Наталья Сысоева: «Художественный музей активно внедряет новые формы работы»

Сегодня Иркутский художественный музей — это не просто комплекс уникальных исторических зданий с картинами в экспозиции. Это целая жизнь, наполненная интересными событиями, новыми выставками, увлекательными экскурсиями, мероприятиями. Что делает музей интересным для самого широкого круга иркутян и гостей города, какие шаги делаются для популяризации изобразительного искусства и сохранения одной из самых богатейших коллекций от Урала до Дальнего Востока? Об этом рассказывает директор Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева Наталья Сысоева.

— Наталья Сергеевна, какова сегодня аудитория музея?

— Если взять в целом всех посетителей нашего музея, то их можно разделить на три большие группы. Во-первых, это гости города, которые приходят к нам, чтобы узнать что-то новое, познакомиться с коллекцией, с шедеврами, находящимися в нашем собрании, увидеть уникальные вещи. Вторая большая группа — это местные жители, регулярно посещающие в основном временные выставки, желающие увидеть произведения современных художников, а также работы, которые большую часть времени находятся в запасниках музея. А в третьих, это жители Иркутской области, которые посещают выездные выставки произведений из коллекции нашего музея.

Наталья Сысоева: «Передо мной как перед директором стоит задача решения огромного количества хозяйственных вопросов и проблем, которые накопились за последние годы»

— Не секрет, что некоторые представители молодежи считают, что ходить в музеи — дело довольно скучное. Или таких немного?

— В наш музей ходят очень разные люди, всех возрастов. Во-первых, это люди так называемого «серебряного возраста» с активной жизненной позицией, у которых есть достаточное количество свободного времени для приобщения к художественному наследию. Во-вторых, к нам приходит очень большое количество молодежи. Сотрудниками музея разработана целая программа, которая нацелена на работу с детской и юношеской аудиторией. В течение учебного года школьники, студенты, учащиеся детских художественных школ Иркутска и Иркутской области систематически посещают все наши отделы, знакомятся как с постоянной экспозицией, так и с временными выставками. Для них разработана экскурсионно-образовательная программа, адаптированы экскурсии, постоянно проводятся мастер-классы.

Кроме того, музей сейчас активно осваивает множество новых форм работы с посетителями. Например, большую популярность набирают музейные квесты. Разгадывая задания, дети учатся внимательно смотреть картины, замечать в них неочевидные детали. То есть не просто получают впечатление от экспозиции, но и запоминают имена художников, названия произведений. Причем квесты интересны не только детям, но и их родителям.

Из других новых форм можно упомянуть о сторителлинге. Суть заключается в следующем: сотрудник музея (или волонтер) предлагает посетителям сочинить собственную историю о сюжете картины. От пассивного восприятия работы зритель переходит к активному творческому соучастию, собственной интерпретации, пытается сформулировать полученное им эмоциональное ощущение от работы. Это очень увлекательный и познавательный процесс, потому что каждый человек обладает своим особенным жизненным опытом, тонкостью восприятия, темпераментом и интеллектом. И в результате в сторителлинге участвуют люди самого разного возраста, что мы наблюдали, например, на «Ночи искусств», недавно прошедшей в нашем музее, где как раз и был презентован этот новый проект.

Еще одно наше новшество — это интерактивная экскурсионная тропа, открывшаяся в Усадьбе Сукачева в этом году и реализованная благодаря выигранному гранту Географического общества. Теперь посетители усадьбы могут самостоятельно, при помощи своих смартфонов узнавать, какие виды деревьев растут в мемориальном парке. Многие из них в свое время были высажены основателем нашего музея Владимиром Платоновичем Сукачевым.

— Музей открыл несколько больших тематических выставок, посвященных юбилею Иркутской области. Чем была наполнена экспозиция «От Иркутской губернии до Иркутской области»?

