Не прижимайся — мы не знакомы

Дистанция — это всем известное понятие. Это расстояние между автомобилями. Однако, судя по числу аварий, порою очень глупых, ясно, что ее никто не умеет или не хочет соблюдать. Давайте поговорим об этом термине — тем более зимой на скользких покрытиях дистанцию еще как стоит уважать.

Не стоит проверять свой глазомер, подкатывая как можно ближе. Ведь и он подвести может, и тормоза! Оставлять запас перед собой — это золотое правило.

Смысл дистанции

Для начала одна реальная история. Ехала машина из деревни. По трассе неслась за сотню, а когда прибыла в город, не так легко было вернуться в режим «Стоп — старт — разгон до 40 — стоп — старт — разгон до 30». А тут еще снег прошел. Да растаял. Съезжает наша машина со спуска и видит — на пешеходном светофоре все встали. Ну что ж, тормозит и она. 70, 60, 50, 40, 40, 40… Да что такое?! Скорость не сбрасывается больше, а впереди в двадцати метрах маленькую попку беззащитно Toyota Vitz выставил! Сильнее тормозит машина, АБС стрекочет-старается, но плывут колеса — попали они в толстый слой снежно-водяной каши! Ее предыдущие машины натащили — все ведь здесь тормозят. Плывет машина, матерится ее водитель — пятнадцать, десять метров до «Вица«! Эх, сейчас стукнем его, выйдет из «Вица» девушка и морду водителю машины расцарапает! А справа в это время ехал уазик. Старый, мудрый, седой. У него резина была всесезонная, и перед стальным могучим его бампером водитель оставил тридцать метров свободы. И спасибо ему за это — проскользив мимо уазика, перед самым задком «Вица» наша машина бросила тормозить и перед УАЗом в правый ряд заскочила. Откатилась от стального седого бампера, да и остановилась, ну очень плавно. Отдышался водитель нашей машины. Ухмыльнулся и еще дистанцию увеличил водитель уазика. А «Виц» даже и не заметил ничего.

И до сих пор водитель машины благодарен предусмотрительному владельцу уазика, который сохранил морду его любимицы и задницу неизвестного «Вица» в целости. И сидит теперь этот водитель да статьи пишет поучительные. Типа: давайте, ребята, не будем совершать глупых ошибок.

Очень часто начинающие водители из опасения не успеть затормозить держатся слишком далеко от впередиидущего транспорта. Несомненно, перед их носом через считанные секунды влетает какой-нибудь «настоящий пилот». И, как правило, неожиданно для нашего новичка. Поэтому очень полезно научиться правильно определять оптимальную дистанцию.

В потоке

В городе движение бывает и медленное — в плотном потоке, и активное, свободное. И в первом случае, и во втором правильная дистанция убережет вас от попадания в ДТП. Когда машин на дороге больше, вероятность этого выше.

Итак, в потоке следует двигаться ни медленно, ни быстро — а со скоростью всего потока. Так вы не будете создавать помех другим. Держаться нужно так, чтобы можно было сманеврировать. То есть оставляйте перед собой простор. Это позволит избежать резкого торможения, даст вам возможность объехать переднюю машину, если она встанет (бывает и такое). Кроме того, вы оставляете себе возможность обзора. Видеть, что творится впереди, очень важно. При движении следует ориентироваться даже не на того, кто непосредственно перед вами, а на тех, кто едет перед ним, на две-три машины. Это позволит более оперативно реагировать на изменение дорожной обстановки. Например, выскочил пешеход перед машиной, едущей за две до вашей. Ее водитель ударит по тормозу, следующий за ней — тоже, но чуть позже, если второй водитель этого пешехода не видел или не отреагировал верно, продолжая давить газ. И так может «накопиться» недостаток остановочного пути. Каждый водитель требует какой-то доли секунды на реакцию — до нажатия педали тормоза.

Кстати, в странах с развитой культурой вождения стоящие на светофоре автомобили трогаются все одновременно. Их водители смотрят на светофор, а не на стопы впередистоящего. Давайте и мы будем смотреть на светофор, на пешеходов, и поменьше на того, кто перед нами!

Если у вас на хвосте висит некто, увеличьте расстояние перед собой. В случае необходимости затормозить вы сможете это сделать более плавно, снижая риск получить удар в корму.

Сколько оставлять метров до передней машины? Скорость советуют делить пополам. Едет 30 км/ч — оставляйте перед собой 15 метров.

Но лучше мерить дистанцию не в метрах, ибо глаз человека необъективен. В секундах. Это точнее. То есть проехал впередиидущий автомобиль мимо некоего столбика — и считайте, через сколько секунд мимо него проедете вы. Летом нормальной считается дистанция 2-3 секунды, зимой 4-5.

Стоим поодаль

Стоять, кстати, тоже надо правильно. У нас принято подкатываться вплотную. Мы хотим побольше чужих выхлопных газов в салоне? Что мы экономим? Место на дороге? Давайте экономить свое время. Держась так, чтобы вы видели колеса передней машины, вы оставляете себе возможность объехать ее. Если заглохнет, например, или включит правый поворотник — такое тоже бывает на перекрестках. Или не сможет тронуться на гололеде. Для заднеприводных это чуть ли не правило зимой. Или случай: вы подъехали к машине, которая уже въехала в зад другой. Вы этого знать не можете, аварийку сразу никто не умеет включать, а сзади вас непременно подопрут добрые коллеги-прижималы. Кажется, это редкость, но происходит это сплошь и рядом на самом деле.

Еще один аспект. Подъем — и передняя машина может просто скатиться на вас, если она оборудована механикой. Иногда встречающаяся надпись «МКПП» на заднем стекле иномарок сигнал именно для того, чтоб вы держались подальше.

Оставляйте еще больше свободы перед собой, если впереди большая машина, грузовик или автобус. Так у вас будет обзор.

Как видите, соблюдать дистанцию — значит сделать свое вождение безопаснее.