Не поездишь, зато налюбуешься

Собрать самому машину — это практически равнозначно тому, чтобы вырастить сына или построить дом. Причем не важно, какого она размера — в натуральную величину или в масштабе 1/35. Моделизм — увлечение крайне обманчивое. С первого взгляда может даже показаться, что все здесь проще простого — купил набор и собираешь детальки, с которыми справятся, пожалуй, и дети. Однако искушенные моделисты в погоне за реалистичностью творят чудеса: воссоздают практически полные копии военной и гражданской техники. Причем для этого они порой используют самые неожиданные материалы — к примеру, кусочек фольги от шампанского или зубочистку.

«Пристрастие к этому хобби обычно закладывается в детстве: родители подарили ребенку модель, причем не так уже и важно, осилил он ее тогда или нет. Либо человек увлекается историей, читает о каких–то событиях и ему хочется самому собрать, допустим, корабль короля Георга V. В любом случае серьезно моделизмом занимаются уже взрослые, состоявшиеся в жизни люди — все–таки это дело требует приличных финансовых вложений и наличия свободного времени. Женщины среди моделистов попадаются, но все же здесь преобладают мужчины», — резюмирует владелец единственного в Иркутске магазина, специализирующегося на моделизме, Игорь Тихомиров. Идея вести такой бизнес 15 лет назад возникла сама собой — ниша была абсолютно свободна, в то время как интерес к сборке техники у многих людей нарастал. Сейчас Игорь, хоть и собирает изредка модели, все же относит себя больше к категории «сочувствующих». Все–таки моделизм — слишком хлопотное занятие, требующее стальных нервов и ювелирной точности.

Среди российских моделистов чаще всего встречаются любители российской техники, особенно той, которая была распространена в Великую Отечественную войну. Тем более что возможности для реализации здесь практически неисчерпаемые — начав разбираться, допустим, в советских танках, можно раз и навсегда закопаться в вехах истории.

«Военная техника крайне мобильна, она часто подвергалась различным доработкам и усовершенствованиям. Если в процессе ее эксплуатации выявлялись какие–то изъяны, они тут же устранялись, — поясняет иркутский моделист Евгений Щеголев. — У танка «Т–34», который, кстати, стоит у нас на 1–й Советской, существовало свыше 10 разновидностей, они могли отличаться лишь одной маленькой деталью. Есть моделисты, которые всю жизнь собирают только «34–ки», каждый раз выискивая для себя новые виды гусениц или тросов. Или невероятный простор для фантазии дает танк «Т–55», который был на вооружении в 60–х годах — у него просто масса модификаций».

Единственный и неповторимый

Иркутянина Алексея Соболева к увлечению моделизмом подтолкнуло его военное прошлое. Все–таки создать аналоги техники, на которой имел счастье сам проехаться, — удовольствие, вызывающее приятную ностальгию. Свои первые модели Алексей собирал еще в семилетнем возрасте, а более серьезно занялся этим делом во время учебы в ИВВАИУ — там в мастерской он даже сам создавал все детали для своих самолетов и вертолетов. Кстати, две его модели сейчас хранятся в центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

Сейчас Алексей ушел в ретро: одна из последних его работ — грузовой автомобиль «ГАЗ–ММ» образца 43–го года, «полуторка», как его называли в народе. Для того чтобы собрать ее в варианте, наиболее приближенном к оригиналу, моделист проштудировал практически всю имеющуюся литературу об этой машине, подробно изучил руководство по эксплуатации и пересмотрел тысячи фотографий с ее изображением.

Модели для сборки Алексей выбирает в зависимости от настроения. К примеру, посмотрел кино «Сахара» и буквально влюбился в задействованный в этом фильме танк M3 «Ли» (он, кстати, состоял на вооружении и в Красной армии).

«Автомобиль использовался в военное время, поэтому у него была упрощенная сборка. К примеру, не имелось передних тормозов и одной фары. Кабина и двери были выполнены из дерева, так как тогда не хватало листового железа. Верх и задняя стенка — из брезента. Крылья — из дешевого кровельного железа, гнутого по упрощенной технологии. Впрочем, примерно в таком же виде «полуторку» выпускали и после войны, правда, уже с передними тормозами и второй фарой», — Алексей демонстрирует своего бравенького «газика», некоторые детали которого имитируют структуру дерева и брезента. Мне в руки «полуторку» не дает — ведь один неловкий захват, хруст хрупких деталей и… дальше лучше не продолжать, ведь даже представить такую ситуацию моделисту, который долгие месяцы корпел над своей работой, это словно ножом по сердцу.

По словам Алексея, собирать модельный автомобиль нужно точно так же, как собирают и настоящий — с рамы. Следующий на старте двигатель, затем ходовая часть, кабина и кузов, потом капот. Хотя в инструкции к «полуторке» ее рекомендовалось начинать воссоздавать с кабины, но это было бы менее удобно. Это к слову о том, что не всегда нужно всецело полагаться на инструкцию — доверяй, но проверяй, так как там производители тоже могут, как говорят в народе, залажать.

Модели для сборки Алексей выбирает в зависимости от настроения. К примеру, посмотрел кино «Сахара» и буквально влюбился в задействованный в этом фильме танк M3 «Ли» (он, кстати, состоял на вооружении и в Красной армии). А на данный момент Алексей вдохновился экспериментальным танком «КВ 85–Г».