— На самом деле Иркутский художественный музей и сам является ровесником Иркутской области, потому что как самостоятельное учреждение работает с 1937 года. И, разумеется, в нашей богатейшей коллекции есть художественные произведения, отражающие историю развития региона, от жанровых картин на тему освоения Сибири, лирических и монументальных пейзажей, посвященных уникальной природе, жемчужиной которой является Байкал, до целой галереи портретов замечательных сибиряков. Эти работы можно назвать летописью в картинах замечательных художников. Именно ее мы и показали на выставке, которая вызвала большой интерес как у жителей города, так и у туристов.

— Какую роль сыграл музей в программе Дней Иркутской области в Москве, которые состоялись в начале октября?

— В рамках Дней Иркутской области в Москве музей совместно с иркутским региональным отделением Союза художников России подготовил крупную выставку «Земля у Байкала», в которой представил все лучшие произведения живописцев, графиков, скульпторов и художников декоративно-прикладного искусства. Экспозиция работала в выставочном зале Союза художников в Москве и стала одним из официальных мероприятий празднования юбилея Иркутской области в столице. Ее посетил губернатор региона Сергей Левченко, члены правительства города Москвы, ведущие искусствоведы и многие наши земляки. На выставке прошла презентация альбома-каталога «Художники Иркутской области», изданного к юбилею области и 85-летию Иркутского отделения Союза художников. Выставка вызвала большой интерес у москвичей.

— Масштабный выставочный проект «Мастер и мастерская» также был посвящен двум знаковым событиям — 80-летию Иркутской области и 85-летию Иркутского регионального отделения ВТОО «Союз художников России». Как вообще появилась идея такой выставки?

— Идея выставки заключалась в стремлении осмыслить роль художника в современном мире. Нам хотелось показать лучшие работы на тему творчества. В основе экспозиции коллекция Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачева, произведения из мастерских иркутских художников и авторов из других городов России. Именно в таком формате экспозиция наиболее ярко раскрыла идею осмысления роли художника в современном мире. Замечательные произведения, которые создавали и создают художники, отражают многогранную жизнь во всех ее проявлениях. Доминантой выставки можно считать галерею портретов и автопортретов художников, дополненную тематическими натюрмортами и произведениями, отражающими особую атмосферу художественных мастерских. Выставка «Мастер и мастерская» дает возможность проанализировать, сопоставить и оценить в большой ретроспективе изобразительное искусство ХХ начала ХХI века. Основная тенденция сохранения традиций, высокая планка требований к профессионализму и разнообразие авторских почерков, соотносящихся с целыми направлениями в отечественном искусстве, позволяет констатировать факт многовекторности творческих поисков внутри профессионального сообщества художников. А в целом выставка не только «история в лицах», но рассказ о жизни очень большой организации иркутских художников, чьи лучшие достижения становятся вкладом в будущее искусство России.

— Музей — это не только выставочная деятельность…

— Действительно, выставки — это лишь небольшая часть работы музея. Так, например, в этом году значительное место заняла издательская деятельность. За последнее время музеем было издано сразу несколько серьезных каталогов. Буквально только что вышел каталог выставки «Мастер и мастерская», который стал настоящим предновогодним подарком всем участникам проекта и членам союза художников. До этого мы презентовали альбом-каталог «Художники Иркутской области», куда вошли лучшие произведения и подробные биографические сведения о членах регионального отделения союза. Кроме того, в течение этого года были выпущены буклет к выставке Айвазовского, в котором мы впервые показали и опубликовали все его работы, которые есть в нашем собрании; каталог работ Бориса Лебединского к его 125-летию; буклет, посвященный легендарному директору нашего музея Алексею Дементьевичу Фатьянову. В следующем году эта деятельность будет обязательно продолжена, потому что впереди много юбилейных дат и других достойных поводов.

— А чем еще живет музей?

