Наталья Сысоева: «Художественный музей активно внедряет новые формы работы»

Сегодня Иркутский художественный музей — это не просто комплекс уникальных исторических зданий с картинами в экспозиции. Это целая жизнь, наполненная интересными событиями, новыми выставками, увлекательными экскурсиями, мероприятиями. Что делает музей интересным для самого широкого круга иркутян и гостей города, какие шаги делаются для популяризации изобразительного искусства и сохранения одной из самых богатейших коллекций от Урала до Дальнего Востока? Об этом рассказывает директор Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева Наталья Сысоева.

— Наталья Сергеевна, какова сегодня аудитория музея?

— Если взять в целом всех посетителей нашего музея, то их можно разделить на три большие группы. Во-первых, это гости города, которые приходят к нам, чтобы узнать что-то новое, познакомиться с коллекцией, с шедеврами, находящимися в нашем собрании, увидеть уникальные вещи. Вторая большая группа — это местные жители, регулярно посещающие в основном временные выставки, желающие увидеть произведения современных художников, а также работы, которые большую часть времени находятся в запасниках музея. А в третьих, это жители Иркутской области, которые посещают выездные выставки произведений из коллекции нашего музея.

Наталья Сысоева: «Передо мной как перед директором стоит задача решения огромного количества хозяйственных вопросов и проблем, которые накопились за последние годы»

— Не секрет, что некоторые представители молодежи считают, что ходить в музеи — дело довольно скучное. Или таких немного?

— В наш музей ходят очень разные люди, всех возрастов. Во-первых, это люди так называемого «серебряного возраста» с активной жизненной позицией, у которых есть достаточное количество свободного времени для приобщения к художественному наследию. Во-вторых, к нам приходит очень большое количество молодежи. Сотрудниками музея разработана целая программа, которая нацелена на работу с детской и юношеской аудиторией. В течение учебного года школьники, студенты, учащиеся детских художественных школ Иркутска и Иркутской области систематически посещают все наши отделы, знакомятся как с постоянной экспозицией, так и с временными выставками. Для них разработана экскурсионно-образовательная программа, адаптированы экскурсии, постоянно проводятся мастер-классы.

Кроме того, музей сейчас активно осваивает множество новых форм работы с посетителями. Например, большую популярность набирают музейные квесты. Разгадывая задания, дети учатся внимательно смотреть картины, замечать в них неочевидные детали. То есть не просто получают впечатление от экспозиции, но и запоминают имена художников, названия произведений. Причем квесты интересны не только детям, но и их родителям.

Из других новых форм можно упомянуть о сторителлинге. Суть заключается в следующем: сотрудник музея (или волонтер) предлагает посетителям сочинить собственную историю о сюжете картины. От пассивного восприятия работы зритель переходит к активному творческому соучастию, собственной интерпретации, пытается сформулировать полученное им эмоциональное ощущение от работы. Это очень увлекательный и познавательный процесс, потому что каждый человек обладает своим особенным жизненным опытом, тонкостью восприятия, темпераментом и интеллектом. И в результате в сторителлинге участвуют люди самого разного возраста, что мы наблюдали, например, на «Ночи искусств», недавно прошедшей в нашем музее, где как раз и был презентован этот новый проект.

Еще одно наше новшество — это интерактивная экскурсионная тропа, открывшаяся в Усадьбе Сукачева в этом году и реализованная благодаря выигранному гранту Географического общества. Теперь посетители усадьбы могут самостоятельно, при помощи своих смартфонов узнавать, какие виды деревьев растут в мемориальном парке. Многие из них в свое время были высажены основателем нашего музея Владимиром Платоновичем Сукачевым.

— Музей открыл несколько больших тематических выставок, посвященных юбилею Иркутской области. Чем была наполнена экспозиция «От Иркутской губернии до Иркутской области»?

