Не время лихачить

На вопрос, как правильно ездить по нашим дорогам зимой, то есть долгие шесть месяцев, можно ответить одним словом: аккуратно. Если расшифровать, то окажется, что езда в условиях низких температур и скользких покрытий — это целая наука.

Некоторые особенности

Во-первых, зимой холодно, и при хранении машины на улице запуск двигателя — это победа прогресса над стихией. В случае старта приходится прогревать мотор, коробку, ждать, а в начале движения — еще и подвеску, то есть ехать поначалу медленно. Поэтому первая особенность зимнего вождения — в том, что вставать утром приходится пораньше. Кстати, и резина сразу после выезда тверже, чем разогретая ездой. Это напрямую влияет на сцепление с дорогой и управляемость.

Перемещения за рулем отнимают больше времени, чем летом, не только из-за прогрева, и это во-вторых. Состояние дорог таково, что они либо сужены снежными наносами — после снегопада на целую полосу, либо требуют предельно аккуратного проезда закатанных скользких участков. Те же дороги, которые и летом плохи — грунтовки и проезды — зимой покрыты снегом, сбитым колесами машин, то есть скользкие. Одно хорошо: дороги становятся ровнее, волны становятся плавными, снег сглаживает их и заполняет ямы. Немного утапливаются в снежных накатах и лежачие полицейские.

Снег скрывает под собой разметку, например, одиночные или двойные сплошные. Но это не значит, что можно пересекать их, уповая на отмазку «Не видно здесь запрещающей разворот разметки!». Водители обычно ездят по привычным маршрутам, и совершение запрещенного правилами маневра очень часто из-за своей неожиданности приводит к ДТП.

Также нужно отметить, что зимой становится меньше автомобилей, небольшая их часть оседает в гаражах до тепла. Однако неопытные новички становятся опаснее, чем летом — в случае заноса начинающий водитель обычно теряет контроль над машиной и часто куда-нибудь врезается — в гостеприимный бордюр или в машину поблизости.

Поэтому опытный водитель всегда наблюдает за окружающими: нет ли среди них потенциально опасного? Хорошо, что таковыми уже перестали считать всех поголовно водителей женского пола и переключили бдительность на машины с «У» или «!». Это как-то объективнее.

Корреспондент AL cпросил совета у людей, которые водят автомобиль профессионально. Вот их рекомендации по поводу зимнего вождения.

Не газуйте

В самых обычных ситуациях нужно просто ехать — спокойно и плавно, нежно прикасаясь к любой из педалей, не топча со страстью ни газ, ни тормоз. Следите за оборотами двигателя. Они должны быть невысокими. Если у вас машина с АКП, в дни снегопада используйте зимний режим (Snow, Hold и т.д.), в котором автомобиль трогается со второй передачи, а сами переключения передач происходят при низких оборотах, чтобы избежать срыва колес в пробуксовку. Получается так называемая езда «в натяг», которую практикуют владельцы машин с механической коробкой.

Будьте внимательны, как вам и советуют милые девушки, читающие прогноз погоды на ТВ. Это не просто слова. Смотрите вокруг, чтобы быть готовым к неприятностям, которые зимой случаются чаще. Если же вы начали терять контроль над машиной, смотрите, куда вам нужно ехать, а не туда, куда скользит машина. А чтоб таких ситуаций не случалось, будьте аккуратны и воспользуйтесь нашими советами.

При разрыве каких-нибудь труб на чистой дороге может образоваться ледяная полоса. Если вы увидели ее заранее — оттормозитесь до безопасной скорости заблаговременно и проедьте скользкое место с ровным газом. А если вы выехали на лед неожиданно или сзади в бампер дышит какой-нибудь «жигуленок», продолжайте ехать так, словно ничего не случилось. И так оно и будет. Не тормозите и не рулите на льду, ровно держите газ и руль.

