Настройка на оперу

Иркутск, никогда не имевший собственного оперного театра, похоже всерьез начал стремиться к его появлению. Местная публика уже начала привыкать к тому, что в областной филармонии случаются концертные исполнения классических опер, инициированные дирижером Илмаром Лапиньшем и его симфоническим оркестром; в городе проводится и целый фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала». Но с недавних пор к этому процессу подключилось и другое учреждение культуры — Иркутский музыкальный театр им. Загурского, заручившись поддержкой солистов Большого театра.

Прошлая неделя в музыкальной жизни Иркутска ознаменовалась исполнением сразу двух опер, причем на разных площадках, что для Приангарья является скорее исключением, чем правилом. Во-первых, музыкальный театр инициировал возвращение на иркутскую сцену уроженцев Иркутска, которые сейчас являются солистами Большого театра России — одного из главных оперных театров страны. Так, в Иркутске оказались Народный артист РФ Олег Кулько, заслуженные артисты России Андрей Григорьев и Роман Муравицкий, а также примкнувшая к ним солистка молодежной оперной программы Большого театра Ангелина Никитченко. Вместе они провели два гала-концерта, продемонстрировав в высшей степени профессиональное исполнение лучших арий из мирового оперного репертуара. Но, кроме этого, еще до своего приезда предложили музыкальному театру влиться в какую-нибудь постановку. Выбор пал на «Евгения Онегина» — одну из немногих постановок серьезного классического репертуара в иркутском театре.

В итоге главные партии в этом спектакле, выпущенном в 2010 году, исполнили Андрей Григорьев (Онегин), Олег Кулько (Ленский) и Ангелина Никитченко (Татьяна). Постановка вместе с московскими солистами заиграла новыми красками, а за своими коллегами подтянулись и иркутские солисты. «Чувствовалось, что все, кто занят в этом спектакле, встрепенулись — всем захотелось показать этот спектакль наилучшим образом», — признавался сразу после выступления артист Андрей Григорьев. Кстати, он же предложил руководству театра и дальнейшее сотрудничество. «Мы уже провели переговоры с главным дирижером Иркутского музыкального театра Николаем Сильвестровым о том, чтобы театр попробовал сделать совместную постановку с солистами Большого театра, — рассказал он АН. — Взять не очень масштабную постановку и сделать спектакль, в котором было бы несколько составов, и могли участвовать как местные артисты, так и приглашенные из Большого театра. Сейчас эта практика распространена в ведущих театрах мира, когда прилетают приглашенные артисты для исполнения той или иной партии. Если перейти на такую систему, появится возможность сделать полуоперный театр, то есть наряду с мюзиклами и опереттами наращивать и оперный репертуар. Потому что певец не растет на мюзиклах, он обязательно должен петь без микрофона и с хорошим оркестром».

Для работы над постановкой был приглашён главного режиссера Иркутского драматического театра Н.П. Охлопкова Геннадий Шапошников.
Для работы над постановкой был приглашён главного режиссера Иркутского драматического театра Н.П. Охлопкова Геннадий Шапошников.

Впрочем, исполнением опер в Иркутске уже несколько лет занимается и Иркутская областная филармония вместе с главным дирижером Илмаром Лапиньшем. Иркутяне уже имели возможность наблюдать концертные исполнения (без костюмов и декораций) сразу нескольких оперных произведений мировой классики, а 15 февраля впервые получили возможность увидеть оперную постановку, наиболее приближенную к театральной.

В минувшую субботу на сцене Концертного зала Иркутской областной филармонии состоялось исполнение одноактной оперы Джованни Баттисты Перголези «Служанка-госпожа». Под аккомпанемент струнной группы губернаторского симфонического оркестра, пианиста Константина Сероватова и приглашенного из Самары дирижера Георгия Клементьева партии главных героев исполнили солистка Московской филармонии, лауреатка множества международных конкурсов Екатерина Клементьева (уже выступавшая в Иркутске) и участник многих международных фестивалей (в том числе иркутского «Дыхания Байкала») литовский солист Артурас Козловскис.

Действие этой небольшой одноактной оперы разворачивается в XVIII веке в Неаполе. Доктор Умберто недоволен своей нерадивой, но прелестной служанкой Серпиной, проявляющей к нему непочтительное отношение, и, чтобы найти на нее управу, хочет жениться. Однако Серпина поворачивает дело таким образом, что Умберто ничего не остается, как взять в жены именно ее — к радости обоих героев в финале.

Интересно, что «Служанка-госпожа» была написана Перголези просто как шутка и должна была служить в качестве интермеццо для его другой, серьезной оперы «Гордый пленник». Однако «Пленник» провалился, а «Служанка-госпожа» с течением времени стала самой известной оперой итальянского композитора. Ее исполнение в Иркутской филармонии открыло цикл концертов, посвященных Году Италии в России.

При работе над постановкой для консультации пригласили главного режиссера Иркутского драматического театра Н.П. Охлопкова Геннадия Шапошникова, который помог выстроить минимальные декорации и мизансцены. Этого оказалось достаточно, для того чтобы опера сразу ожила и воспринималась как театральное представление, в котором в одной части сцены разворачивается настоящий спектакль с участием прекрасноголосых артистов, а в другой — сплетается музыкальное полотно этого веселого и доброго произведения.

Все эти инициативы вселяют надежду, что когда-нибудь Иркутск сможет представить своей публике оперные постановки, полностью созданные местными силами, и они при этом не будут уступать созданным при помощи приглашенных артистов.

Антон Кокин