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Одна из богатейших сокровищниц изобразительного искусства на территории Сибири, Урала и Дальнего Востока и один из самых известных в России региональных музеев. Сегодня его собрание насчитывает более 23 тыс. произведений искусства разных эпох и стран, начиная от первобытного и заканчивая современностью.
Сегодня музей имеет четыре отдела, расположенных в памятниках архитектуры — Главное здание с основной экспозицией русского и западноевропейского искусства находится на улице Ленина, 5; Галерея сибирского искусства (с постоянной экспозицией религиозного и русского искусства) на ул. Карла Маркса, 23; историко-мемориальный отдел «Усадьба В.П. Сукачева» (ул. Декабрьских событий, 112) с постоянной экспозицией, посвященной основателю иркутского художественного музея; информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» (ул. Свердлова, 16). В каждом из этих отделов проходят выставки, экскурсии, мастер-классы и другие мероприятия.

— На самом деле Иркутский художественный музей и сам является ровесником Иркутской области, потому что как самостоятельное учреждение работает с 1937 года. И, разумеется, в нашей богатейшей коллекции есть художественные произведения, отражающие историю развития региона, от жанровых картин на тему освоения Сибири, лирических и монументальных пейзажей, посвященных уникальной природе, жемчужиной которой является Байкал, до целой галереи портретов замечательных сибиряков. Эти работы можно назвать летописью в картинах замечательных художников. Именно ее мы и показали на выставке, которая вызвала большой интерес как у жителей города, так и у туристов.

— Какую роль сыграл музей в программе Дней Иркутской области в Москве, которые состоялись в начале октября?

— В рамках Дней Иркутской области в Москве музей совместно с иркутским региональным отделением Союза художников России подготовил крупную выставку «Земля у Байкала», в которой представил все лучшие произведения живописцев, графиков, скульпторов и художников декоративно-прикладного искусства. Экспозиция работала в выставочном зале Союза художников в Москве и стала одним из официальных мероприятий празднования юбилея Иркутской области в столице. Ее посетил губернатор региона Сергей Левченко, члены правительства города Москвы, ведущие искусствоведы и многие наши земляки. На выставке прошла презентация альбома-каталога «Художники Иркутской области», изданного к юбилею области и 85-летию Иркутского отделения Союза художников. Выставка вызвала большой интерес у москвичей.

— Масштабный выставочный проект «Мастер и мастерская» также был посвящен двум знаковым событиям — 80-летию Иркутской области и 85-летию Иркутского регионального отделения ВТОО «Союз художников России». Как вообще появилась идея такой выставки?

— Идея выставки заключалась в стремлении осмыслить роль художника в современном мире. Нам хотелось показать лучшие работы на тему творчества. В основе экспозиции коллекция Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачева, произведения из мастерских иркутских художников и авторов из других городов России. Именно в таком формате экспозиция наиболее ярко раскрыла идею осмысления роли художника в современном мире. Замечательные произведения, которые создавали и создают художники, отражают многогранную жизнь во всех ее проявлениях. Доминантой выставки можно считать галерею портретов и автопортретов художников, дополненную тематическими натюрмортами и произведениями, отражающими особую атмосферу художественных мастерских. Выставка «Мастер и мастерская» дает возможность проанализировать, сопоставить и оценить в большой ретроспективе изобразительное искусство ХХ начала ХХI века. Основная тенденция сохранения традиций, высокая планка требований к профессионализму и разнообразие авторских почерков, соотносящихся с целыми направлениями в отечественном искусстве, позволяет констатировать факт многовекторности творческих поисков внутри профессионального сообщества художников. А в целом выставка не только «история в лицах», но рассказ о жизни очень большой организации иркутских художников, чьи лучшие достижения становятся вкладом в будущее искусство России.

— Музей — это не только выставочная деятельность…

— Действительно, выставки — это лишь небольшая часть работы музея. Так, например, в этом году значительное место заняла издательская деятельность. За последнее время музеем было издано сразу несколько серьезных каталогов. Буквально только что вышел каталог выставки «Мастер и мастерская», который стал настоящим предновогодним подарком всем участникам проекта и членам союза художников. До этого мы презентовали альбом-каталог «Художники Иркутской области», куда вошли лучшие произведения и подробные биографические сведения о членах регионального отделения союза. Кроме того, в течение этого года были выпущены буклет к выставке Айвазовского, в котором мы впервые показали и опубликовали все его работы, которые есть в нашем собрании; каталог работ Бориса Лебединского к его 125-летию; буклет, посвященный легендарному директору нашего музея Алексею Дементьевичу Фатьянову. В следующем году эта деятельность будет обязательно продолжена, потому что впереди много юбилейных дат и других достойных поводов.