Берегите зад смолоду

Кстати, о тех, кто сзади. Дистанция — вот важное слово, которое на гололеде становится залогом целой кормы машины. Отставайте подальше от впереди идущих машин. Оставляйте себе возможность остановиться, если переднего занесет или он «догонит» того, кто впереди него. Если хотите знать возможности своей машины — тут наконец о себе заявит в полный рост АБС — потренируйтесь на укатанном снегу в одиночестве. Поставьте пустую картонную коробку метрах в 100-150 и разгонитесь до своей обычной скорости. Тормозите. Измерьте длину тормозного пути и уберите останки коробки. Сделайте выводы.

Еще советуем смотреть в зеркало заднего вида как можно чаще. Возможности своего автомобиля вы теперь знаете. А представьте, сколько потребуется десятков метров для остановки следующему за вами дедушке на «М-412» или парню на Hyundai Solaris, болтающему по телефону. Легко представить, что произойдет, если вы резко затормозите. Поэтому при висящем сзади преследователе начинайте замедляться ну очень заранее, для начала кратко мигнув стоп-сигналами для предупреждения дедушки или разговорчивого. Давите тормоз плавно, помогая машине двигателем. Торможение двигателем при помощи переключения передач «вниз» очень эффективно при его грамотном применении. Правда, его стоит применять только в крайних случаях. В конструкции АКП есть режимы: «L», «2», «3». Переведя селектор АКПП в один из них, вы ограничиваете переключения одной, двумя или тремя передачами и имитируете торможение двигателем. Ну, а тип-троник вообще рулит! Некоторые владельцы «автоматов» считают, что в движении пользоваться этими режимами нельзя. На самом деле можно, если нечасто и не превышая допустимую предельную скорость для каждой передачи. У каждой машины она своя, узнать, сколько «км/ч» для каждой передачи максимум, можно опытным путем. Включите 1 или L и разгоняйтесь, следя за тахометром и спидометром, затем то же в «2» и «3» (овердрайв выключен).

Идеально и безопасно торможение двигателем на заднем и полном приводе. На переднем слишком быстрое вращение колес может привести к сносу передка. На вывернутых колесах не тяните вверх ручник, а то будет вам разворот посредством заноса задка.

Будьте гибче

Следует вспомнить, какие места опасны больше других, советуют опытные водители. Очень скользкие участки зимой находятся в непосредственной близости от светофоров, въездов на главную дорогу на нерегулируемых перекрестках, в районе остановок и в прочих местах, где транспорт притормаживает, останавливается или начинает движение. Подъезжать к ним или проезжать такие участки надо с максимальной осторожностью. Дело не только в покрытии, отполированном шинами тормозящих и набирающих скорость автомобилей, но и в обилии пешеходов. Органы слуха их сейчас надежно закрыты не только плеерами, но шапками и шарфами.

Зима меняет все традиции. Ситуация: вы едете по расчищенной и сухой главной дороге после прошедшего несколько дней тому назад снегопада. Впереди примыкает второстепенная улица. Если вы увидите, что выезжающая со «второстепенки» какая-нибудь Toyota Camry, вам не уступая, пересекает главную дорогу, не удивляйтесь. Уступите ей сами, несмотря на ваше явное преимущество. Скорее всего, водитель «Камри» просто не смог вовремя остановиться на укатанном до блеска снегу, а если он на спуске, то это 100% так.

На загородных трассах скользкие участки встречаются там, где дорогу засыпают снежные переметы — на опушках леса, в разрывах придорожных лесополос, на развилках и перекрестках дорог, а также до и после крутых поворотов, перед которыми многие водители притормаживают, а затем увеличивают скорость движения.

Вообще, во время зимней езды по скользкой дороге нужно быть готовым к ситуациям, когда машина будет выходить из-под вашего контроля. Это может быть занос, о гашении которого знает каждый более-менее опытный водитель, возможны случаи, когда машина не захочет поворачивать туда, куда вы ее направляете или не станет останавливаться, приближаясь к препятствию или перекрестку. Поэтому следует учиться управлять автомобилем в сложных ситуациях. Для этого существует один путь — тренировки в безопасном месте.