— Конечно, музей — это прежде всего научная деятельность. Ежегодно у нас проводятся искусствоведческие чтения, буквально недавно прошла всероссийская научная конференция по художественной культуре Сибири, в которой приняли участие искусствоведы ведущих музеев страны, в том числе из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также представители музеев Сибири: Красноярска, Улан-Удэ и так далее. А летом в рамках культурного форума «Байкал-тотем» мы провели конференцию для специалистов региональных музеев, на которой эксперты Русского музея из Санкт-Петербурга поделились с коллегами опытом новых форм работы с посетителями, которые теперь активно осваиваются нашими сотрудниками.

— Интерактивные и другие современные технологии активно внедряются, в том числе и музеях. Иркутский художественный музей не исключение?

— Конечно. В этом году, в конце сентября мы открыли у себя новое подразделение — информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». В информационно-образовательном классе, оснащенном компьютерами, представлены интерактивные мультимедийные программы по истории русского искусства. Здесь же, в кинозале можно посмотреть десятки документальных фильмов о творчестве художников разных эпох, о коллекции Русского музея, архитектуре, изобразительном искусстве. На этой базе проводятся образовательные занятия с детьми и взрослыми, пользующиеся большим интересом у иркутян. Открытие виртуального филиала стало стратегическим внедрением в структуру музея, работа над реализацией этой программы продолжалась больше года. Филиал значительно расширяет наши возможности по использованию образовательных программ. Фактически ко всему тому, что у нас уже есть, добавился огромный пласт русского искусства и тех программ, которые уже разработаны методистами и сотрудниками Русского музея. Кроме того, здесь же работает художественная студия, в которой профессиональные педагоги — члены Союза художников, занимаются с детьми и взрослыми.

— И в финале — о планах. Поделитесь мечтами, идеями, которые хочется реализовать на площадке музея.

— Мы прекрасно понимаем, что нам катастрофически не хватает выставочных площадей. Большая часть нашего собрания находится в запасниках. Особенно это касается современного искусства. Эти произведения выставляются лишь иногда, в тематических экспозициях. Каждый любитель искусства, приезжающий в наш город, всегда может увидеть коллекцию западноевропейского, русского искусства, иконописи. А хотелось бы, чтобы в постоянной экспозиции были и картины иркутских художников. Та же выставка «Мастер и мастерская» показала, насколько богата наша коллекция. Аркадий Вычугжанин, Галина Новикова, Борис Десяткин, Андрей Рубцов, Виталий Рогаль и еще десятки имен по-настоящему выдающихся сибирских художников.

Однако новые площади — это то, что можно отнести к мечтам. А сейчас передо мной как перед директором стоит задача решения огромного количества хозяйственных вопросов и проблем, которые накопились за последние годы. Во-первых, нужно обеспечить достойное хранение произведений, потому что первая задача музея — это сохранить. И хранить искусство нужно в достойных условиях — при современном оборудовании, правильном температурно-влажностном режиме и так далее. Поэтому ремонт фондохранилищ — основной приоритет в работе. Второй важнейший вопрос — это комплектование фондов. Сейчас мы понимаем, что в нашей коллекции есть значительные лакуны, которые практически невозможно заполнить. С учетом объективных причин отсутствия финансирования по этой статье расходов в постперестроечный период большинство лучших произведений художников оказалось в частных коллекциях. Есть пробелы, которые уже просто не восполнить: ушла целая плеяда художников 80-2000-х годов, чьих работ нет в коллекции музея. Поэтому, помимо достойного хранения, хотелось бы достаточно серьезной, вдумчивой и системной работы по комплектованию фондов музея.

Еще одна тема, которую мы себе ставим в качестве задачи, это развитие сотрудничества с ведущими российскими музеями — Эрмитажем, Третьяковской галереей, Русским музеем и другими. Хочется, чтобы и наши сотрудники имели возможность повышать квалификацию в столичных музеях. Вопросом крайней необходимости считаю подготовку к аттестации молодых реставраторов, потому что благодаря их профессионализму мы в должном состоянии храним коллекцию величайших шедевров изобразительного искусства.

Антон Кокин