Навстречу вызовам

Алдар Дамдинов: «К сожалению, пока дошкольное образование не стало привлекательным для частного инвестора»

С 3 по 6 июля в Бурятии состоится событие всероссийского масштаба — V Байкальский образовательный форум (БОФ), который называют также переговорной площадкой федерального уровня, определяющей векторы развития современного российского образования и науки. В преддверии значимого мероприятия мы встретились с министром образования и науки РБ Алдаром Дамдиновым.

«SR-Бурятия»: Алдар Валерьевич, чему будет посвящен Байкальский образовательный форум в этом году?

Алдар Дамдинов: БОФ стал заметным событием в российском образовательном пространстве. К примеру, в прошлом году в форуме приняли участие более 500 представителей из 57 субъектов всех восьми федеральных округов Российской Федерации. Также активными участниками БОФа стали эксперты, лучшие педагоги из Германии, Австрии, Турции, Израиля, Монголии, Белоруссии и Казахстана. Гости отметили динамизм позитивных перемен в образовании и науке Бурятии, постоянное внимание, которое уделяет проблемам образования глава Бурятии Вячеслав Наговицын.

По итогам форума новому составу российского министерства был представлен пакет эффективных управленческих моделей для внедрения в регионах. Известно, что лучшие модели будут взяты за основу при разработке федеральных программ. Основой предстоящего юбилейного БОФа станет тема «Учитель и культура — вызовы 21 века». Посыл мероприятия заключается в том, что только квалифицированный профессионал, носитель знаний может стать главным источником инноваций, определяющим в конечном счете конкурентоспособность нашей страны.

Первый вопрос, который мы готовимся вынести на обсуждение, — вопрос качества образования и что понимать под качеством. В прошлом году российский рейтинг удовлетворенности населения предоставляемыми образовательными услугами, который проводится независимо от нас, показал в Бурятии удивительный рост. Если в 2011 году этот показатель был около 50%, то в прошлом году — 64%. Причем для нас на самом деле непонятно, что изменилось в системе, стали ли школы лучше учить или произошло что-то иное. Вопрос и в том, как на сегодня общественность включена в систему оценивания качества. Зарубежный опыт показывает, что наряду с системой оценивания, которую выдвигает сама школа, есть и система независимого оценивания, которую предлагает общественность, и только так достигается баланс в понимании, насколько образование соответствует выдвигаемым запросам общества. Сегодня бурно обсуждается вопрос, использовать ли международные оценки качества образования или вырабатывать свои, и это тоже станет темой Байкальского образовательного форума.

SR: С проблемой качества тесно связан вопрос увеличения заработной платы учителей, как он решается в Бурятии?

А.Д.: Сегодня средняя зарплата в сфере образования доведена до средней по республике — 22 тыс. 255 руб. В декабре 2012 года зарплата учителей по республике в среднем составила 25 тыс. 143 рубля. Иногда возникает парадоксальная ситуация — средняя зарплата в нашей отрасли, учитывая экономическую ситуацию в республике, растет быстрее, чем в экономике. Зарплата растет, а как проверить, растет ли качество работы? Это же не производство, где сегодня ты сделал 30 деталей, а завтра — 40, и все понятно, а как высчитать качество в образовании? Сегодня ты провел в школе 4 часа, а завтра 6 часов, но улучшились ли от этого результаты твоих учеников, как это проверить? Причем мы вполне определенно можем говорить, что по некоторым показателям качество образования явно не улучшается.

Мониторинг выбора предметов участников ЕГЭ свидетельствует о том, что на протяжении трех лет остается устойчивым интерес участников ЕГЭ к обществознанию, истории, биологии. Причем анализ по районам показывает, что есть еще учителя, которые откровенно отговаривают выпускников от сдачи «непродуктивных» по результативности экзаменов. Наименьшее количество участников ЕГЭ ежегодно выбирают по географии, литературе, информатике. Бурятия имеет невысокие результаты в российских олимпиадах естественно-математического цикла. У нас уменьшилось количество выпускников — стобалльников, а количество выпускников, не преодолевших пороговое значение ЕГЭ, наоборот, увеличилось. И при этом мы должны понимать, что ЕГЭ и олимпиады свидетельствуют лишь об учебных достижениях, в то время как новая система оплаты труда учителя предполагает стимулирующие выплаты за весь комплекс результатов педагогической работы. Значит, необходимо оценивать и внеучебные достижения учащихся, но, к сожалению, такой системы оценки результатов работы учителей в целом сегодня нет. В итоге при оплате учительского труда порой учитываются не достигнутые результаты, а разработки методических материалов, публикации, заведование кабинетом.

