Не для избирателей

Законопроект о выборах в Госдуму расширяет возможности партии власти
В Иркутске обсудили проект нового закона о выборах в Госдуму. Полученный документ особо никого не вдохновил — ни юристов, ни политологов. Его основной функцией, по мнению экспертов, должно стать отнюдь не усовершенствование избирательной системы, а исключительно укрепление позиций партии власти. Надеяться остается только на некоторые корректировки законопроекта во втором чтении.

Сегодня на рассмотрении Федерального собрания находится проект закона «О выборах депутатов Государственной думы ФС РФ». Насколько прогрессивным он будет, что нового привнесет в избирательный процесс и какие проблемы оставит неучтенными, обсуждалось на минувшей неделе в Иркутске. Дискуссия проходила на заседании круглого стола с участием юристов, политологов, ученых во главе с председателем избирательной комиссии Иркутской области, заслуженным юристом России Виктором Игнатенко.

Как рассказал заместитель директора по законопроектной деятельности Института законодательства и правовой информации Иркутской области Владимир Подшивалов, одним из главных новшеств по сравнению с действующим законом должен стать переход к смешанной избирательной системе, когда 225 депутатов будут избираться по одномандатным округам и 225 — по партийным спискам. Хотя новшеством это можно назвать с натяжкой — скорее это старое, причем еще не особо-то и забытое. Еще по закону о выборах в Госдуму от 2005 года выборы проводились по смешанной системе, и только закон 2007 года сделал их пропорциональными — то есть проводящимися только по партийным спискам.

Эксперты отмечают, что при введении смешанных выборов прописана норма, что в случае избрания депутата, баллотировавшегося по одномандатному округу и по списку, по мажоритарному принципу (то есть по избирательному округу), его мандат по партийному списку передается следующему товарищу по партии. «Это логика не субъекта законодательной инициативы, а пожелания конкретных лиц, политический шаг для сохранения существующего политического режима», — уверен руководитель центра избирательных технологий, правового просвещения и консультирования НИ ИрГТУ Павел Деранжулин.

И то, что согласно новому закону минимальное количество парламентских партий сокращается с четырех до двух, только подтверждает эту мысль — законодатели старательно создают все предпосылки для максимального расширения влияния партии власти. Причем создается впечатление, что закон написан практически исключительно для этого.

Не в пользу демократизации выборов говорит и еще одна норма нового законопроекта. Теперь на выборах в качестве наблюдателей могут присутствовать только представители кандидатов или политических партий, а вот общественных наблюдателей больше не будет. «То есть наблюдатели теперь будут работать только на кандидатов, а не на избирателей, а интересы кандидатов и избирателей зачастую очень расходятся», — отметил Владимир Подшивалов. И приглашать на выборы международных наблюдателей, согласно законопроекту, имеют право гораздо меньше официальных лиц, чем раньше. Даже уполномоченный по правам человека теперь не может пригласить международного наблюдателя, а только представить его кандидатуру к рассмотрению.

Пожалуй, единственный занимательный пункт, который мог бы оказаться положительным в содержании этого законопроекта, — запрет на избрание в депутаты лиц, когда бы то ни было осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления.

Вкупе с перешедшим из прошлой редакции запретом на получение мандата людьми, имеющими иностранное гражданство или вид на жительство, этот пункт можно было бы считать мерой борьбы за «чистоту рядов» Государственной думы и за то, чтобы депутатами становились лучшие из лучших. Однако сколь бы привлекательно эта норма ни звучала, даже если она сохранится в тексте документа к моменту его подписания, во-первых, ее крайне сложно реализовать на практике, во-вторых, ее в любой момент могут на полном основании оспорить в Конституционном суде.

Что касается практического применения, то, как отмечает юрист Владимир Шобороев, крайне сложно оперативно в процессе регистрации кандидатов получить из соответствующих органов данные не только об их судимостях, но и о степени тяжести совершенных преступлений. Ну, а согласно нормативно-правовым нормам, человек с погашенной судимостью считается равноправным гражданином страны и, согласно Конституции, имеет такие же права на избрание, как и все остальные граждане. Хотя, как отметил Виктор Игнатенко, в этой ситуации нельзя не вспомнить прошлогодний случай на муниципальных выборах в Иркутской области, когда на пост мэра поселения в Заларинском районе пытался баллотироваться гражданин с 12-ю судимостями.

В остальном законопроект содержит не слишком существенные новшества. Среди них можно отметить, что теперь минимальное количество подписей, необходимое для выдвижения одномандатников, сокращено с 2 млн до 300 тыс. Но при этом существенно снижен процент допустимой выбраковки подписей, поэтому вероятность отказа кандидату в регистрации из-за претензий к качеству собранных подписей становится гораздо выше.

Еще один инновационный момент законопроекта: теперь граждане могут голосовать не только в том месте, где зарегистрированы, но и там, где пребывают не менее трех месяцев. То есть теперь могут голосовать те, у кого нет официального места проживания, но есть место пребывания.

Правда, использование этой нормы возможно лишь на федеральных выборах — на местных или региональных, когда все округа расположены близко друг к другу, возникнет существенная вероятность, что человек на основании данной нормы успеет проголосовать в нескольких территориях сразу.

Другие не слишком существенные моменты: сокращение максимального количества людей в партийном списке с 600 до 300 человеки размера максимального избирательного фонда для одномандатников до 15 млн рублей, определение схемы избирательных округов не на одни выборы, а на 10 лет. Кстати, последняя норма Иркутской области гарантирует, что не только к ближайшим выборам, но и в ближайший десяток лет у нее не останется шанса на возвращение ранее существовавшего четвертого избирательного округа, и регион будут представлять только три одномандатника.

Стоит отметить, что законопроект не оправдал ожиданий иркутских юристов, надеявшихся на большее число инноваций. Он не разрешил практически никаких существовавших до этого законодательных коллизий. Часть документа, касающаяся порядка проведения предвыборной агитации, вообще дословно скопирована из действующего закона. Между тем в существующем ФЗ очень много дыр и белых пятен, создающих проблемы при проведении выборов. Также практически никак не решается очень актуальная проблема создания правовых рамок при ведении предвыборной агитации в электронных СМИ, почти не затронут вопрос электронного голосования и использования инновационных технологий в процессе выборов в целом.

Участники круглого стола пришли к выводу, что если законопроект будет подписан в том виде, в котором существует сейчас, ничего хорошего ждать от него не придется. Надежда остается только на существенные доработки в рамках подготовки документа ко второму чтению.

Елена Петрова