«Мне очень понравилось, как выглядит его силуэт по сравнению с другими танками — у него длинная пушка при миниатюрной башне. Это смотрится очень агрессивно и при этом в какой–то мере даже изящно. Танк был выполнен в единственном экземпляре, он сейчас хранится в танковом музее в Кубинке (Московская область). Серийную технику еще можно собирать с некими вольностями — ведь мало ли, как в ремонтной части ее могли переделать. А здесь экспериментальный проект, поэтому и делать его нужно строго в соответствии с оригиналом, — Алексей подчеркивает, какая ответственность на нем лежит. — Но есть одна загвоздка. Дело в том, что недавно танк отреставрировали, изменили заднюю часть, правда, на мой взгляд, не совсем удачно. Вот и гадаю, каким его воссоздавать — таким, каким он был в годы войны, или таким, что представляет собой сейчас».

Грязь европейская и русская

«Парни клеят модель в клубе», — шутят в интернете, имея в виду, что в 80–е годы и сейчас под этой фразой подразумевались совершенно разные значения. Однако моделизм — увлечение, знакомое многим еще с советских времен, — из моды все же не уходит. Наоборот, стремительное развитие индустрии, связанной с этим занятием, доказывает противоположное. На прилавках в магазинах и в интернете чего только ни найдешь — наборы по сборке самых разных моделей (начиная от советских танков и заканчивая современными японскими автомобилями), инструменты, краски всех мыслимых и немыслимых цветов.

Если заниматься моделизмом настолько серьезно, чтобы не просто собирать детали из набора, но и существенно их дорабатывать (к примеру, создать танк, подорванный на мине), понадобится достаточно большой арсенал инструментов и материалов. Среди них аэрограф с компрессором, набор надфилей, мелкая наждачная бумага, специальные кусачки, шпатлевка, грунтовка.

Среди специализирующихся на моделизме компаний лидируют китайские фирмы, которые уже начали вытеснять с рынка даже самых мощных игроков, в том числе и японскую «легенду» Tamiya. Среди российских компаний самая известная — «Звезда», которая сейчас активно работает на запад. «Казалось бы, ей сам Бог велел специализироваться на советской технике, так нет, этот производитель тиражирует немецких «Тигров» и «Пантер», которые уже, честно говоря, всем приелись», — сетует Евгений Щеголев.

Есть в мире моделизма и совсем узкоспециализированные ниши: например, фирмы, которые изготавливают только тросы для модельных танков или фары для мини–автомобилей.

«Эти, казалось бы, незначительные товары расходятся по всему миру как горячие пирожки. Конечно, в наборах есть все детали, но качество некоторых оставляет желать лучшего. К примеру, пластмассовые фары никак не сравнятся с теми, что предлагает одна белорусская компания, сфокусировавшаяся на этом виде товара. Фары из Минска сделаны из прозрачного стекла с отражателем из яркой фольги, что придает им большую наглядность», — поясняет Евгений.

Если заниматься моделизмом настолько серьезно, чтобы не просто собирать детали из набора, но и существенно их дорабатывать (к примеру, создать танк, подорванный на мине), понадобится достаточно большой арсенал инструментов и материалов. Среди них аэрограф с компрессором, набор надфилей, мелкая наждачная бумага, специальные кусачки, шпатлевка, грунтовка. Наиболее искушенные моделисты пользуются даже несколькими видами пинцетов разной формы. К примеру, прямой пинцет подходит для крупных деталей, а изогнутый с длинными тонкими губками — для микроскопических типа волоска на мини–двигатель.

«Возможности для реализации в моделизме неисчерпаемы, и они зависят прежде всего от амбиций и навыков в этом деле. Сначала ты просто красишь модели кисточкой, потом вдруг понимаешь, что хочешь наносить краску идеально ровно и покупаешь аэрограф. Затем делать модель техники, словно она только что вышла с завода, становится уже неинтересно. Хочется, чтобы были заметны следы эксплуатации — ржавчина на кузове, пыль и грязь на колесах. Специализированные фирмы продают лаки, краски, пигменты, для того чтобы все это воспроизвести. Причем выделяются несколько видов грязи: русская и европейская — они отличаются оттенками», — делится наблюдениями Евгений Щеголев.

Те моделисты, которых не устраивают «штатные» детали в наборах, всегда могут дополнительно приобрести необходимые им элементы. Хотя истинные «гурманы» склонны к изобретательности — все, что им нужно, они находят в хозяйственных магазинах, на собственном столе или даже в мусорном ведре. К примеру, сетку, защищающую на танке вентилятор, вполне можно воспроизвести из приспособления для чая.

«Однажды я делал в подарок вертолет «Ми–2» в сельскохозяйственном варианте, который опрыскивает засеянные поля. В качестве хвостовой балки я использовал прутик от обычной метелки. А в «Газе–ММ» дверь вываливалась из проемов, поэтому я подклеил к ней полосочки от крышки лапши «Доширак», и тогда она вошла втугую, — вспоминает Алексей. — Если вы выбираете набор, наиболее близкий к оригиналу, будьте готовы к тому, что часть деталей не подойдет друг к другу — придется резать их скальпелем, подтачивать надфилем. И наоборот, в менее копийном наборе все прекрасно встанет на свои места, правда, будет сильное расхождение с реальной моделью. Это всегда принципиальный выбор, который рано или поздно должен сделать любой моделист — тернистым путем приближаться к совершенству или делать легко, быстро, но все же с погрешностями».