Не долетим — так доплывем

Обеспечить высокую транспортную доступность во всех муниципальных образованиях Иркутской области — задача областного правительства, отметил министр жилищной политики, энергетики и транспорта Евгений Селедцов на совещании по развитию транспортного комплекса Приангарья. При этом развивать надо не отдельные виды транспорта, считает министр, а систему в целом: открывать новые внутрирегиональные рейсы в труднодоступные территории, заниматься речным транспортом и железнодорожным сообщением. Об автодорогах, как о чем-то само собой разумеющемся, участники встречи не говорили, а про перспективы воздушного и речного транспорта рассказали подробно.

Полеты районного масштаба

На совещании министр жилищной политики, энергетики и транспорта Евгений Селедцов предложил участникам сначала «подняться в небеса, потом опуститься на дно речное, а затем перебраться на землю». По такой схеме и началось обсуждение.

Развитие авиации в Иркутской области в последние два-три месяца тесно сплелось с развитием воздушного сообщения у соседей, в Республике Бурятия и Забайкальском крае: начались разговоры о создании единого авиаузла, открытии новых межрегиональных рейсов и даже создании федерального казенного предприятия (ФКП) «Аэропорты Восточной Сибири». Задача ФКП — объединить и централизовать работу по управлению и содержанию аэропортов с малой интенсивностью полетов в трех регионах. «Обращение губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко по этому вопросу направлено министру транспорта РФ Максиму Соколову и руководителю Федерального агентства воздушного транспорта Александру Нерадько. Уже определены аэропорты, на которых ФКП будет базироваться: в Иркутской области на первом этапе это будут аэропорты Киренска, Ербогачена и Нижнеудинска», — пояснил министр.

Руководитель Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Артур Сулейманов отметил, что ведомство действительно готово к созданию ФКП, однако ряд моментов вызывает озабоченность. В частности, состояние грунтового покрытия в аэропорту Ербогачена. По мнению господина Сулейманова, взлетно-посадочную полосу там нужно менять, еще лучше — строить новую, не грунтовую, а капитальную. Также, по его словам, для создания федерального казенного предприятия сегодня идеально подходят аэропорт Чара в Забайкальском крае и Мама в Иркутской области.

Ведомство также ведет активную работу по проработке новых межрайонных рейсов. В декабре, возможно, будет запущен рейс из Братска в Железногорск, прорабатываются вопросы возобновления воздушного сообщения по маршрутам Казачинское — Иркутск и Братск — Усть-Илимск. Наряду с этими рейсами в области открылся новый международный рейс Братск — Бангкок: первый самолет в этом направлении улетел 19 октября и увез на отдых в солнечный Таиланд более 230 пассажиров. Сегодня рассматривается возможность открытия прямого авиасообщения между Братском и популярным курортом в Турции. «Однако на этом фоне необходима реконструкция аэровокзального комплекса в Братске», — отметил Артур Сулейманов.

Собственно, в реконструкции нуждаются и другие объекты, пояснил эксперт, но, возможно, проблема в скором времени будет решена. Как сообщили на совещании, для решения вопросов по восстановлению и развитию транспортной инфраструктуры в регионе в министерство транспорта России направлено предложение о переносе сроков реконструкции аэропортовых комплексов Усть-Кута, Киренска и Бодайбо с 2015 года на более ранний срок — 2013-2014 годы.

Небесные ласточки нового формата

Реконструкция всех объектов сегодня должна проводиться с учетом того, чтобы аэропорты смогли принимать новый самолет Ан-148 — два таких поступят в парк авиакомпании «Ангара» сегодня, 30 октября, еще один придет чуть позже. Воздушные суда куплены в лизинг в рамках инвестиционного проекта при активной поддержке правительства Иркутской области. На оплату авансовых платежей за три воздушных судна Ан-148 из областного бюджета были перечислены 132,7 млн руб., до конца 2012 года планируется возместить еще 10,5 млн — часть затрат на уплату лизинговых платежей.

Директор авиакомпании «Ангара» Анатолий Юртаев пояснил, что первые рейсы Ан-148 совершат в середине декабря. Предполагается, что один самолет будет летать в сторону Новосибирска, второй — в восточном направлении, третий же будет осуществлять местные рейсы. Артур Сулейманов в свою очередь уверил, что принимать Ан-148 смогут все аэропорты, кроме Усть-Кута. «Мы планировали, что самолеты поступят к нам раньше, однако они не полностью подходили для эксплуатации в нашем регионе. Мы готовили их к посадке в Бодайбо и в ряде якутских аэропортов на грунтовое покрытие, поэтому и задержались», — пояснил директор «Ангары».

Евгений Селедцов отметил, что необходимо готовить кадровую базу для обслуживания Ан-148, после того как пройдет три года — срок гарантийного обслуживания. Также министр поинтересовался, как идет работа по открытию рейса Иркутск — Кызыл, возобновить который правительству Иркутской области предложили власти Республики Тыва. «Мы готовы начать выполнять рейс Иркутск — Кызыл, у нас есть для этого материальная база и технические возможности, — уверил министра Анатолий Юртаев. — Мы можем выполнять рейсы как на Ан-24, так и на Ан-148, но, пока нет данных о пассажиропотоке, рациональнее начать летать на Ан-24. Однако тариф, который предложило нам тувинское правительство, не является коммерческим, он явно предполагает субсидирование. Мы готовы начать полеты, когда вопрос с этим будет решен».

Перспективы на воде и железной дороге

От воздушного транспорта перешли к водному. К завершению близится навигация, которая в этом году, по словам руководителя ФБУ «Байкало-Ангарское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» Валерия Савинова прошла без сбоев. Уже завершена навигация по Братскому заливу, Иркутскому и Усть-Илимскому водохранилищу, с 1 ноября закроют Ангару, а с 10 — исток Байкала. Особых происшествий с водным транспортом в регионе не было, однако десять уголовных дел в отношении судовладельцев было заведено, в частности — за перевозку пассажиров без соответствующих документов, отметил начальник Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Андрей Цуканов. Всего к ответственности было привлечено 398 человек. Сегодня в области уже началась работа по проверке судов для навигации 2013 года.

Речные порты отчитались о своей деятельности по работе в этом году. Генеральный директор ООО «Верхнеленское речное пароходство» Николай Труфанов отметил, что не все возможные пути для пассажирских перевозок охвачены сегодня речным транспортом. «Мы бы хотели развивать пассажирские перевозки по нескольким дополнительным линиям. Например, нам интересны направления Осетрово — Жигалово, Бодайбо — Мама, Киренск — Казачинское, Ербогачен — Подволошино», — рассказал он. Евгений Селедцов полностью поддержал эту инициативу: «На севере области водный транспорт часто является единственным средством для перемещения между населенными пунктами, поэтому его насыщенность надо увеличивать», — отметил министр.

Отчиталась за свою работу и Байкальская пригородная пассажирская компания (БППК). За девять месяцев работы она перевезла 11,42 млн пассажиров, дополнительно в течение года было назначено пять поездов. На следующий год у компании большие планы — и по увеличению пассажиропотока, и по улучшению условий для обслуживания клиентов. В частности, БППК намерена внедрить терминалы самообслуживания на нескольких наиболее крупных станциях — таких как Иркутск-Сортировочный, Иркутск-Пассажирский, Ангарск и Черемхово.

PDF номера