Наталья Сысоева: «Всегда стремлюсь добиться максимальных результатов»

Председатель Иркутского регионального отделения Союза художников России Наталья Сысоева — яркий пример женщины-руководителя в Иркутской области. Такие как она с успехом справляются с управлением всевозможными процессами в огромном коллективе. Наталья Сергеевна уже несколько лет не только решает ежедневные проблемы общественной организации, численность которой составляет более 150 человек, но и популяризирует изобразительное искусство Приангарья, занимается продвижением художников региона. При этом успевает преподавать и заниматься собственным творчеством.

Наталья Сысоева: «Может быть, то, чем я сейчас занимаюсь, мне сложно назвать любимым делом, ведь я прежде всего художник и педагог, но ответственность и доверие необходимо оправдывать»

Special Review: Насколько сложно лично вам руководить такой большой и серьезной организацией, как Иркутское отделение Союза художников?

Наталья Сысоева: Руководить лично мне чаще всего сложнее собой, я по природе своей перфекционистка и всегда стремлюсь добиться максимальных результатов в любой работе вне зависимости от энергетических затрат.

Руководство творческим коллективом требует прежде всего интеллектуальных усилий: нужно выстраивать стратегию развития организации, иногда не совсем в благоприятной внешней ситуации. Я сейчас говорю о том, что, несмотря на объявленный президентом РФ 2014 год Годом культуры, до сих пор на государственном уровне не принят закон о культуре, не определен статус творческой личности (творческого работника), статус творческой мастерской. С момента создания творческих союзов в 1932 году прошло более 80 лет — именно эту юбилейную дату отметил Союз художников в 2012 году, кардинально изменилась страна, изменилось законодательство. И нам, как организации с большим багажом традиций и славной историей, приходится учиться жить в новой реальности. В ней настоящее искусство часто не вписывается в так называемый арт-рынок, который, как и масскультура, ориентирован на потребление товара не всегда высокохудожественного и высокоинтеллектуального. Решения многих вопросов зависят от контактов с представителями городской и областной администрации, где нет кадровой стабильности. Есть, конечно, и психологические «издержки», но об этом говорить не хочется.

Мне всегда помогает то, что члены союза, вне зависимости от различий творческого мировоззрения художников, несхожести характеров, — это команда соратников и единомышленников с общей судьбой. Это профессиональное единение сложилось исторически, биография большинства членов союза начинается со строчки: окончил Иркутское художественное училище…

SR: Когда вы пришли на эту должность, испытывали ли вы недоверие со стороны старожилов союза и особенно мужчин?

Н.С.: Есть много профессий, название которых произносится чаще всего в мужском роде: художник, писатель, преподаватель, профессор в значении «мастер» — вот яркие тому примеры. Употребление их в женском роде, конечно, не будет ошибкой, но меняется интонация и эмоциональный подтекст. Со словом администратор, председатель Союза художников аналогичная история. Возможно, отсутствие у меня опыта работы в должности кого-то настораживало, но судят по результатам твоей деятельности. В тех условиях, когда общее собрание союза избрало меня на эту должность, я в большей степени ощущала поддержку со стороны самых авторитетных мужчин. В меня поверили, может быть, вспоминая некрасовские строки «…коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…». И это доверие пришлось оправдывать без скидок на гендерную принадлежность. Экономическое положение организации в тот момент было сложным, даже критическим, и правлению пришлось принимать антикризисные меры. Не обошлось без мудрых советов старожилов. Конечно, мне многому пришлось научиться, ведь судьба складывается из накопления жизненного и профессионального опыта. И, может быть, то, чем я сейчас занимаюсь, мне сложно назвать любимым делом, ведь я прежде всего художник и педагог, но ответственность и доверие необходимо оправдывать.

«Увы, лирический поэт обязан быть мужчиной» — изысканная ирония Анны Ахматовой. Вероятно, в наше время мы наконец начинаем признавать равноправие женщин не только в политике, общественной жизни, но и в сфере культуры и искусства.

SR: Какие проблемы художников вам приходится решать на своем посту?

Н.С.: Основным в работе руководителя является умение выделить главные задачи и верно расставить приоритеты. Это, на мой взгляд, организация выставок, создание условий для плодотворной работы членов союза, внимание к пенсионерам и поддержка молодых художников. Но главным и самым сложным, конечно, было решение вопроса о предоставлении творческих мастерских в безвозмездное пользование.

Понимание того, что Иркутск расположен на стыке европейской и азиатской культур, заставляет уделять пристальное внимание укреплению и развитию международных связей с творческими союзами и учебными заведениями художественных специальностей Китая, Кореи, Монголии и других стран. Удалось подписать договоры о сотрудничестве с Союзом художников провинции Шанси и провести международные выставки художников и студентов. Реализованы крупные издательские проекты — выпущены альбомы «Художники — городу», «Под сводом храма. Современная иконопись Иркутска», «Современные художники России. Сибирь. том 2», «Информационный сборник союза», каталоги выставок «Учитель и ученики», «ХХV», «Молодая Сибирь. Иркутск 2013», «У берегов Байкала» и другие.