SR: Какой вы видите выход?

А.Д.: Эту проблему можно решить при появлении стандарта педагогической деятельности и адекватной системы оценки качества. Также уместно несколько слов сказать о новом понятии «Эффективный контракт» между работодателем и работником, который свяжет зарплату с эффективностью и качеством работы. Принцип «эффективного контракта» будет во многом совпадать с принципами новой системы оплаты труда, но предполагает разработку системы четких критериев оценки труда педагога. Ключевая проблема — соотношение результативности и качества образования с финансированием, т.е. связь качества с муниципальным заданием, системой оплаты труда, системой оценки качества, квалификационными характеристиками, профессиональными стандартами.

Важным социальным эффектом является повышение самостоятельности и ответственности школы как среды, из которой вырастают самостоятельные и ответственные граждане. Мы понимаем, что школа, функционирующая в директивном режиме управления сверху, не может создать условия для развития инициативности, самостоятельности и ответственности детей, которые учатся в ней. Сегодня разработано положение о конкурсном отборе директоров школ, где предполагается на вакантные места проводить испытания в форме сдачи квалификационного экзамена и публичной презентации кандидатом программы развития школы.

Следующий, связанный с этой проблемой вопрос, также активно обсуждаемый в последнее время — передача полномочий по общему образованию с муниципального уровня на субъектовый. В качестве эксперимента такая передача уже произошла в Самаре, и нам всем будет очень интересно изучить этот опыт. Дело в том, что по большому счету муниципалитет сегодня не занимается проблемами по содержанию образования самой школы. Школьная система чаще всего рассматривается как политический, финансовый, организационный ресурс. Вопросы качества, кадровой политики, содержания образования главами муниципалитетов не затрагиваются. У всех одна проблема — подготовить школы к 1 сентября, чтобы в здании было светло и тепло. Мы со своей стороны можем только контролировать качество образовательных услуг, но не вмешиваться в процесс. При этом школа считается государственным институтом, в котором воспитываются граждане страны. И при этом государство сегодня постоянно вынуждено заниматься школьными проблемами, потому что у муниципалитета на это просто нет средств. К примеру, ни один муниципалитет самостоятельно еще не построил крупную школу. В любом случае все это необходимо обсуждать, но, на мой взгляд, плюсов для системы образования от передачи школ на субъектовый уровень было бы больше.

SR: Один из самых больных вопросов для родителей — дошкольная подготовка. Как в Бурятии решается этот вопрос?

А.Д.: Этот вопрос будет одним из ключевых на Байкальском образовательном форуме. Учитывая огромную нехватку мест в детских садах, старение кадров, невыполнение санитарных норм и еще целый клубок проблем, многие малыши остаются не социализированными, приходят в первый класс с разным уровнем подготовки, и это не может не сказываться на качестве образования в начальной школе.

При этом дошкольное образование впервые в законе выведено как отдельный уровень образования. Впервые зафиксировано понятие о стандарте дошкольного образования, для внедрения которого потребуются воспитатели новой формации. Во исполнение майского указа президента РФ №599 в прошлом году проведен мониторинг в разрезе каждого населенного пункта и возраста детей, на основе которого в Бурятии разработана поэтапная программа под названием «дорожная карта» развития дошкольного образования в республике до 2016 года.

К сожалению, пока дошкольное образование не стало привлекательным для частного инвестора. Эксперимент в Иволгинском районе, где предприниматель взялся за развитие семейных детских садов, не дал должного эффекта. Такой эффект появится тогда, когда появится четкий норматив на дошкольника, и бизнес будет ясно понимать, что при определенных вложениях он получит столько-то, такие-то образовательные услуги позволят ему заработать столько-то. Хотя сегодня уже появилась возможность у субъекта предоставлять предпринимателю безвозмездный кредит на строительство здания в обмен на предоставление какого-то количества мест для очередников в детский сад. К примеру, строится сад на 240 мест, 100 из них отдаются муниципалитету, притом что эти места будут оплачиваться по муниципальному нормативу.

В этом году мы планируем создать дополнительные места в детсадах с учетом альтернативных форм, для чего из республиканского бюджета будет выделено 208 млн рублей. Эти деньги могут быть использованы на реконструкцию свободных площадей дошкольных образовательных организаций, на строительство пристроев, третьих этажей кирпичных зданий и др. Федеральные же средства будут направляться на улучшение условий воспитательно-образовательного процесса в свете современных требований. Нам хотелось бы, чтобы в самых продвинутых детских садах появилось оборудование «Монтессори». Одним словом, Байкальский образовательный форум — это интересно. Принимайте участие, мы будем рады всем!