— А чем еще живет музей?

— Конечно, музей — это прежде всего научная деятельность. Ежегодно у нас проводятся искусствоведческие чтения, буквально недавно прошла всероссийская научная конференция по художественной культуре Сибири, в которой приняли участие искусствоведы ведущих музеев страны, в том числе из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также представители музеев Сибири: Красноярска, Улан-Удэ и так далее. А летом в рамках культурного форума «Байкал-тотем» мы провели конференцию для специалистов региональных музеев, на которой эксперты Русского музея из Санкт-Петербурга поделились с коллегами опытом новых форм работы с посетителями, которые теперь активно осваиваются нашими сотрудниками.

— Интерактивные и другие современные технологии активно внедряются, в том числе и музеях. Иркутский художественный музей не исключение?

— Конечно. В этом году, в конце сентября мы открыли у себя новое подразделение — информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». В информационно-образовательном классе, оснащенном компьютерами, представлены интерактивные мультимедийные программы по истории русского искусства. Здесь же, в кинозале можно посмотреть десятки документальных фильмов о творчестве художников разных эпох, о коллекции Русского музея, архитектуре, изобразительном искусстве. На этой базе проводятся образовательные занятия с детьми и взрослыми, пользующиеся большим интересом у иркутян. Открытие виртуального филиала стало стратегическим внедрением в структуру музея, работа над реализацией этой программы продолжалась больше года. Филиал значительно расширяет наши возможности по использованию образовательных программ. Фактически ко всему тому, что у нас уже есть, добавился огромный пласт русского искусства и тех программ, которые уже разработаны методистами и сотрудниками Русского музея. Кроме того, здесь же работает художественная студия, в которой профессиональные педагоги — члены Союза художников, занимаются с детьми и взрослыми.

— И в финале — о планах. Поделитесь мечтами, идеями, которые хочется реализовать на площадке музея.

— Мы прекрасно понимаем, что нам катастрофически не хватает выставочных площадей. Большая часть нашего собрания находится в запасниках. Особенно это касается современного искусства. Эти произведения выставляются лишь иногда, в тематических экспозициях. Каждый любитель искусства, приезжающий в наш город, всегда может увидеть коллекцию западноевропейского, русского искусства, иконописи. А хотелось бы, чтобы в постоянной экспозиции были и картины иркутских художников. Та же выставка «Мастер и мастерская» показала, насколько богата наша коллекция. Аркадий Вычугжанин, Галина Новикова, Борис Десяткин, Андрей Рубцов, Виталий Рогаль и еще десятки имен по-настоящему выдающихся сибирских художников.

Однако новые площади — это то, что можно отнести к мечтам. А сейчас передо мной как перед директором стоит задача решения огромного количества хозяйственных вопросов и проблем, которые накопились за последние годы. Во-первых, нужно обеспечить достойное хранение произведений, потому что первая задача музея — это сохранить. И хранить искусство нужно в достойных условиях — при современном оборудовании, правильном температурно-влажностном режиме и так далее. Поэтому ремонт фондохранилищ — основной приоритет в работе. Второй важнейший вопрос — это комплектование фондов. Сейчас мы понимаем, что в нашей коллекции есть значительные лакуны, которые практически невозможно заполнить. С учетом объективных причин отсутствия финансирования по этой статье расходов в постперестроечный период большинство лучших произведений художников оказалось в частных коллекциях. Есть пробелы, которые уже просто не восполнить: ушла целая плеяда художников 80-2000-х годов, чьих работ нет в коллекции музея. Поэтому, помимо достойного хранения, хотелось бы достаточно серьезной, вдумчивой и системной работы по комплектованию фондов музея.

Еще одна тема, которую мы себе ставим в качестве задачи, это развитие сотрудничества с ведущими российскими музеями — Эрмитажем, Третьяковской галереей, Русским музеем и другими. Хочется, чтобы и наши сотрудники имели возможность повышать квалификацию в столичных музеях. Вопросом крайней необходимости считаю подготовку к аттестации молодых реставраторов, потому что благодаря их профессионализму мы в должном состоянии храним коллекцию величайших шедевров изобразительного искусства.

Антон Кокин