Не изобретать колесо

Опрошенные автором автовладельцы на вопрос, «когда в последний раз подкачивали колеса», в основном не помнят этого счастливого факта

Как известно, автомобиль опирается на дорогу колесами, контактирует с покрытием и при помощи них вообще ездит: трогается с места, набирает скорость, снижает ее и останавливается. И как-то вот маловато мы им внимания уделяем, круглым штукам, которые вошли в поговорку как нечто давно придуманное и всеми используемое.

Красота и легкость

Это про легкосплавные диски, а вовсе не про фитнес. Именно они обеспечивают машине половину внешнего вида. Действительно, литье еще и легче стали — на 25-35%. Что положительно сказывается на динамике (меньше затраты на вращение колес). Еще легче только кованые диски, но они непопулярны из-за их кусачей стоимости.

Диски льют из алюминиевых сплавов. Дальше будет умная фраза: такие диски устойчивы к разрушающему действию окружающей среды за счет свойств алюминия, на поверхности которого образуется оксидная пленка. Чтобы эта пленка не портила внешний вид литых дисков (она темнеет), их покрывают несколькими слоями лака и краски. За состоянием этого покрытия надо следить. При мойке литых дисков советуют избегать моющих средств, которые содержат аммиак. После мойки диски рекомендуют протереть и дать обсохнуть. Существуют специальные полироли и водоотталкивающие средства для литых дисков, чтобы они не потеряли свой первоначальный блеск и были менее подвержены коррозии. В наших магазинах, правда, днем с огнем не сыщешь средства по уходу за резиной, но если побегать…

Еще дискам нужно, чтобы их балансировали при переобувании. Ну, и если вам показалось, что отвалился грузик. Такое вполне возможно. Установить необходимость балансировки можно и без стенда — нужно разогнаться на ровной дороге. На скорости выше 80 км/ч, если грузик покинул свое насиженное место, рулевое колесо, возмущенное таким коварством, будет трястись (называется сей неприятный процесс биением).

Как известно, главным недостатком литых дисков считается трудность их ремонта при деформации. Чтобы устранить вмятину литого диска, требуется прокатка на специальном станке, а в случае трещины поможет только аргонная сварка. Но, во-первых, деформировать литой диск способен только очень мощный удар, а во-вторых, автор лично имел счастье ремонтировать оригинальное японское литье с трещиной, доставшейся вместе с диском по наследству. При смене покрышек после покупки машины обнаружилось: трещину нейтрализовали тупо одеванием камеры в бескамерную покрышку (!).

Бесспорно: литые диски, произведенные известными фирмами, весьма ударопрочны. Тому подтверждение — немалое число старых машин 90-х годов прошлого века на родных дисках.

Давление в шинах

Опрошенные автором автовладельцы на вопрос, «когда в последний раз подкачивали колеса», в основном не помнят этого счастливого факта. Однако это зря. Ибо, кроме других более серьезных и дорогостоящих причин, которые могут повлиять на технические характеристики автомобиля и его поведение на дороге, есть простое и дешевое давление в шинах. Его рекомендуют проверять перед каждой поездкой автомобиля. Но сложно представить современного автомобилиста, зачастую гламурного, тыкающего манометром в «пипочку» с утра ежедневно! Но это необходимо делать раз в неделю точно и перед дальней дорогой.

Пару строк, чтоб стимулировать эту привычку. Правильно сбалансированные и накачанные колеса не только снижают расход топлива и медленнее изнашиваются, но и улучшают устойчивость автомобиля на дороге, особенно в плохую сырую погоду. Необходимо убедиться, что давление соответствует тем циферкам, которые производитель предусмотрел именно для вашей модели и этих колес. У японских машин есть приклеенная табличка — обычно в створе водительской дверцы. Там указано давление для пары передних и пары задних колес. Оно может отличаться! Можно и заглянуть в инструкцию по эксплуатации машины.

Если на вашем автомобиле стоят бескамерные покрышки, а они стоят на 90% машин, следует внимательно относиться ко всем трещинам и грыжам на колесе. Любой удар по колесу, например при попадании в яму, может привести к его лопанию. Поэтому на грыжах ездить нельзя.

Но главное — нельзя выезжать на дорогу без запасного колеса. Потому что при проколе или другом повреждении станет проблемой передвижение «отрехножевшего» друга к месту ремонта четвертого колеса. Кстати, если вы заметили, что колесо спущено, ради бога, не вставайте как штык посреди проезжей части. Десяток метров до кармана или хотя бы к обочине хуже уже не сделают.

Выбор покрышек

Во-первых, уж сколько раз твердили миру, что вредно на несезонных передвигаться, все равно ездят и зимой на летних — но уже совсем редко, и летом на зимних. Что чаще. Практика «добивать» зимнюю шину по лету довольно опасна. Мягкая, сильно отличающаяся по составу смесь не дает нормального сцепления с дорогой, увеличивает тормозной путь и ослабляет контроль над машиной в поворотах. Перегретая резина может «выстрелить» под нагрузкой, что приведет к аварии, травмам, ущербу и рванью волос по поводу экономии на безопасности.

Покупая шины, попытайте продавцов: какие это покрышки — более спортивные, более комфортные или экологичные, дающие экономию топлива? Придерживайтесь родных, предписанных производителем типоразмеров, и будет вам хорошо и приятно ездить. Кстати, если производитель написал «235/45 17 дюймов», то не факт, что именно этот размер на наших разбитых дорогах покажется вам оптимальным. Приобретите колеса поменьше, какие-нибудь 205/55 16-го радиуса, и асфальт станет ровнее. И бюджет сэкономите, и риск пробоя снизится на весенних молодых ямках. Пострадают лишь понты.

Зайдя в шинный магазин, автор поинтересовался, всегда ли дорогие покрышки самые лучшие? Консультанты ответили лаконично.

— Нет, бывает, что дорогие шины менее приспособлены к нашим суровым условиям, чем их недорогие конкуренты, и не проявляют своих лучших качеств. Также часто приходится переплачивать за бренд. Допустим, шины Dunlop не уступают в качестве более раскрученным Bridgestone или Yokohama, но при этом стоят дешевле.

Мы спросили, что в выборе покрышек наиболее важно.

— Главное — чтобы шины соответствовали вашему автомобилю. Столь популярный прием «колеса побольше», увы, имеет много минусов. Если колесо поместится в арке — хорошо. Может и начать задевать при повороте руля. Увеличенная масса повышает нагрузку на подвеску и трансмиссию, а также двигатель. Машина может хуже управляться, расход топлива повышается, динамика падает.

Приятных вам покупок и удачи на дорогах.