Не все тренинги одинаково полезны

В наше высокотехнологичное время повышается роль образования — специалистам нужно успевать за развитием прогресса и быть в курсе последних тенденций. Это во многом касается и бизнеса — даже самые успешные бизнесмены продолжают свое обучение на различных деловых тренингах и семинарах. Мы попросили прокомментировать ситуацию на местном рынке бизнес-тренингов Татьяну Казакову, Марину Соболеву и Надежду Князюк (две последние леди и сами проводят обучающие занятия).

Татьяна Казакова (слева), Марина Соболева (в центре) и Надежда Князюк

Татьяна Казакова,

вице-президент ассоциации «Байкальская виза»

Не все бизнес-тренинги могут быть одинаково полезными. Многие из них — это откровенное надувательство, которое молодежи вообще нельзя слушать. В целом к дополнительному образованию в бизнес-сфере я отношусь положительно, но только в том случае, если курс на классическую тему ведет известный специалист.

Я посещала много тренингов. Ходила вместе со своими маркетологами на «Маркетинговые войны», на лекции Константина Бакшта. Этот бизнес-тренер собрал хорошую теорию для начинающих, и им следует ее прослушать, чтобы понять, как можно удачно выстроить свой бизнес. Но, я считаю, что все, что он написал, мы уже давно используем в нашем деле.

Мне близка Ирина Хакамада, я два раза посещала ее лекции. Но я не считаю, что она проводит тренинги, скорее это разговор по душам. Хакамада с юмором рассказывает об обычных жизненных ситуациях, которые многие женщины воспринимают как конец света. Таким образом, Ирина Муцуовна может позитивно повлиять на логику и мировоззрение молодой леди. Но то, что она рассказывает, я также прошла сама без чьих-либо советов. Мне понравилось и то, что Хакамада говорит о профессии. «Молодой человек до 30 лет должен пахать и пахать, чтобы добиться успеха» — вот ее главная мысль. Не может быть так, чтобы начинающий бизнесмен в шесть вечера пришел с работы и лег отдыхать на диване с газетой и любимым человеком. Чтобы построить карьеру, заработать себе имя и выйти на достойный уровень заработка, нужно без устали работать многие годы. Я также всегда жила по этому принципу.

К образовательному процессу я отношусь так: можно закончить десять институтов, пройти множество образовательных тренингов и курсов, но не относиться к жизни серьезно. Многие воспринимают бизнес-образование как развлечение, особенно если они получают его в другом городе или другой стране. Тогда отдых у обучающихся начинается уже с приезда в аэропорт. Даже тренинг в Иркутске воспринимается как разрядка, отвлечение от работы. Если же человек действительно хочет чему-то научиться, то я бы посоветовала ему искать тренинги на базе классических успешных вузов или у известных своими достижениями лекторов.

Марина Соболева,

руководитель корпоративного университета ГК ОАО «ЕвроСибЭнерго» — директор ННОУ УЦ ОАО «Иркутскэнерго»

Рынок Иркутска пресыщен тематикой бизнес-тренингов и громкими именами, которые с рекламных плакатов обещают обучить вас всем секретам бизнеса. Однако они не всегда предлагают действительно нужную полезную информацию. На мой взгляд, сейчас не существует определенной специализации в сфере бизнес-тренингов, никто не исследует запросы самих бизнесменов. Поэтому столичных специалистов приглашают без особого разбора по любой теме, рассчитывая на «авось соберем кого-нибудь». Местные тренеры в основном работают по корпоративным программам. И, стоит отметить, многие из них создают достаточно качественные тренинги, семинары, проводят их на высоком уровне.

Обучение взрослых — дело трудное, но интересное. У каждого из участников занятий уже сформировались интересы, жизненная позиция, есть опыт, проблемы, которые нужно решить. Семинары в основном затрагивают профессиональную сферу деятельности, тренинги направлены на управленческое и личностное развитие. Важно, чтобы обучение было разноплановым, с использованием разнообразных подходов и инструментов. Как узнать, насколько успешно прошло занятие? Если у слушателей горят глаза, они задают много вопросов и после окончания мероприятия еще долго не расходятся, а спустя некоторое время консультируются по телефону или при встрече, значит, обучение пошло на пользу, и полученные знания будут применяться на практике.

И мужчины, и женщины обучаются как на краткосрочных, так и на долгосрочных программах. Среди них очень часто встречала таких людей, кто посещает мероприятия не только ради приобретения опыта или знаний, но и для обновления контактов, смены окружения. Особая атмосфера, возникающая среди слушателей курсов, часто приводит к плодотворной совместной работе. Благодаря этому реализуются смелые идеи, создаются новые проекты.

Надежда Князюк,

к.м.н., доцент, заместитель главного врача по качеству Иркутского диагностического центра, заведующая кафедрой менеджмента Байкальской международной бизнес-школы ИГУ

На мой взгляд, любой человек, занимающий руководящую должность, рано или поздно осознает необходимость получения дополнительного образования в области менеджмента. Знания — актив, который быстро устаревает (особенно в наше высокотехнологичное время), поэтому той базы, что мы приобрели в университете, становится недостаточно; только непрерывное развитие поможет добиться в бизнесе прогрессивных результатов. Представители одного известного банка однажды признались, что до занятий в нашей бизнес-школе они не всегда понимали, о чем говорит их начальник, сейчас же они изъясняются с ним на одном языке, совместно ищут пути совершенствования, проводят мозговые штурмы. Я думаю, многие руководители высшего звена уже осознают, что, прежде чем реализовывать в компании какие-то инновационные проекты, нужно сначала разъяснить сотрудникам необходимость нововведений и обучить их новым принципам работы.

Мотивы, по которым люди приходят в бизнес-школу, весьма разнообразны. Многие крупные компании занимаются обучением руководящего состава на системной основе и являются заказчиками образовательных услуг бизнес-школы на протяжении многих лет. Однако в последнее время многие слушатели приходят самостоятельно, с конкретными целями и задачами, которые стараются решить в ходе реализации дипломного проекта. Представительницы прекрасного пола нередко приходят к нам во время своего декретного отпуска — это помогает им отлично развить и закрепить свои навыки; после окончания периода ухода за ребенком они успешно вливаются в рабочее русло.

Во время занятий в бизнес-школе преподаватели часто находят преемников, которые в будущем могут реализовать свои таланты и опыт практической деятельности в этой области. Подобным образом десять лет назад я и сама пришла на кафедру — после обучения мне предложили проводить отдельные семинары, а потом и вовсе занять вакантное место заведующей кафедры менеджмента. Поначалу совмещать этот вид деятельности с основной работой было непросто. Однако навык преподавания сыграл существенную роль в моей карьере и развитии. Преподаватели часто шутят, что поняли материал только тогда, когда объяснили его студентам. Это отчасти действительно так — подготовка к занятиям заставляет изучить все имеющиеся в России и за рубежом исследования по теме. Потом появляются собственные идеи и разработки, которые постоянно совершенствуются, изменяются вместе с требованиями, выдвигаемыми быстроменяющейся внешней средой. Информация основательно закрепляется, когда ты ею с кем-то делишься. Полученный мной опыт был полезен и при обучении персонала, и при разработке и внедрении системы менеджмента качества диагностического центра.

Беседовали Анастасия Елизарова и Екатерина Головина