Выпускайте колючки

Итак, вождение зимой должно быть осторожным, осмотрительным и надежным. Для этого следует ездить на хорошей, неизношенной резине, желательно шипованной. Выбор так называемой всесезонной, которая не хороша ни в один из существующих сезонов, весьма сомнителен. В пользу шипов один из консультантов рассказал вот что. Увеличение тормозного пути на шипах, о котором многие говорят, это наследие прошлого и древних технологий. Сейчас распространены плавающие шипы, которые при езде по асфальту вминаются в покрышку, а на льду, когда они действительно нужны, «выпускаются» и держат машину. Кстати, покупать нужно уже ошипованные шины, поскольку ошиповка в условиях, отличных от заводских, не соответствует стандартам и не удовлетворяет требованиям. На заводе шипы вплавляются в резиновую смесь и работают потом как надо. Осматривая шины, вы должны видеть, что вокруг шипа нет повреждений, которые появляются, когда он болтается, качается в гнезде и приминает резину вокруг себя.

Но одна резина мало что значит — на зиму нужно менять манеру езды, пересматривать ее полностью. Все маневры — от трогания до торможения, а также прохождение поворотов, должны быть плавными. Всегда следует оставлять запас на спокойное торможение.

Не прячьте личико

Одежда водителя тоже должна учитывать его занятие, связанное с повышенным риском. Одежда не должна сковывать движения, не должна быть твердой, вроде шуб и дубленок — те стоят на теле колом, и ни о каком нормальном функционировании конечностей тела речи не идет. Например, пуховик — это одежда податливая, легко гнущаяся, мягкая, позволяющая ремню безопасности плотно прилегать к телу и прижимать водителя к креслу. Зимняя обувь тоже не подарок, она крупнее, толще, неповоротливее летней, для вождения неудобна, поэтому водителю следует быть вдвойне аккуратным зимой — ведь его реакции затруднены, а чувствительность тела снижена. Толстая одежда не дает чувствовать машину.

По поводу меховых рулей, которыми щеголяют многие автомобилисты, один из наших собеседников, автогонщик, сказал выразительно, что нужно быть сумасшедшим, чтобы так нарушить свой плотный контакт с автомобилем. А ведь он необходим, чтобы успешно управлять машиной — именно управлять ею, а не просто ехать, кончиками замерзших пальцев держась за органы управления. Хорошему водителю важно понимать, что он крутит и куда, а не поворачивать наугад пушистый кругляш. В конце концов, по ворсу руки могут попросту проскользнуть, и тогда тех считанных сантиметров, которые нужны были для предотвращения аварии, не будет. Зачастую ведь ДТП так и происходят — не хватило совсем чуть-чуть, чтобы остановиться, совсем немного не успел отвернуть, счет в опасных ситуациях идет на доли секунды — а стоимость этих ничтожных мгновений порой оказывается очень велика.

Не стоит слепо следовать за модой: то, что красиво на подиуме или в журнале, в жизни выглядит совсем иначе. Так и с автомобилем. Откажитесь от лишнего и вредного, уберите из машины так называемый тюнинг — альтернативные педали, маленького диаметра спортивный руль. Это совсем не нужно на обычном автомобиле. Баранка уменьшенного диаметра — это плохо, для нее нужно менять передаточное число рулевого механизма, что на практике, а не на гоночном треке, не имеет смысла. Не стоит пользоваться таким «прибамбасом» (точнее слова нет), как рукоятка на руле, которую наверчивают в маневрах маршрутчики. Эта вещица не дает чувствовать машину — куда именно она поедет. Всего, что угрожает безопасности и надежности движения, следует избегать. Особенно зимой, когда водить сложнее.