Не только семейные ценности

В пятницу, 8 августа, в Иркутске подведет итоги IX Международный фестиваль театра и кино «В кругу семьи». Лучшие спектакли и фильмы семейной и детской тематики из разных стран мира получат призы от организаторов — руководителей общенациональной программы «В кругу семьи» и членов жюри, известных деятелей театра и кино, которые в большом количестве прибыли в Приангарье. АН посетил показы и пришел к выводу, что пропаганда семейных ценностей, заявленная руководством фестиваля как главная черта конкурсной программы, стоит не на первом месте. И это хорошо.

Прежде чем начать разговор о фестивале «В кругу семьи» стоит рассказать об одноименной общенациональной программе, породившей его. Она возникла в 2004 году в рамках рекомендаций церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при участии представителей органов государственной власти Российской Федерации. Согласно официальной информации, программа ставит своей целью «создание государственной идеологии, направленной на возрождение семьи в России; формирование положительного образа полной многодетной семьи, а также пропаганду целомудрия, верности, любви и преданности в браке, радости отцовства и материнства, заботы о родителях, воспитания детей в духе патриотизма и любви к Родине».

Щедро финансируемая министерством культуры РФ и госкорпорацией «Ростех», программа «В кругу семьи» не только проводит нравственно ориентированные кино- и театральные фестивали, но и устанавливает памятники святым благоверным Петру и Февронии в различных городах России (общее количество уже составляет 21 скульптуру). В Иркутске такая скульптура появилась во время празднования юбилея города в 2011 году, а накануне открытия фестиваля такой памятник был установлен и в Ангарске.

Кроме того, за 10 лет существования в рамках программы создана киностудия «Илья Муромец» по производству детских и юношеских фильмов, на различных телеканалах выходит несколько телепередач, а также работает театральное агентство, которое занимается постановкой спектаклей с участием знаменитых артистов. Так, например, фестивалю в Иркутске предшествовал отдельный проект под названием «Северный десант», посвященный 40-летию строительства Байкало-Амурской магистрали. Жители Усть-Кута, Усть-Кутского района, Железногорска-Илимского, Братска посмотрели спектакль «37 открыток», поставленный знаменитым польским режиссером Кшиштофом Занусси.

Любопытно, что в Иркутске этот спектакль так и не показали, хотя местной публике и так было что посмотреть. В конкурсе фестиваля участвовали кино- и театральная программы, показанные зрителям и жюри с 3 по 6 августа в кинотеатре «Баргузин» и драматическом театре имени Охлопкова. Каждая программа разделялась на детскую и взрослую, хотя абсолютно все фильмы и спектакли рекомендованы руководством фестиваля для семейного просмотра. Посетить все было невозможно просто физически — показы зачастую совпадали по времени и длились с утра до вечера, однако даже частичный просмотр фильмов и спектаклей убедил зрителей в том, что в Иркутск привезли качественные картины и постановки, отнюдь не напичканные религиозно-нравственной пропагандой.

Так, в программу кинопоказов попали фильмы из России, Казахстана, Беларуси, Украины, Узбекистана, США, КНР, а также картины совместного производства стран Европы. Большая часть взрослого конкурса — социальные драмы и трагикомедии, рассказывающие о взаимоотношениях людей в целом, а в детском были и приключенческие фильмы, и музыкальные комедии, и даже мультипликация.

Как отметил президент общенациональной программы «В кругу семьи» Александр Ковтунец перед началом фестиваля, «добрым и нравственным фильмам сложно пробиться в большой прокат и соперничать с рекламными бюджетами Голливуда, но одна из задач нашего фестиваля как раз и состоит в том, чтобы привлекать к таким фильмам внимание не только публики, но и прокатчиков».

Театральная программа представила публике восемь спектаклей: четыре детских сказки и столько же постановок — для взрослого зрителя. Постановки из театров Москвы, Омска, Кемерово, Перми и Риги также, по мысли организаторов, соответствуют задачам фестиваля и в целом программы «В кругу семьи».

Однако первый же спектакль основной программы поначалу вызвал некоторое недоумение. Небольшая постановка «Академия смеха» от Лаборатории молодой режиссуры московского Театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко вовсе не затронула вопросы семьи и брака. Главными героями одноактной пьесы японского автора Коки Митани являются драматург и цензор. Конфликт строится на противостоянии свободной творческой личности и государства, которое имеет свои требования к искусству, тем более что действие происходит в годы Второй мировой войны в милитаристской Японии. Костюмы героев (драматург — в белом, цензор — в черном) обозначают однозначную борьбу добра и зла, но отношения персонажей складываются более сложным образом. От встречи к встрече блюститель государственной политики, начисто лишенный чувства юмора и никогда не бывавший в театре, проникается творчеством своего нового знакомого и, в конечном счете, становится его другом. Антагонисты неожиданно для себя находят интерес друг в друге: писатель принимает вызов цензора написать комедию без шуток, а тот в свою очередь погружается вместе с автором в репетиционный процесс. В результате и герои спектакля, и зрители забывают обо всех ужасах и трагедиях, с головой уходя в чистый театр, который становится не только «академией смеха», но и своеобразной школой добра.

И примерно таким же посылом заряжен спектакль «Калека с Инишмана» пермского театра «У моста» по пьесе ирландского автора Мартина МакДонаха. Скучную жизнь обитателей ирландской глуши нарушает известие о съемках фильма американским режиссером. Все хотят сняться в картине, однако удается это только самому, на первый взгляд, недостойному герою — калеке Билли. Именно он и является центром этой трогательной и поучительной истории о том, как доброе сердце увечного человека способно победить окружающую его жестокость. Герои этой истории в чем-то все неполноценные — этакие озлобленные малоприятные чудики, привыкшие жить в суровой действительности и реагировать на нее соответствующим образом. Однако в каждом из них проглядывает и свое обаяние, и доброе сердце, которые в полной мере раскрываются к финалу спектакля. Этот спектакль тоже не о семейных ценностях в чистом виде, хотя все, что в нем заложено, имеет отношение и к семье тоже, поскольку это базовые составляющие любых человеческих взаимоотношений. Человеколюбие, сострадание, доброта — вот то, чего всегда не хватает миру.