировать с теми, кто предлагает «суррогат» по бросовой цене. «Об этом нельзя молчать. Мы своего товаропроизводителя унизили. Мы его проверяем по поводу и без, ругаем, что-то в нем выискиваем, а на самом деле это настоящий продукт, его надо как ребенка беречь», — резюмировала Татьяна Пухмахтерова.

Вот так получается: вроде бы все декларируют заинтересованность в качественных товарах, а на деле многие сельхозпроизводители, не уверенные в сбыте, не спешат инвестировать в развитие и недешевую инфраструктуру. В России им кормить порой некого, а соседи в первую очередь интересуются сырьем. Нам же, понятно, выгодней пробиваться за рубеж «не с зерном, а с мукой или лучше даже с печенюшками».

Ольга Брайт