В политике нашего союза работа с молодежью является приоритетным направлением выставочной деятельности, отражающим заботу о будущем отечественной культуры. Молодежное объединение МIХ проводит системную работу, вовлекающую в интенсивный творческий процесс большое число студентов, молодых художников и преподавателей художественного училища, технического университета, академии образования. Ежегодно в Иркутске проходят тематические и молодежные областные выставки, конкурсы учебных и дипломных работ, что поддерживает традиции школы изобразительного искусства и стимулирует новаторские поиски авторов.

Иркутский союз художников поддерживает творческие контакты с музеями, галереями и частными коллекционерами. Иркутским региональным отделением проведено более 200 выставок и девять пленэров.

Но самое большое количество времени занимает ежедневная рутинная административная работа.

SR: Насколько сложно или легко добывать деньги на творческие проекты союза и помощь художникам?

Н.С.: Процесс финансирования творческих проектов общественных организаций в настоящее время осуществляется через участие в конкурсе субсидий министерства культуры и архивов Иркутской области и управления культуры города Иркутска. Все очень просто: собираешь необходимые документы, подаешь заявку, получаешь деньги, сдаешь бухгалтерский отчет. Этот вопрос скорее касается приобретения навыков в написании проектов.

А при оказании адресной помощи художникам программу поддержки осуществляет Российский Союз художников, из бюджета которого ежегодно выделяются средства художникам-инвалидам.

Кроме того, многочисленные региональные и межрегиональные художественные выставки Иркутского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» реализуются с использованием механизмов государственно-частного партнерства. К примеру, в 2013 году руководством благотворительного фонда имени Юрия Тена учреждена премия для молодежного объединения Иркутской области, которая позволяет поддержать перспективных художников.

SR: Насколько вообще бизнес тяжело расстается с деньгами для помощи творческого союза?

Н.С.: Мы ощущаем реальную поддержку общесоюзных и персональных выставок со стороны меценатов, бизнесменов, благотворительных фондов. Благодаря тесному сотрудничеству с Иркутской галереей Виктора Бронштейна и директором городского благотворительного фонда «Наследие иркутских меценатов» Мариной Кондрашовой впервые проведена выставка современной иконописи Иркутска и издан тираж уникального альбома «Под сводом храма», который сразу стал библиографической редкостью.

Председатель совета директоров ОАО «Иркутский масложиркомбинат» Дмитрий Баймашев принял активное участие в организации и проведении выставки, посвященной 25-летию красноярского художественного института и регионального отделения Российской академии художеств. Каталог выставки позволяет оценить значительный вклад в развитие изобразительного искусства Красноярского края и Иркутской области, нераздельно связанных между собой преемственностью педагогических традиций.

Плодотворное партнерство с Благотворительным фондом имени Юрия Тена позволяет с большим успехом проводить благотворительные аукционы «Дыхание жизни», а также реализовать крупнейшие выставки организации, посвященные 80-летию Иркутского отделения Союза художников России в «СибЭкспоЦентре» города Иркутска, и выставку «У берегов Байкала», посвященную 75-летию Иркутской области в Государственной думе ФС РФ и Музее имени Вернадского РАН в Москве.

Благотворительные мероприятия молодежного объединения поддерживает ВТБ и лично управляющая его филиалом Иркутске Александра Макарова.

SR: Каково процентное соотношение мужчин и женщин в Иркутском отделении Союза художников и с чем, на ваш взгляд, связан факт, что история изобразительного искусства знает больше мужских имен, чем женских?

Н.С.: «Увы, лирический поэт обязан быть мужчиной» — изысканная ирония Анны Ахматовой. Вероятно, в наше время мы наконец начинаем признавать равноправие женщин не только в политике, общественной жизни, но и в сфере культуры и искусства. Хотя вплоть до ХХ века самые различные факторы надежно ограждали «большое искусство» от женщин-художниц. Права на собственность, на получение профессионального художественного образования успешно регулировались в патриархальном обществе законами и религиозными запретами. Только с 1840 года в результате административных реформ перед русскими женщинами был открыт доступ к художественному образованию.

Как известно, слов из песни не выкинешь, и сегодня в составе Союза художников «на 10 девчонок по статистике 20 ребят». Конечно, летопись истории великого искусства писали гении, традиционно мужчины. Но яркие страницы принадлежат и женщинам: Анне Остроумовой-Лебедевой, Зинаиде Серебряковой, Анне Голубкиной, Вере Мухиной, мировое признание русского авангарда было во многом предопределено творчеством Натальи Гончаровой, Ольги Розановой, Александры Экстер, Надежды Удальцовой.

SR: Удается ли вам при вашей огромной загруженности заниматься собственным творчеством и домашними делами, семьей?

Н.С.: Все свободное от основной работы в союзе время я отдаю педагогической деятельности — преподаю на кафедре дизайна ИрГТУ. Но выходные и каникулы еще никто не отменял: пишу работы в мастерской, ежедневно воспитываю 20-летнего сына, содержу дом в идеальной чистоте и иногда по дороге в продуктовый магазин успеваю забежать в парикмахерскую или тренажерный зал, а уже совсем-совсем в свободное время с удовольствием встречаюсь с друзьями.