Настройка на оперу
Прошлая неделя в музыкальной жизни Иркутска ознаменовалась исполнением сразу двух опер, причем на разных площадках, что для Приангарья является скорее исключением, чем правилом. Во-первых, музыкальный театр инициировал возвращение на иркутскую сцену уроженцев Иркутска, которые сейчас являются солистами Большого театра России — одного из главных оперных театров страны. Так, в Иркутске оказались Народный артист РФ Олег Кулько, заслуженные артисты России Андрей Григорьев и Роман Муравицкий, а также примкнувшая к ним солистка молодежной оперной программы Большого театра Ангелина Никитченко. Вместе они провели два гала-концерта, продемонстрировав в высшей степени профессиональное исполнение лучших арий из мирового оперного репертуара. Но, кроме этого, еще до своего приезда предложили музыкальному театру влиться в какую-нибудь постановку. Выбор пал на «Евгения Онегина» — одну из немногих постановок серьезного классического репертуара в иркутском театре.
В итоге главные партии в этом спектакле, выпущенном в 2010 году, исполнили Андрей Григорьев (Онегин), Олег Кулько (Ленский) и Ангелина Никитченко (Татьяна). Постановка вместе с московскими солистами заиграла новыми красками, а за своими коллегами подтянулись и иркутские солисты. «Чувствовалось, что все, кто занят в этом спектакле, встрепенулись — всем захотелось показать этот спектакль наилучшим образом», — признавался сразу после выступления артист Андрей Григорьев. Кстати, он же предложил руководству театра и дальнейшее сотрудничество. «Мы уже провели переговоры с главным дирижером Иркутского музыкального театра Николаем Сильвестровым о том, чтобы театр попробовал сделать совместную постановку с солистами Большого театра, — рассказал он АН. — Взять не очень масштабную постановку и сделать спектакль, в котором было бы несколько составов, и могли участвовать как местные артисты, так и приглашенные из Большого театра. Сейчас эта практика распространена в ведущих театрах мира, когда прилетают приглашенные артисты для исполнения той или иной партии. Если перейти на такую систему, появится возможность сделать полуоперный театр, то есть наряду с мюзиклами и опереттами наращивать и оперный репертуар. Потому что певец не растет на мюзиклах, он обязательно должен петь без микрофона и с хорошим оркестром».
Впрочем, исполнением опер в Иркутске уже несколько лет занимается и Иркутская областная филармония вместе с главным дирижером Илмаром Лапиньшем. Иркутяне уже имели возможность наблюдать концертные исполнения (без костюмов и декораций) сразу нескольких оперных произведений мировой классики, а 15 февраля впервые получили возможность увидеть оперную постановку, наиболее приближенную к театральной.
В минувшую субботу на сцене Концертного зала Иркутской областной филармонии состоялось исполнение одноактной оперы Джованни Баттисты Перголези «Служанка-госпожа». Под аккомпанемент струнной группы губернаторского симфонического оркестра, пианиста Константина Сероватова и приглашенного из Самары дирижера Георгия Клементьева партии главных героев исполнили солистка Московской филармонии, лауреатка множества международных конкурсов Екатерина Клементьева (уже выступавшая в Иркутске) и участник многих международных фестивалей (в том числе иркутского «Дыхания Байкала») литовский солист Артурас Козловскис.
Действие этой небольшой одноактной оперы разворачивается в XVIII веке в Неаполе. Доктор Умберто недоволен своей нерадивой, но прелестной служанкой Серпиной, проявляющей к нему непочтительное отношение, и, чтобы найти на нее управу, хочет жениться. Однако Серпина поворачивает дело таким образом, что Умберто ничего не остается, как взять в жены именно ее — к радости обоих героев в финале.
Интересно, что «Служанка-госпожа» была написана Перголези просто как шутка и должна была служить в качестве интермеццо для его другой, серьезной оперы «Гордый пленник». Однако «Пленник» провалился, а «Служанка-госпожа» с течением времени стала самой известной оперой итальянского композитора. Ее исполнение в Иркутской филармонии открыло цикл концертов, посвященных Году Италии в России.
При работе над постановкой для консультации пригласили главного режиссера Иркутского драматического театра Н.П. Охлопкова Геннадия Шапошникова, который помог выстроить минимальные декорации и мизансцены. Этого оказалось достаточно, для того чтобы опера сразу ожила и воспринималась как театральное представление, в котором в одной части сцены разворачивается настоящий спектакль с участием прекрасноголосых артистов, а в другой — сплетается музыкальное полотно этого веселого и доброго произведения.
Все эти инициативы вселяют надежду, что когда-нибудь Иркутск сможет представить своей публике оперные постановки, полностью созданные местными силами, и они при этом не будут уступать созданным при помощи приглашенных артистов.
Антон Кокин